чтобы помочь нам выполнять преданное служение. Поэтому, `дхимахи` не
означает абстрактную медитацию, оно описывает любвное служение Радхе и Кришне
во Вриндаване.
"Итак, песня флейты Кришны, выраженная как Брахма-гайатри, вовлекает нас в
служение Вришабханунандини, Шри Радхе. Гайтри-мантра побудит и вдохновит
нас предаться Шримати Радхике, принять Ее указания и заняться вечным любовным
служением Ей. Другими словами, божественное служение лотосным стопам Шримати
Радхарани - это конечное значение Брахма-гайатри." (СЭ, адаптированное издание)
С такими мыслями и безраздельной верой в духовное могущество Брахма-гайатри,
поклоняющийся должен обратиться к Господу с этой "молитвой молитв." Только
тогда сердце в действительности придет в гармоничное состояние, чтобы принять
божественную мудрость. Возникшие таким образом радостные мысли пройдут через
сердце, очистят человека от всех грехов и позволят ему осознать и полюбить
Бога. Человек освободится от невежества, иллюзии `майи` и цикла рождения и
смерти.
Самбандха, абхидейа и прайоджана
веда-шастра кахе, `самбандха` `абзидейа`, `прайоджана,`
`кришна` ,? `прапйа самбандха, `бхакти` праптйера садхана.
"В Ведической литературе дается информация о вечных взаимоотношениях живого
существа с Кришной, что называется `самбандха.` Понимание живым существом
этих взаимоотношений и действие на основе этого понимания называется
`абхидейа`. Возвращение домой, обратно к Богу, - это конечная цель жизни и она
называется `прайоджана`.
абхидейа-нама `бхакти``према` прайоджана
пурушартха-широмани према маха-дхана
"Преданное служение или деятельность чувств, направленная на удовлетворение
Господа, называется `абхидейа`, поскольку оно развивает изначальную любовь к
Богу, которая является целью жизни. В этой цели заключен наивысший интерес и
величайшее богатство живого существа. Таким образом достигается уровень
трансцендентального любовного служения Господу.
кришна-мадхурйа-севананда-праптира карана
кришна-сева каре, ара кришна-раса-асвадана
"Когда преданный достигает трансцендентального блаженства интимных отношений
с Кришной, он оказывает Ему служение и наслаждается вкусом сознания Кришны."
(Чч. Маддхйа 20.125-7)
Веды, Шримад Бхагаватам, омкару и Гайатри можно проанализировать в терминах
самбандха, абхидейа и прайоджана. Махапрабху и Его последователи также
объясняют философию Гаудия вайшнавов, делая ссылки на эти три ступени
совершенства. "Шри Чайтанйа Махапрабху продолжал: `Верховная Личность Бога -
цель всех наших отношений (самбандха), выполнение преданного служения Ему -
наша настоящая деятельность (абхидейа) и достижение любви к Богу -
конечное предназначение жизни (абхидейа). Эти три предмета описываются в
Ведической литературе`". (Чч. Мадхйа 6.178) В определенном смысле вся
деятельность должна рассматриваться с применением этих трех концепций.
Слово `самбандха` означает `основа`, `связь`, `начало`, `определение`,
`соединение`, `основание` или `конституциональные взаимоотношения между Богом
, индивидуальной душой и материальным миром`. Живые существа вечно и
неразрывно связаны с Кришной, истинным объектом взаимоотношений. Основное
отношение между живыми существами и Кришной - это отношение слуги и Того, кому служат. На совершенном уровне преданности, однако, могут возникнуть особые
взаимоотношения с Кришной - как Его слуги, друга, родителя и возлюбленного.
Совершение садхана-бхакти, включающее в себя Кришна нама-санкиртану и
повторение Гайатри, освобождает преданного от майи, развивает в нем
привязанность к Богу и дарует ему положение слуги в отношениях с Кришной,
прекрасной Личностью Бога.
`Абхидейа` означает `конец`, `деятельность`, `взаимообмен`, `взаимодействие` или
`садхана-бхакти` (духовная практика, исполняемая тем, кто осознал свои
изначальные взаимоотношения с Богом). Абхидейа означает достижение суммум
бонум или желаемого объекта. Другими словами, чистое, беспримесное
преданное служение - это средство осознать вечные любовные отношения,
существующие между Верховным Господом Кришной и мельчайшей душой, дживой.
Прайоджана - конечное предназначение, заключительный момент, вывод,
необходимость или объект, на который направлена деятельность в абхидейе.
Кришна-према - это то, чем завершается и на что направлена вся деятельность
в преданном служении.
Эти три аспекта сиддханты Гаудия вайшнавизма включены в различные части
Гайатри-мантр (Брахма, Гуру, Гаура, Кама и Гопала-мантра). Чтобы мантра
была классифицирована как Гайатри мантра, в ней должны быть слова `видмахе`,
`дхимахи` и `прачодайат`, которые представляют три концепции: `самбандха`,
`абхидейа` и `прайоджана` соответственно. Санскритское слово `видмахе` означает
`знать`, `достигать`, `понимать`, `предаться` или `осознавать`. Оно относится
к первому уровню (самбандха), на котором понимаются или познаются изначальные
отношения с Верховным Господом. В Гуру-гайатри, например, `видмахе` означает
узнать или осознать свое положение как вечного слуги своего духовного учителя.
В Брахма-гайатри слово `варенйам` стоит вместо `видмахе`. Хотя Гопала-мантра
не является Гайатри,ее можно рассматривать в концепциях `самбандхи`,`абхидейи`.
И `самбандха` представлена в ней словами `Кришнайа`, `Говиндайа` и
`Гопиджанаваллабхайа`, которые дают свою безграничную милость искреннему
садхаке как Божества Мадана-мохана, Говиндаджи и Гопинатха.
Абхидейа, уровень служения и поклонеия Господу с целью достигнуть Кришна-прему,
представлен словом `дхимахи`, которое означает `держать`, `достигать`,
`медитировать`, `обдумывать` или `размышлять с целью достижения знания`.
`Дхимахи` означает: "Сейчас я понимаю или обладаю некоторым знанием о моих
вечных взаимоотношениях с Кришной (Гуру или Гаура), поэтому позвольте мне
предаться полностью и погрузиться в глубокую медитацию на Него. Благодаря
этой медитации я буду продвигаться на пути бхакти и достигну совершенной цели
Кришна-премы". В Гуру-гайатри, например, садхака медитирует на своего гуру как
на Кришнадайю, что означает `тот, кто доставляет Господу блаженство своим
служением`".
На начальном уровне медитации на Гуру-гайатри садхака может видеть, что его
гуру удовлетворяет Кришну только своим внешним, видимым для всех служением:
проповедью, писательской деятельностью и распространением сознания Кришны.
Совершая прогресс в медитации преданный садхака может осознать глубокое
значение своего гурудевы как Кришнадайи. На стадии совершенства ученик увидит
гурудева в его манджари сварупе, удовлетворяющего Радху и Кришну во время Их
никунджа-лила.
никунджа-йуно рати-кели-сиддхаи,
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа,
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Прайоджана (цель, результат) - это третий и конечный уровень Кришна-премы,
обозначаемый словом `прачодайат`, что переводится как `вдохновлять`, `вести`,
`воодушевлять`, `приводить в движение` или `заставлять кого-либо делать
правильные вещи`. Поскольку у преданного появляется влечение, привязанность и
любовь,(без предупреждений) неожиданным образом и
помимо его воли (=неосознанно приводят к) его приводят к Кришне.
-----------------------------------------------------------------------------------
МАНТРЫ САМБАНДХА АБХИДЕЙА ПРАЙОДЖАНА
-----------------------------------------------------------------------------------
Брахма-гайатри.тат савитур варенйам.бхарго девасйа дхимахи.дхийо йо нах прачодайат .
-----------------------------------------------------------------------------------
Гуру-гайатри .гурудевайа видмахе .кришнанандайа дхимахи .тан но гурух прачодайат .
-----------------------------------------------------------------------------------
Гаура-гайатри .чайтанйайа видмахе .вишвамбхарайа