Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 138 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 138

Его красоте всегда присуща новизна — нитйам нава-навайа-манам. Стремление к наслаждению красотой Кришны также становится все сильнее и сильнее. Хотя преданный наслаждается ею все больше и больше, он никогда не чувствует пресыщения; пресыщение не наступает. Красота Кришны никогда не утрачивает свежести и новизны — нитйам нава-навайа-манам.

Вы думаете, что красота Кришны исходит от Него? Нет, красота Кришны находится в глазах бхакт, которые развили анурагу. В их глазах облик Кришны постоянно становится все более и более привлекательным, все более свежим. Способность ценить красоту Кришны заключена в глазах бхакт; Кришна тут ни при чем. По мере развития анураги красота Кришны также усиливается и раскрывает свои новые грани и аспекты.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 4.143) Кавираджа Госвами цитирует слова Самого Кришны:

амара мадхурйа нитйа нава нава хайа сва-сва-према-анурупа бхакте асвадайа

«Моей красоте всегда присуща новизна, и Мои премибхакты наслаждаются ею в соответствии со своей бхавой и премой».

Это вопрос способности наслаждаться красотой Кришны. В анурага-даше, на ступени анураги, происходят уди

-вительные вещи. Во время встречи, самбхоги, целая кальпа кажется мгновением. Например, танец раса продолжался на протяжении ночи Брахмы, брахма-ратри. Невозможно даже представить себе такой огромный промежуток времени. Гопи были вместе с Кришной, но что они при этом чувствовали? Гата дамини, гата дамини — «Это время промелькнуло, как вспышка молнии». Чик! Бах! И все. Появилась и сразу исчезла. Таково удивительное свойство самбхоги на ступени анураги.

А что они чувствуют во время вирахи, разлуки? Махапрабху описывает это в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 20.39):

йугайитам нимещена чакщуща праврщайитам шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

«О Говинда! Каждый миг в разлуке с Тобой кажется мне целой вечностью. Слезы ручьем льются из моих глаз, и без Тебя весь мир кажется мне пустым».

В разлуке — йугайитам нимешена, одно мгновение кажется югой, целой эпохой. А во время встречи, самбхоги, наоборот: «О, это произошло в мгновение ока! Чик — и все! Как вспышка молнии». Такова удивительная природа анурага-даши. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Камешки и колючки

На ступени анураги происходит еще одна удивительная вещь. Гопи думают: «О, это может причинить Кришне боль, это может быть опасно». В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (10.31.19) есть замечательный стих, в котором гопи поют:

йат те суджата-чаранамбурухам станещу бхйтах шанаих прийа дадхймахи каркашещу

тенатавйм атаси тад вйатхате на ким свит курпадибхир бхрамати дхйр бхавад-айущам нах

«О дорогой наш возлюбленный, Кришна! Твои лотосные стопы более нежны, чем лепестки роз. Когда мы ставим

Твои нежные стопы себе на грудь, мы боимся причинить Тебе боль. Поэтому нас беспокоит, что камешки на лесной тропе, по которой Ты идешь, могут поранить Твои нежные стопы».

«Ты бродишь по джунглям Вриндавана, которые усеяны колючками и острыми камешками. Не ранят ли они Твои нежные лотосные стопы? Твои нежные лотосные стопы — наша жизнь. Как Ты ходишь этими нежными стопами по джунглям Вриндавана? Или же от соприкосновения с Твоими мягкими лотосными стопами эти колючки и камешки тоже становятся мягкими? А может быть от соприкосновения с нашими твердыми грудями Твои стопы тоже огрубели? Мы не можем в этом разобраться и очень беспокоимся». Когда гопи думают об этом, у них начинает кружиться голова. Это — анурага-даша. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Бхава — экстатическая любовь

Когда анурага сгущается, она превращается в бхаву. На ступени бхавы проявляются восемь экстатических признаков, ашта-саттвика-бхавы. Это — ашру (слезы), кампа (трепет тела), пулака (вставшие дыбом волосы на теле), сведа (испарина), ваиварнья (изменение цвета тела). Шестой экстатический признак — это сварабханга, дрожь в голосе. Когда во время Ратха-ятры в Пури Махапрабху танцевал перед колесницей Джаганнатхи, Его голос прерывался и Он не мог произнести имя Джаганнатхи. Он мог только сказать: «Джаджа гага, джаджа гага, джаджа гага, джаджа гага». Это — ваданам гадгада-руддхайа гира, о чем говорится в «Шикшаштаке» (6):

найанам галад-ашру-дхарайа ваданам гадгада-руддхайа гира пулакаир ничитам вапух када тава нама-грахане бхавишйати

«О мой Господь, когда же при пении Твоего святого имени у меня проявятся все эти признаки? Когда глаза мои украсятся слезами любви, беспрестанно льющимися, как потоки

дождя? Когда же дрогнет мой голос и волосы на теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?

Две другие ашта-саттвика бхавы — это стамбха и пралая (или мурчха). Стамбха — это оцепенение, а пралая — потеря сознания. Таковы восемь внешних признаков бхавы. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Махабхава

Когда бхава сгущается, она превращается в махабхаву. Махабхава подразделяется на несколько категорий: рудхамахабхава, адхирудха-махабхава, моданакхья-махабхава и маданакхья-махабхава. Это очень большая тема. Чтобы глубже вникнуть в нее, нужно прочитать соответствующую главу «Уджвала-ниламани». Говорится, что высшей формой махабхавы является маданакхья-махабхава, а маданакхьямахабхава-майи — это Шримати Радхика, олицетворение маданакхья-махабхавы. Маданакхья-махабхава — безраздельная собственность Радхики; ни в ком другом, включая гопи, нет маданакхья-махабхавы. (Из лекции, прочитанной в Атланте 20 июня 1994 г.)

Два берега враджа-лилы

В образе Гауранги соединены две вируддхи, две противоположности, випраламбха и самбхога. Такое возможно только когда Радха и Кришна предстают в одном теле — как Гауранга. Такого сочетания не найти больше нигде.

Разве во Врадже эти противоположности смешаны? Нет, там это невозможно, потому что Радха и Кришна