Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Гайатри Махима Мадхури - Страница 7

внутренний и внешний аспекты. Тапа, пундра, нама, мантра и йага - из этих пяти обрядов состоят панча-самскары. Они являются основой глубокой преданности Господу Хари.

1) Тапа - использование сандаловой пасты для написания святых имен на теле: Джайа Гаура-Нитай, Харе Кришна, Шри Радхе и т.д. Тапа означает также внутреннее очищение сердца через покаяние и развитие подлинного отречения от материальной жизни.

2) Урдхва-пундра - украшение тела тилаком, указывающим на то, что он является храмом, где совершается служение Господу. Тилака символизирует отпечаток стопы Кришны. Видя этот символ, преданный думает: "У меня на лбу отпечаток стопы Кришны. Он мой вечный Господин, а Его вечный слуга. Повсюду, во все времена, при всех обстоятельствах я связан с Кришной вечными отношениями". В более широком смысле урдхва-пундра означает все вещи, имеющие отношение к тождеству человека как вечного слуги Кришны, такие как кантхималы, дхоти, сари и джапа мала. Урдхва-пундра означает также освещение тела, ума и души и привязанность к Верховному Господу.

3) Нама - получение от наставника (через чувство слуха) имени Хари (Харе Кришна маха-мантра) и духовного имени, указывающего на то, что личность является слугой Кришны (например, Радха-чарана даса). Приняв прибежище святого имени и ощутив нектар, содержащийся в нем, ученик осознает свое духовное тождество и вовлекает-

ся в преданное служение.

4) Мантра - получение от духовного учителя восемнадцатислоговой Гопала-мантры. Давая мантру, учитель помогает ученику без особых затруднений испытать нектар святого имени. Мантра также помогает ученику ощутить особый аромат или вкус в святом имени Кришны.

5) Йага - использование данных гуру мантр при поклонении Шри Мурти или Шалаграму. Такая пуджа очищает и защищает преданного от опасности падения в майю. Йага, пятая и последняя самскара, - это процедура поклонения Господу с использованием всех умственных и физических способностей: зрение, прикосновение, обоняние, касание, размышление, рассуждение и действие. В личности, лишенной йаги, нет жизни, и она вынуждена пожинать результаты своей кармы.

"Не приняв систему панча-самскары, обусловленная душа не может развить глубокой преданности Господу Кришне. Поэтому панча-самскара крайне необходима." ("Панча самскара" Шрилы Бхактивиноды Тхакура)

Упанайанам имеет чисто ведическое предназначение - облегчить изучение Вед и выполнение ведических ритуалов. Самскара упанайанам, однако, не играет решающей роли в Гаудия сампрадайе. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура давал Брахма-гайатри наряду с панчаратрика мантрами в соответствии с философией панчаратрики, в которой инициированный вайшнав рассматривается даже как более

квалифицированный, чем брахман. Следуя своему гуру-махарадже, наш духовный учитель, Шрила Прабхупада, также объединил ведическую инициацию (Брахмагайатри) и инициацию панчаратрики. В ИСККОН "дикша" означает получение упанайанам (Брахма-гайтри) и одновременно шесть других мантр: Гуру-мантра, Гуру-гайатри, Гаура-мантра, Гопала-мантра и Кама-гайатри.

Дикша

"Санскритское слово "дикша" состоит из двух слогов: "ди", который происходит от корня "дан", означающего "давать духовное знание" (дивйа-гйана); и "кша" - от корня "кшайа", означающего "разрушать греховную деятельность". Дикша - это процесс, благодаря которому обусловленная душа обретает трансцендентальную мудрость и освобождается от грехов". (Вишну-йамала)

Дикша - это процесс духовного посвящения, с помощью которого гуру передает ученику трансцендентальное знание. Дикша освобождает от предыдущих плохих склонностей и связей. Личность начинает новую жизнь, пробудившись в духовном сознании. Давая дикшу, Шри Гуру милостиво ослабляет зависимость от майи, насыщает сердце ученика трансцендентальной энергией и пробуждает в нем осоз-

нание его вечных взаимоотношений со Шри Хари.

"Дикша - это религиозная процедура, дарующая дивйа-гйану или трансцендентальное знание и полностью разрушающая "папу" (грех), "папа-биджу" (семя греха) и "авидйю" (невежество). (ХБВ)

Дивйа-гйана - это трансцендентальное знание, содержащееся в мантре, которая проявляет форму и тождество Верховного Господа (бхагават-сварупа), а также дает знание об определенных отношениях садхаки с Господом (самбандха-гйана)." (Бхакти-сандарбха,anuc& 283)

Давая Гопала-мантру (Кришна-мантру), духовный учитель рассеивает неприязнь дживы по отношению к Господу и направляет ее внимание на служение Ему. Он дает ученику трансцендентальное знание о Верховном Господе, живом существе и иллюзорной энергии. Благодаря этому знанию все грехи и невежество ученика полностью уничтожаются. Процедура дикши длится не один день; скорее она начинается со дня инициации.

На Голоке Вриндаване даже флейта Кришны принимает мантра-дикшу.

сад-вамсатас тава джаних пурушоттамасйа

панау стхитир муралике сараласи джатйа

касмат твайа сакхи гурор вишама грихита

гопангана-гана-вимохана-мантра-дикша

"Шримати Радхарани сказала: "Моя дорогая подружка флейта, ка-

жется, что ты рождена в очень хорошей семье, поскольку ты пребы-

ваешь в руках Шри Кришны. С самого рождения ты проста и чужда не-

честности, почему ты тогда приняла инициацию в эту опасную ман-

тру (мантра-дикша), которая очаровывает всех собравшихся гопи?

(Чч. Антйа 1.162)

Качества гуру

От кого я должен принять мантра-дикшу? В Крамадипике утверждается, что мантры должны быть приняты от преданного Кришны, достигшего уровень уттама-махабхагаваты, знающего шастры и вайшнавскую сиддханту. В Бхактавали говорится, что квалифицированный гуру должен быть чист в своих делах и обладать характером святого человека. Он должен быть свободен от гнева, гордости и всех материальных желаний. Он должен знать ведические шастры, его речь должна быть приятной, он должен обладать привлекательной наружностью, быть исполнен сострадания и доброжелательности по отношению к другим людям. Он должен быть умиротворен, поклоняться Радхе и Кришне, быть полностью вовлечен в служение Им и привязан к повторению харинамы.

В Вишнусмрити говорится, что духовный учитель, требующий от учеников прославления, богатств и комфорта, не достоин называться гуру. Духовный наставник должен иметь двадцать шесть качеств

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5