из наиболее важных мантр в Гаудия-сампрадайе.
Шри Чайтанйе Махапрабху посвящение в десятислоговую Гопала-мантру
(гопиджанаваллабхайа сваха) дал Его гуру Шрипад Ишвара Пури. Значение
мнтры таково: "Я предлагаю свои поклоны Кришне, Гопиджанаваллабхайе,
возлюбленному гопи." Поскольку гопи наиболее приближенные спутники Кришны,
Гопала-мантра является одной из наиболее сокровенных мантр. Панчаратре
также приводится сиддха Гопала-мантра, имеющая дополнительный тантрический
слог "ом шрим".
Гопала-мантра приводится также в Гаутамийа-тантре и Нарада-панчаратре, в
которой описывается то как Господь Брахма дал восемнадцатислоговую
Гопала-мантру Господу Шиве, который далее передал ее Нарада Муни.
Гопала-мантра остается неизменной, даже она будет составлена по-разному:
из восемнадцати, двенадцати, десяти (такую мантру пвторял Господь Чайтанйа)
или из восьми слогов. При повторении десятислоговой Гопала-мантры Шри
Чайтанйа наслаждался одним из аспектов гопи прайодажаны или чистой любви к
Кришне.
По милости Санатана Госвами и других возвышенных вайшнавов Гопала-мантра
в настоящее время широко распространенна в сампрадайе. До появления Шри
Чайтанйи Махапрабху эта мантра не была доступна каждому. Она давалась
только квалифицированным личностям, обладающим большим благочестием.
Гопала-мантра - это чинтамани, самая сладакая из всех секретных мантр.
Как пишется об этом в Брахма-самхите, самое главное предназначение
гопала-мантры - это заставить душу гнаться за Кришной, всепривлекающим
Господом гопи. Однако, так как в ней есть кама-биджа (семя желания), Гопала-мантра может также удовлетворить материальные или духовные желания. В Голока Вриндаване или для чистого преданногокама-биджа исполняет духовные желания в любовном служении Кришне. Когда та же самая кама-биджа искаженно отражается в материальном мире, она удовлетворяет материальные желания. Господь Брахма исполнил свое материальное желание созидать повторяя Гопала-мантру. Необходимо молится Кришне, чтобы обрести полную чистоту, абсолютную свободу от всех материальных желаний. По милости Гопала человек может осознать истинное значение мантры и тогда мчаться за Кришной, желая служить Его лотосным стопам.
Гопала-мантра и самбандха
Гопала-мантра - это прямое прославление и медитация на форму Кришны, Его
качества и игры. Эта мантра устанавливает самбандху, абхидею и прайоджану.
Хотя восемнадцатислоговая Гопала-мантра постепенно раскрывает самбандху,
аббхидею и пройоджану, в основном в ней уделяется внимание самбандха-гйане
и абхидее. Мадан-мохан, Господь самбандха-таттвы представлен в
Гопала-мантре. Кама-гайатри, однако, представляет прайоджану. Эта мантра -
совершенное средство, чтобы развить любовь к Кришне. Она даст даршан Радхи
и Кришны, Гопиджанаваллабхи, окруженного Лалитой, Вишакхой и другими
сакхи. Садхаке будет предоставлен случай служить им.
Основное значение этой мантры заключается в том, что тот, кто желает войти
в игры Господа, будет иметь возможность практиковать свое ттрансцендентное
служение одновременно культивируя знание о преданности в отношениях с
Кришной (самбандха-гйана). В Гопала-мантре упоминается шесть аспектов
самбандха-гйаны:
1) Кришна-сварупа - знание о личной форме Кришны.
2) Кришнасйа чин-майа-враджа-лила-виласа-сварупа - истинное знание об
исполненных блаженства трансцендентальных играх Кришны во Врадже
(Вриндаване).
3) Тат-парикара-гопиджана-сварупа - знание о враджа-гопи Кришны и Его
вечных спутниках во Вриндаване.
4) Тад-валлабха - знание о предании себя Кришне (следуя по стопам
Враджа-гопи)
5) Шудха-дживасйа-чит (гйана)-сварупа - знание о духовной форме чистой,
ничем не оскверненной души.
6) Чит-пракритир артхат кришна-сева-свабхава - знание о трансцендентальном
служении Кришне, которое начинается когда у личгости пробуждается чистое
знание.
И Брахма-гайатри и Гопала-мантра проявляют три аспекта трансцендентности:
самбандху, абхидею и прайоджану. Однако, Гаудии выделяют аспект абхидейи,
трансцендентального любовного служения Говинда Деве, на что в
Гопала-мантре указывает слово Говиндайа. В действительности истинная
веришина любви и привлечения к Господу выражается в служении. Говиндаджи,
возлюбленное Божество, установленное Шри Рупой Госвами, является
Божеством, вдохновляющим на преданное служение всю Гаудия Сампрадаю. Более
того, будь то садхака или сиддха, оба всегда находят прибежище у
Говиндаджи и Шри Рупы Госвами. Садхака служит Шри Рупа Госвами и
самоосознавшая себя душа служит Шри Рупе Манджари и ее служанкам. Слово
"гопиджанаваллабхайа" указывает на аспект прайоджаны, проявляющийся в
интимном любовном обмене между Радхой и Кришной. На этом уровне служит одна
Шри Радха в качестве Ананги (воплощении безраздельной?? amorous любви) и
служанок?????, наблюдающих за всем с пониманием.
В Гопала-мантре есть три проявления Кришны в качестве трех господствующих
Божеств с различными настроениями и влиянием. Кришная относится к Кришне
как к Мадана-Мохану, верховный очаровывающий, управляющий
самбандха-таттвой. Говиндайа относится к Говиндаджи, верховному
вовлекающему в служение, который отвечает за абхидейа-таттву.
Гопиджанаваллабхайа относится к Гопинатхе, возлюбленному Господу гопи,
который руководит и распространяет прайоджана-таттву.
То, что пробуждает Гопала-мантра, полностью проявлено в Кама-гайатри -
игры радхи и Кришны в божественном царстве Враджа. И та и другая мантра
действуют таким образом, что приводят преданного ближе к совершенству. Все
эти истины можно найти в биджа-мантрах, но они уподоблены семени или
находятся в непроявленной форме. Биджа-мантра `Ом`, например, которая, как
говорят некоторые ачарйи, представляет Радха-Кришну, Их исполненные
блаженства игры и живое существо, тайным образом содержит эту сладкую
реальность, в то время как в биджа-мантре `клим` эта истина появлена более
значительно.
Гопала-мантра - сварасики и мантра упасана
Существует два метода внутреннего созерцания непроявленных игр Радхи и
Кришны, известных как сварасики и мантра упасана (мантра-майи).
1) Мантра упасана - чтение определенной мантры или медитация на нее,
результатом чегго является проявление только одного развлечения Кришны. В
мантра упасане садхака медитирует на определенную форму Кришны
(рупа-дхйана) или на сцену Его трансцендентальныхъ развлечений как она
описана в шлоках шастр или мантре, данной гуру. Самая распространенная
форма мантра упасаны - это медитация на Вриндавана Йогапитх в
Говиндастхали. Радха-Говинда сидят на украшенном драгоценными камнями
золотом троне. Их окружают аштасакхи и манджари, поющие в баженстве, в то
время как Лалита-сакхи предлагает арати. Следующий стих, который как
утверждают ачарйи "является лучшей шлокой во всем Шримад Бхагаватам,
помогающим помнить о Кришне", может быть использован для процесса мантра
упасаны.
бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам
бибхрад васах канака-капишам ваиджайантим ча малам
рандхран венор адхара-судхарайапурайан гопа-вриндайар
вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих
"Нося павлинье перо на голове,