Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 137 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 137

Те же, кто клюет носом во время лекции или же встает и выходит, не имеют вкуса. Они не развили вкус к наслаждению этим нектаром. И этот нектар исходит из воспевания святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Мадху-снеха

Снеха бывает двух видов: гхрита-снеха (снеха, подобная топленому маслу) и мадху-снеха (снеха, подобная меду). Мадху-снеха стоит выше, чем гхрита-снеха. Топленое масло имеет свойство таять, тогда как мед со временем становится более густым. Чандравали обладает гхрита-снехой, а Радхарани — мадху-снехой. Таким образом, между снехой Чандравали и снехой Радхарани существует разница. Встречаясь с Чандравали, Кришна не получает такого удовольствия, как от встреч с Радхарани. Он постоянно помнит о Радхарани, поскольку Она обладает мадху-снехой. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Мана — любовное недовольство

Когда снеха сгущается, она превращается в ману. Слово мана можно перевести как «любовное недовольство и противостояние, основанное на очень близких отношениях». Это — мана, недовольство, или абхимана, гордость и надменность. Когда снеха, особенно мадху-снеха, сгущается, — она превращается в ману. В это время между возлюбленными

возникает адбхута-бхава, удивительные отношения, которые называются адакшинья-бхава, «настроение левого крыла». В «Уджвала-ниламани» Рупа Госвами говорит, что адакшинья-бхава проявляется в том, что премика — герой или героиня — становятся очень серьезными и не выражают своих глубинных эмоций. Это — мана. В состоянии маны Радхарани обижается на Кришну и пренебрегает Им. Она думает: «Я не буду на Него даже смотреть! Вместо того, чтобы прийти ко Мне, Он отправился в куджу Чандравали». Сакхи тоже говорят: «Да! Коро упекша! Коро упекша!» — «Брось этого Кришну! Не обращай на Него внимания! Он — распутник, абсолютно ненадежный человек!» Такое гневное пренебрежение называется «мана».

Кришна является объектом любви, и такое отношение к Нему только внешне. В Своем сердце Радхарани любит Кришну, но внешне говорит: «Нет, нет, нет! Убирайся! Убирайся! Убирайся! Я не хочу Тебя видеть! Для Тебя двери закрыты. Убирайся отсюда!» Лалита и Вишакха говорят Кришне: «Зачем Ты пришел? Убирайся отсюда! Уходи!» Однако в сердце они думают: «Нет, нет, Кришна нам очень дорог». Мана, «любовное недовольство и противостояние, основанное на очень близких отношениях», заставляет скрывать свои истинные чувства. Гопи никогда не проявляют свои истинные чувства, они очень серьезны. Это — адакшинья-бхава. Когда вираха-даша достигает ступени тивры, острой боли разлуки, это называется мана. И когда мана проходит, Радха раскаивается:

кандийа кахайе пунах дхик мора буддхи! абхимане хараилам кану-гуна-нидхи

«Она плачет и проклинает Себя: «О, как Я неразумна! Изза упрямства и своенравия, из-за обиды, Я потеряла Своего возлюбленного Кану, который дороже всех Моему сердцу».

(Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Праная — единство сердец

Когда мана сгущается, она становится пранаей. На уровне пранаи проявляется абхинна-манана — влюбленные отождествляют себя друг с другом. Рупа Госвами называет

это вишрамбха-бхавой — чрезвычайно близкими отношениями, в которых совершенно отсутствует благоговение и почтение («Уджвала-ниламани», 14.08). На уровне пранаи тело, ум, разум и сама жизнь преданного сливаются с телом, умом, разумом и жизнью Кришны. Это — абхинна-манаса, или праная.

Как следствие возникает ощущение единения, айкья. Радхарани постоянно думает о Кришне, а Кришна постоянно думает о Радхарани. Когда такие мысли полностью захватывают влюбленных, это называется единством. Кроме того, это можно понять по Их одеяниям. Радхарани одета в синее сари, нила-васану, потому что цвет тела Кришны подобен нила-мани, голубому сапфиру. Кришна — уджвала-ниламани, сияющий голубой сапфир. И поскольку в сердце Радхарани находится Ниламани-Кришна, Она одета в сари синего цвета. А в сердце Кришна находится Радхарани, тапта-канчана-гауранги — та, чье тело цвета расплавленного золота. Поэтому Кришна одет в желтое дхоти (пита-васана). Кришна — Питамбара-Дхара, Пита-Васана-Дхара, «Тот, кто носит желтые одежды». Ощущения в сердце проявляются внешне в форме одеяний. По одеяниям можно определить, кто находится в сердце. Это — праная. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Рага — счастье или страдание?

Когда праная сгущается, она превращается в рагу. На ступени раги страдания и несчастья кажутся счастьем. На ступени раги острая боль разлуки производит сильнейший жар. Этот жар пылает, пылает и пылает, словно человек принял страшный яд, виша-джвалу. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 2.51) говорится: тапта-икшу-чарвана — это подобно жеванию очень горячего сахарного тростника. Сахарный тростник очень сладок, но если он горячий, то обжигает губы и язык, однако человек все равно не может остановиться. Подобным образом, на ступени раги невыносимые страдания и боль, атишая-духкха, кажутся счастьем, сукхой. Радхарани говорит:

томара лагийа каланкера хара голайа парите сукха

«Ради тебя, о Шьяма, Я принимаю суровую критику как прекрасную цветочную гирлянду и надеваю ее Себе на шею». Во Враджабхуми Радхарани страшно осуждают. Ко ва на йати йамуна пулина ванне радха наме кулатападава — Все ходят на Ямуну за водой, но если Радха пойдет туда, Ее назовут проституткой».

Вот как Ее осуждают во Враджабхуми. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Анурага: неизменная новизна

Когда рага сгущается, она превращается в анурагу. На ступени анураги облику Кришны и