Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 136 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 136

ума, Радхарани сошла с ума, а затем и Кришна сошел с ума.

Према не огонь, но обжигает. Кришна-према — не оружие, но она пронзает сердце. Это не вода, но смывает все: вашу гордость, вашу дхарму, вашу застенчивость. Также према погружает человека в океана трансцендентного блаженства. Каждое мгновение вы пьете нектар премы, и она заставляет вас танцевать. Она заставляет вас терять голову и танцевать.

В радха-преме нет обозначений — она свободна и абсолютно чиста. В радха-преме не может быть и речи об изворотливости, однако путь этой премы в высшей степени извилист, зигзагообразен, вакра-вйавахара. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 10 сентября 1993 г.; «Вершина бхакти»)

Все больше и больше сгущается

Кришна — это объект любви, прити-вишая, а бхакты — это обитель любви, прити-ашрая. Существуют стадии постепенного развития премы, и в качестве примера приводится сок сахарного тростника. Если его выпаривать, он превращается в патоку, а когда патока все больше сгущается, образуется сахар. Далее сахар превращается в карамель, а если карамель еще больше сгустить, получится кханда-мичари, а затем — шита-мичари. Подобным образом, постепенно према сгущается все больше и больше.

На языке вайшнавов, вайшнава-парибхасе, это постепенное развитие описывается так: рати, према, снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и махабхава. Затем — рудха-махабхава, адхирудха-махабхава, моданакхья-махабхава и маданакхья-махабхава. Таково постепенное развитие премы. Расачарья Рупа Госвами обсуждает все эти моменты в «Уджвала-ниламани». (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Рати — первый луч премы

Первый луч премы называется рати. В разделе «Уджвала-ниламани», посвященном рати (14.45-58), говорится,

что рати бывает трех видов: садхарани, саманджаса и самартха. Примером садхарани-рати является Кубджа. Шурпанакха из рама-лилы в следующей жизни стала Кубджей. Любовь Кубджи находится в категории садхарани-рати, которая максимум может достигать уровня премы. После рати идут према, снеха, мана и праная. После пранаи следуют рага, анурага, бхава и затем махабхава. Садхарани-рати достигается редко и сравнивается с драгоценным камнем. Этот вид рати также сравнивают с тлеющим костром, покрытым дымом (дхумайита).

Выше садхарани-рати находится саманджаса-рати. Примером саманджаса-рати являются законные жены Кришны в Двараке, возглавляемые Рукмини. Это — свакия-бхава. В эту категорию попадает также Сита, ее любовь относится к категории саманджаса-рати. Эта любовь подобна чинтамани, камню, исполняющему все желания, и достигается чрезвычайно редко. Если садхарани-рати подобна тлеющему костру, покрытому дымом, то саманджаса-рати сравнивается с ярким огнем уджвалита-бхавы.

Последним и высшим видом рати является самартхарати. Примером этого вида рати являются гопи, возглавляемые Шримати Радхарани. Самартха-рати — высочайший вид рати, и она может достигать самых вершин — махабхавы. Эту рати сравнивают с каустубха-мани. Рати Кубджи, садхарани, подобна обычному драгоценному камню, мани, саманджаса-рати законных жен Кришны, возглавляемых Рукмини, подобна чинтамани. Однако самартха-мани гопи подобна пылающему пламени, уддипте. Ее сравнивают с уникальным драгоценным камнем каустубха. Эту любовь невозможно понять при помощи разума, знаний, учености, логики. В нем нет даже следа материальной похоти. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 13 апреля 1994 г.)

Снеха: когда сердце тает

Когда према сгущается, она превращается в снеху. В «Уджвала-ниламани» (14.79) Рупа Госвами пишет, что на ступени снехи сердце освещается — чид-дипа-дипанам.

.Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (10.11):

тешам эванукампартхам ахам аджнана-джам тамах нашайамй атма-бхава-стхо джнана-дйпена бхасвата

«Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царяющую там тьму неведения светочем знания».

Кришна говорит: «Анукампа, по Своей беспричинной милости Я рассеиваю тьму, царящую в их сердцах и зажигаю факел знания». Таким образом, в сердце загорается светоч знания, чид-дипа-дипанам, и тьма неведения рассеивается, хридайам-дравайан («Уджвала-ниламани» 14.79). Сердце смягчается; оно уже не является твердым, как камень. Наши каменные сердца никогда не тают, поскольку в них нет расы. Они сухие, сухие, сухие. Когда же приходит снеха, то сердце смягчается — хридайам-дравйам — и тает. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Нет пресыщения

Что происходит, когда развивается снеха? Тогда преми-бхакта хочет каждое мгновение видеть прекрасный образ Шьямасундары. И чем больше он смотрит на этот прекрасный образ, тем больше ему хочется его созерцать. Такой преми-бхакта никогда не пресыщается. Об этом упоминается в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 4.151):

коти нетра нахи дила, сабе дила дуи тахате нимеша, крона ки декхиба муни

«Он не дал мне миллионов глаз, чтобы взирать на красоту Кришны. Он дал только два глаза, да и те моргают. Как же мне насладиться чарующим ликом Кришны?»

Это придет. Человек разовьет такую привязанность к прекрасному облику Кришны, что захочет постоянно, не моргая, созерцать этот облик. Гопи проклинали Видхату, творца Брахму: «Какой негодяй этот Брахма! Он совершенно не умеет творить. Он не дал мне миллионы глаз; он дал мне только два глаза, — и те моргают! Как же мне насладиться красотой Кришны? Только два глаза и в придачу веки, ко

-торые моргают. А я хочу смотреть на Него не моргая!» Это придет. Тот, кто развил такое умонастроение, считается находящимся на уровне снехи. Такие преданные постоянно хотят слушать кришна-катху, и чем больше они слушают сладостную, трансцендентную кришна-катху, тем больше в них просыпается горячее желание продолжать пить этот нектар, амриту, бхагавата-катхамриту. Пресыщение никогда не наступает, никогда не наступает, никогда не наступает. Такие преданные хотят слушать еще и еще.