Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Гайатри Махима Мадхури - Страница 8

преданного, быть свободным от материальных желаний, погруженным в чистое преданное служение Кришне и способным разрушить все сомнения ученика, основываясь на совершенной логике и на здравом смысле. В Таттвасагаре говорится, что мантра-дикша никогда не должна приниматься от личности ленивой, жадной или привязанной к удовлетворению чувств.

"Шри гуру - это учитель, утвердившийся в брахмане (брахма-ништхам). Он - осознавшая себя душа, рассеивающая невежество. Он прост, честен, смиренен, безмятежен, свободен от ложного эго и вечно связан с Богом. Вожделение, гнев, жадность, зависть, высокомерие и заблуждение (шесть врагов обусловленной души) полностью преобразованы в любовь, сострадание, благожелательность, бла-

гоприятность, бескорыстную деятельность и прощение. Он - воплощение всех великих достоинств.

"Он знает и живет в соответствии с духом шастр. Он следует и почитает учителей прошлого и, придерживаясь традиции, объясняет ее значение в соответствии со временем. Он - свет, указывающий путь, он живет на высочайшем уровне сознания Кришны. Его желания неотделимы от желаний Господа и он действует в соответствии с таковыми. Он строго следует образцовому пути дхармы. Он - сострадательный отец и благожелательная мать своих учеников. Он проявляет свою любовь ко всем, включая растения, животных и неодушевленные объекты.

"Он любит служить. Он учит, и сам следует тому, чему учит. Он

живет и любит во имя Верховного Господа. Его слова исполнены мудрости. Он подобен ребенку и всегда счастлив, поскольку утвердился в истине. Двойственности не влияют на него. Тепло и холод, удовольствие и боль, потеря и приобретение - между ними нет разницы. Контролируя тело, ум и речь, он не зависит от удовольствия, доставляемого каким-либо объектом. У него нет предубеждений, он

также не отвлекает своего ума от Божественного для того, чтобы судить других. Спасая людей от греха, он с любовью ведет их, дружески поддерживает и защищает. Он дарует все благословения и сокровище Кришна-бхакти. Чистая любовь к Богу источается из каждой поры его тела. Внутри себя он наслаждается непрерывным праздником блаженства и дает это блаженство всем, кто его ищет". (ГВМ, адоптированное изд.)

В Хари-бхакти-виласе Шрила Санатана Госвами описывает обычные

и дополнительные качества истинного духовного учителя.

Обычные качества:

"Духовный учитель знает Веды и бхакти-шастры, такие как Шримад Бхагаватам. Он разрушает сомнения в своем ученике и помогает ему обрести веру. Он осознает славу Кришны - как благожелателя, защитника, эту славу он неразрывно связывает с Его преданными. Благодаря твердой вере и поклонению Господу он осознал Верховную Личность Бога. Благодаря своей чистоте и преданию, он обрел потенцию милости Кришны (крипа-шакти-мурти). Поэтому духовный учитель уполномочен проливать милость на своих учеников и вести их по пути бхакти.

"Он обрел милость своего гуру, предавшись его лотосным стопам.

Он полностью умиротворен, совершенно подчинен Кришна-бхакти. Он отдал свое сердце Кришне. Его тело свободно от болезней и неполноценностей. Он контролирует свои чувства и победил шесть врагов, именуемых вожделение, гнев, жадность, зависть, сумасшествие и иллюзия. Он обрел благословения садху, он знает безукоризненный путь Вед и всегда находится в трансцендентном сознании (брахма-ништха). Благодаря своей преданности он глубоко привязан к Кришне." (ХБВ 1.32.-35)

Дополнительные качества:

"Гуру, родившийся в чистой семье; безгрешный и безукоризненный; обладающий хорошим поведением, относящийся к определенному ашраму, свободный от гнева, знающий Веды и все другие писания, обладающий верой, несклонный искать недостатки, чьи слова приятны для слуха, молодой, привлекательный на вид и со вкусом одетый, занятый деятельностью на благо всех живых существ, не совершаю-

щий насилия, разумный, лишенный гордости, удовлетворенный, благодарный, чистый сердцем и милостивый, способный определить трансцендентальную истину, наделенный отеческой любовью, опытный в совершении пуджи Верховному Господу, нежно относящийся к своим ученикам, умеющий наказывать и награждать и знающий все виды аргументов и контраргументов - такой гуру представляет собою океан славы." (ХБВ 1.38-41)

Любой преданный, наделенный такими достоинствами и исполненный отеческой любви к своим ученикам может действовать как истинный гуру. Такой духовный учитель способен разрушить препятствия в бхаджане ученика, благословить его премой и привести его к лотосным стопам Радхи и Кришны.

Качества ученика

В Муктавали говорится, что тот, кто послушен, честен, обладает хорошим характером, разумен, свободен от гордости, имеет веру в гуру, смиренен и милосерден - готов к тому, чтобы получить мантра-дикшу. С другой стороны, в Агаста-самхите утверждается, что тому, кто ленив, ведет себя как мошенник, высокомерен, скуп,

злобен, горд, эгоистичен, надоедлив, жесток, обладает дурным нравом, не слушает гуру, привязан к материальным наслаждениям или зарабатывает деньги нечестным путем, - такой личности никогда не должна даваться мантра-дикша. Если какой-либо гуру примет такого неквалифицированного ученика, тогда оба - он и ученик отправятся в ад.

"Ученик должен быть чист, любознателен и серьезен в следовании духовным дисциплинам. Он должен удовлетворять гуру служением, преданностью, посвящением всей своей деятельности ему и почтением. Терпение и выдержка - главные качества ученика. Когда гуру удовлетворен служением ученика и развившимися у него хорошими качествами, он обучит его самбандха-гйане (знании о его отношениях с Богом), он будет защищать его и вести к цели - Кришна-преме.

Предание со стороны ученика и защита со стороны гуру - и то и другое необходимо." (ГВМ)

В Сарасанграха говорится, что духовный учитель должен принять на себя часть грехов ученика; подобно тому как царь пожинает результаты действий своих поданных.

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6