упомянул стихи из «Чайтанья-чаритамриты»
С Гирираджей Свами, Маврикий, 1994 г.
(Мадхья, 22.128-129), в которых говорится о пяти самых могущественных формах преданного служения:
садху-санга, нама-кйртана, бхагавата-шравана матхура-васа, шрй-муртира шраддхайа Севана
Человек должен общаться с преданными, петь святое имя Господа, слушать «Шримад-Бхагаватам», жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой и благоговением.
сакала-садхана-Шрещтха еи панча анга крщна-према джанмайа еи патера алпа санга
Эти пять видов преданного служения — лучшие из всех.
Даже кратковременное соприкосновение с ними пробуждает в человеке любовь к Кришне.
Я сказал Махарадже, насколько дорога мне матхураваса, жизнь в Матхуре (или Вриндаване), на что Махараджа ответил: «Камса тоже жил в Матхуре, но тем не менее был демоном». Он сказал мне эти слова с огромной любовью и состраданием. И я почувствовал, что он смотрит прямо в мое оскверненное сердце и хочет очистить его. Он объяснил, что наша цель состоит не в том, чтобы
жить в Матхуре, а в том, чтобы по-настоящему развить сознание преданного.
Мы говорили об очень многих вещах. Даже перед вылетом в аэропорту мы проговорили еще полтора часа на очень сокровенные темы. Он также рассказывал мне о себе, о том, как впервые встретился со Шрилой Прабхупадой, о том, как Шрила Прабхупада поручил ему служение и как позже Шрила Прабхупада посетил Ориссу. Он также рассказывал мне о своих тетрадях, которыми пользовался во время лекций. Он рассказал мне много всего.
Я запомнил его глаза — они всегда казались влажными от слез любви, слез радости. А его голос всегда был исполнен любви, энтузиазма и экстаза. Я до сих пор мысленно вижу его глаза и улыбку, как он слегка кивает головой и, моргая, смотрит на меня.
Остальные наши встречи проходили в основном в Джуху. Махараджа часто улетал за рубеж из Бомбея и возвращался тоже через Бомбей, и в ходе этих поездок останавливался в гостинице в Джуху. Там у нас тоже было много удивительных бесед. Однажды вечером, перед тем, как ехать на проповедническую программу, я решил зайти к нему, просто чтобы выразить почтение. Неожиданно он начал рассказывать о совершенно удивительных играх Радхи и Кришны и о роли Вриндадеви в этих играх. Я слышал и читал о многих играх, но об этой никогда не слышал. Махараджа рассказывал очень живо, и я сидел как зачарованный. Однако время шло, и я все сильнее опаздывал на программу. И все равно я не мог оторваться от этого повествования. Наконец он закончил свой рассказ, и я сказал, что должен ехать на проповедническую программу. Вдохновленный кришна-катхой, которой он любезно поделился со мной, я отправился на программу.
Лев сиддханты
22 января 1994 года Гоур-Говинду Свами попросили выступить перед Индийским Советом Кении с темой «Бхагавад-гита» для современного человека». Перед этим его предупредили, что во время таких мероприятий часто разгораются
жаркие споры, поскольку аудитория состояла из последователей Арья-Самаджа, Свами Нараяны, Саи Бабы и других. Махараджу попросили говорить не более часа, поскольку после лекции будет множество острых вопросов.
Джанешвара дас: Его Божественная Милость очень мощно говорил в течение часа о том, что «Гита» предназначена для всех и на все времена. Он сказал, что нет такой вещи, как «Гита» для современного человека. Как всегда, проповедь его была сильной и бескомпромиссной. В конце он сказал, что должен остановиться, чтобы оставить время на вопросы, но все молчали. Он снова спросил: «Мне сказали, что у вас будет много вопросов. Итак, какие будут вопросы?» И снова полная тишина. Никто не осмелился бросить вызов этому рычащему льву Гаудия-сиддханты! Махараджа сошел с кафедры и вышел. Позже преданные отметили, что такое произошло впервые — обычно лектору всегда бросали вызов.
Жемчужины в океане
Партха-Саратхи Свами: В январе 1995 года Его Святейшество Гоур-Говинда Махараджа совершил поездку по Африке. Я уже был знаком с Джанешварой прабху, поскольку он проповедовал в Южной Африке и женился на индийской девушке из нашей общины, а я тоже находился в Африке с 1978 года.
Я несколько колебался, стоит ли мне встречаться со Шрилой Гоур-Говиндой Махараджей, но Джанешвара прабху вдохновил меня и договорился о встрече. Гоур-Говинда Махараджа остановился в комнате для почетных гостей в дурбанском храме Радхи-Радханатхи. Одним прекрасным утром я вошел к нему в комнату и поклонился. Он обнял меня. Махараджа сел на кровать, а я — в кресло, и мы заговорили о бхакти. Тема беседы была настолько глубокой, что я сразу понял: Гоур-Говинда Махараджа — не обычный вайшнав; его уровень сознания Кришны намного превосходил то, к чему я привык в обычном общении. Я был очень рад, что говорил в основном он, но, к сожалению, я не захватил магнитофон и поздно понял, что совершил ошиб
-С Партха-Саратхи Свами в Дурбане, 1995 год.
ку. После этой беседы мы встречались еще несколько раз, и я решил проводить его в аэропорт, когда он улетал. Мы с Махараджей сидели сзади, а Джанешвара сел впереди.
Во время поездки Махараджа процитировал несколько стихов из «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатхи даса Госвами на санскрите с переводом на английский язык. Я как раз учил эти самые стихи и был вдохновлен тем, что старший вайшнав цитирует их. Это увеличило мою веру в