Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 134 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 134

этими повествованиями. В противном случае вы не поймете, потому что эти повествования нематериальны.

Преданный: А если гуру дает вам указание читать об этих играх?

Гоур-Говинда Свами: Зачем ему это делать? Гуру знает, на каком уровне находится ученик. Он запретит вам: «Не читай». Потому что вы ничего не поймете. Если вы будете читать, эффект будет обратным и вы станете подражателем. Вы подумаете: «О, Кришна так поступал, гопи так поступали, почему бы и мне так не поступить?» О подражательстве не может быть и речи, это вам не поможет. Когда вы достигните соответствующего уровня, осознание придет само собой. Это происходит благодаря общению с садху. По милости садху вы сможете подняться до этого уровня, другого способа не существует. Необходима милость садху, вайшнавов. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 17 декабря 1993 г.)

Несравненная и высочайшая

Когда Яшода связывает Кришну за то, что Он украл масло, Господь наслаждается сладостью этой лилы, лиланандой. В то же время бхакта испытывает премананду, наслаждение от того, что может с любовью служить Господу. Господь и преданный, Бхагаван и бхакта, оба погружаются в океан ананды и тонут в нем. Два вида ананды — лилананда Господа и премананда бхакты — сливаются вместе и образует апурва парамананду — несравненную, высочайшую ананду. Это невозможно описать словами, ибо это неописуемо. Расо ваи сах: Он — вместилище всей расы. Он — сама раса, и Он — расика, тот, кто наслаждается расой. Он — тот, кто наслаждается,

и также тот, кто доставляет наслаждение, асвадья. И Он дает возможность Своим преми-бхактам наслаждаться этой расой. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 21 мая 1994 г.)

Телом, умом и речью матушка Яшода круглые сутки, день и ночь, с любовью служила Кришне. Она не думала ни о чем другом. Взбивая йогурт, она думала о Кришне и пела песни, прославляющие Кришну. Это — вершина ватсальярасы, родительской любви. Яшода — мать всей вселенной, никхила-вишвара-мата-сварупа. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 21 мая 1994 г.)

Кришна — это раса-сварупа

Любовные отношения между преми-бхактой и Бхагаваном — это раса, вкус любви. В безличном Брахмане вы этого не найдете, поскольку там не действуют никакие шакти, брахма-нихшактика. Поэтому любовные отношения с Брахманом невозможны. Сердца брахмавади, имперсоналистов, — сухи; у них ни с кем нет любовных отношений.

Существует три типа проявлений Господа — Брахман, Параматма и Бхагаван: брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате [Бхаг., 1.2.11]. В аспекте Параматмы действуют только майа-шакти и джива-шакти, тогда как сварупашакти, внутренняя энергия, не проявляется. Поэтому любовные отношения с Параматмой невозможны. Любовные отношения — результат действия сварупа-шакти, и поскольку в Параматме отсутствует сварупа-шакти, у души не может быть любовный отношений с Параматмой. Параматма лишь беспристрастно дает каждому плоды его деятельности, кармапхалу. Параматма — это наблюдатель в сердце. Он наблюдает за вашей деятельностью и беспристрастно дает вам плоды вашей кармы. Поэтому Брахман и Параматма не являются раса-сварупой, в них отсутствует вкус. В них есть счастье, они являются ананда-сварупой, но не раса-сварупой, поскольку это счастье не основано на активных взаимоотношениях. Но в Кришне, которого называют Сваям Бхагаван, ВраджендраНандана, Мадхурьяка-Нилая, Нитья-Кишора и который пребывает во Враджабхуми, присутствует деятельность сварупа

-шакти. Любовь Кришны к враджаваси и любовь враджаваси к Кришне — это проявления сварупа-шакти. Враджа-према — это вершина премы. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Ослепленные любовью

Уддхава нарисовал прекрасную картину кришна-таттвы и показал ее Махарадже Нанде. Однако Уддхава не знал, что Махараджа Нанда слеп. Что же это была за слепота? Кришна-премананда, он был ослеплен кришна-премой. В материальном мире все ослеплены материальными наслаждениями, бхоганандой. Однако Махараджа Нанда ослеплен преманандой. Поэтому, хотя Уддхава нарисовал прекрасную картину кришна-таттвы и поместил ее перед Махараджей Нандой, Махараджа Нанда ничего не увидел. В этом мире мы видим все объекты благодаря солнечному свету, а в темноте не видим ничего. Шастры и гьяна подобны солнечному свету, который помогает нам ясно видеть истину. При этом свете, бхрама (склонность совершать ошибки) и прамада (склонность впадать в иллюзию) рассеиваются, подобно тьме. Махараджа Нанда плакал по Кришне, а Уддхава знал, что плачут из-за мохи, заблуждений: «О, мой сын ушел». Все в этом мире плачут вследствие иллюзий, а источником иллюзий является невежество. Но если человек обретает таттвагьяну, его иллюзии рассеиваются. Когда невежество уйдет, а иллюзии рассеются, вы больше не будете плакать. Уддхава хотел пролить на Махараджу Нанду свет шастра-гьяны, потому что Уддхава — гьяна-садхака, гьяни-бхакта. Он — олицетворенные шастры, и он прекрасно знал, что благодаря гьяналоке, свету знания, можно увидеть истину. Однако есть вещи, которые можно увидеть только во тьме. Например, только с наступлением темноты можно увидеть бесчисленные звезды. И если кто-то дал обет всю жизнь немигающим взглядом смотреть на полярную звезду, то солнечный свет станет для него препятствием, представляющим угрозу исполнению этого обета. Понять эти вопросы не так легко, хотя они раскрываются на каждой странице «Шримад-Бхагаватам».

«Кришна — мой сын». Гопарадж, Махараджа Нанда, постоянно смотрит немигающим взглядом в направлении полярной звезды в образе Кришны (кришна-рупи дхрува-накшатра). Так что для него шастра-гьяна, шастра-сурья, свет шастр, — является препятствием. Уддхава —