Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 135 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 135

это шастрасадхака, строгий последователь правил шастр, и поэтому Махарадже Нанде очень трудно понять его слова о шастрагьяне и кришна-таттве. Для Махараджи Нанды эта катха неинтересна, авантара-катха.

Абхимана Махараджи Нанды такова: «Я — отец Кришны». Таково глубинное чувство в его сердце. Разве есть в сердце Махараджи Нанды место для каких-то других представлений? (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 12 февраля 1995 г.)

Любовь гопи

Любовь гопи к Кришне очень и очень чиста, это — мадхурья-раса. День и ночь они скорбели в разлуке с Кришной, а порой даже падали без чувств. Они перестали есть и спать, исхудали и просто лежали на земле. Они вспоминали о каждом месте, где проходили игры Кришны: «Здесь Кришна сделал то-то и то-то». Они занимались исключительно кришнакатхой и памятованием о Кришне, больше ничем. Они так исхудали, что кольца, которые они раньше носили на мизинцах, стали их браслетами. Они всегда думали только о Кришне и говорили только о Нем. Вот что такое любовь. (Даршан, Сан-Диего, 10 июня 1994 г.)

Према-таттва

Определение

Что же такое према? Что говорят об этом ачарьи Гаудиявайшнавов? Кавираджа Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 8.159) дает следующее определение: ананда-чинмайа-раса премера акхйана — према представляет собой трансцендентное блаженство, которое исходит из чинмая-расы, духовной расы. Как и где это проявляется? Об этом пишет в «Уджвала-ниламани» (14.63) Рупа Госвами: йад-бхава-бандханам йунох са према парикиртатах — према проявляется в любовных взаимоотношениях между возлюбленными в форме любовных уз. Такие любовные узы, бхава-бандхана, не являются материальными и временными. Они вечны и основаны на любви. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Основой мира является према

Основой этого мира является према. Он возник из премы, ананды, трансцендентного наслаждения, и существует благодаря преме. Целью, садхья-васту, также является према. Мы хотим двигаться по направлению к преме. Если вы

не движетесь по направлению к преме, вы будете постепенно деградировать в ад. («Шри Кришна-катхамрита», том 1, №2, стр. 76. Из лекции, прочитанной в Балтиморе 1 июня 1993 г.)

Вожделение и любовь

В материальном мире не может быть и речи о преме. Здесь есть только кама, вожделение, которое является искаженным отражением премы. Здесь нет премы, она есть только в трансцендентной обители Кришны, на Голоке Вриндаване.

Кама и према — вожделение и любовь — выглядят похоже, подобно тому, как осколки стекла напоминают бриллианты. Вы не сможете отличить осколки стекла от бриллиантов; только ювелир может отличить бриллиант от стекла. Обычный человек не сможет их отличить. Подобным образом, вожделение и любовь выглядят похоже, и поэтому люди думают, что материальное вожделение — это настоящая любовь, према. «О, я люблю тебя!» Они думают, что это према. Но что представляет собой ваша любовь? Это всего лишь вожделение.

Единственный объект любви — это Кришна. Кришнаприти-вишайа. Никто другой не должен быть объектом нашей любви. Нам нужно направить свою любовь на Кришну; Он должен стать объектом нашей любви. В противном случае это не према, а кама. Хотя вожделение, может выглядеть как према, оно подобно осколкам стекла, похожим на бриллианты.

Если вы изучали язык Кришны, санскрит, вы можете проанализировать глагольные корни, дхату, обоих слов. Слово кама происходит от кам-дхату, а слово према — от при-дхату. Кам-дхату и при-дхату имеют одинаковый смысл — прити-ванчаха, желание наслаждения и удовольствий. Стремление наслаждать собственные чувства — это кама, вожделение, а желание наслаждать чувства Кришны — это према. Только тот, кто понимает разницу между ними, сможет их отличить; другие же скажут: «Это одно и то же».

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади 4.165) Кавираджа Госвами пишет:

атмендрийа-прйти-ванчха — таре бали ‘кама’ кршнендрийа-прйти-иччха дхаре ‘према’нама

«Желание удовлетворять собственные чувства именуется камой, вожделением, а желание услаждать чувства Господа Кришны называют премой, или чистой любовью».

В «Уджвала-ниламани» (14.63) Рупа Госвами дает следующее определение премы:

сарватха дхвамса-рахитам сатй апи дхвамса-каране йад-бхава-бандханам йунох са према парикйртитах

«Если любовь к Божественной Чете отличается постоянством, несмотря на серьезные причины для разрыва, такая непоколебимая любовь называется премой».

Према — это узы любви между бхактой и Бхагаваном. Эти узы вечны, они всегда исполнены новизны, свежести и не подвержены разрушению. Вот что такое према. Хотя внешне может показаться, что существуют все причины для разрыва, такие отношения никогда не разрушаются.

В материальном мире нет премы. Здесь все отношения временны и основаны на телесных представлениях; все они подвержены разрушению и являются причиной рабства. Это не према. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Опьяняющий яд

Према проявляется по-разному: в разлуке, випраламбхе, и в близости, самбхоге. В разлуке према подобна яду — и даже более ядовита, чем яд змеи. Она обжигает. Но в близости, самбхоге, према приносит высшее блаженство. В разлуке кришна-премамрита кажется более жгучей, чем смертельный яд, а во время встречи она подобна нектару. Эти две противоположности — яд и нектар — слитые воедино, и являются радха-премой, кришна-премой. Таково удивительное свойство кришна-премы.

В преме нет ничего одурманивающего, но она опьяняет, потому что сводит человека с ума. Если вы употребляете наркотики, то сходите с ума, потому что это одурманивающие вещества. В кришна-преме нет ничего одурманивающего, но она пьянит. Если человек обретает кришна-прему, он сходит

с ума. Гопи сошли с