Поэтому мудрый наставник должен серьезно подумать, прежде чем даровать кому-либо мантра-дикшу.
Время, подходящее для мантра-дикши
Для получения мантра-дикши благоприятны месяцы: Вайсака, Ашвина, Картика, Аграхайана, Магха, Пхалгуна и Чайтра. Среди дней недели хороши все, кроме вторника и субботы. Подходящими титхами для мантра-дикши являются двития, панчами, састхи, двадаши, трайодаши и пурнима. В этих правилах есть исключения.
В Таттвасагаре говорится, что парама-бхагавата ачарйа может дать серьезному и честному ученику мантра-дикшу в любое время. Получить даршан сад-гуру - редко обретаемая удача. Священный приказ такого наставника превосходит все условности времени, места и обстоятельств. Если того желает сад-гуру, мантра-дикша может быть
получена в любое время, в любом месте и в любых условиях. Таково трансцендентное благословение всемилостивого сад-гуру!
Глава вторая
БРАХМА ГАЙАТРИ
Тождество Брахма-гайатри
"Из гимнов Сама Веды Я - Брихат-сама и из поэзии Я - Гайатри. Из месяцев Я - маргаширша (ноябрь-декабрь) и из времен года Я - цветущая весна." (Бг 10.35)
"В ведической литературе объясняется, что звуковая вибрация, возвышающая человека над ментальными измышлениями, называется Гайатри." (УГЧ гл. 31)
"Мантру гайатри можно найти в первом стихе Шримад Бхагаватам.
Поскольку мантра Гайатри специально предназначена для постижения Бога, она представляет Всевышнего Господа. Гайатри считается звуковой инкарнацией брахмана". (БГ 10.35к.)
Все двиджи и брахманы независимо от того, к какой секте они принадлежат, читают Брахма-гайатри. Конечно, они рассматривают значение мантры по-разному, в зависимости от своих догматов. В писаниях провозглашается, что Брахма-гайатри является матерью Вед. Древняя ведическая традиция предписывает чтение Брахма-гайатри как сандхйа-ванданам, естественный ежедневный ритуал поклонения главным Божествам трех периодов времени. Брахма-гайатри называется сурйа-гайатри или савитри-гайатри, поскольку она относится к Савитур, богу солнца, контролирующего три планетарные системы (бхур, бхувах, свах). Хотя, с одной стороны, Брахма-гайатри относится к Солнцу, которое является видимым проявлением божественной силы Кришны, в действительности, она представляет собою медитацию на Кришну, величайшего Савитур, главного и единственного господина всего космического проявления. Шри Джива Госвами и другие Гаудия ачарйи объясняют, что Брахма-гайатри представляет собою медитацию на Вишну - творца, хранителя и разрушителя вселенной, который располагается как почитаемое Божество на Солнце и именуется Сурйа-Нарайана.
"Брахма-гайатри - это стих, состоящий из звуков. Эти звуки
неотличны от личности Гайатри Деви, спутницы Господа Вишну. Ее
также зовут Лакшми, Сарасвати, Савитри и Сандхйа. Преданный, ме-
дитирующий на Брахма-гайатри, поклоняется Гайатри Деви и призы-
вает ее с планеты Солнце в свое сердце. Поклоняясь, таким обра-
зом, садхака получает с ее стороны милость и помощь в достижении
Господа Вишну.
"Вишну располагается на планете Солнце и также в сердце как
объект медитации в мантре Гайатри. Брахма-гайатри избавляет от
вожделения и очищает ум. По милости энергии Господа садхака обре-
тает способность преодолеть невежество и осознать Вишну. В Брах-
ма-гайатри о Вишну говорится как о Верховном Господе, а об инди-
видуальных дживах - как о вечных слугах Господа.
"Брахма-гайатри не отлична от энергии Господа; это звуковое
воплощение его потенции или шакти. Эта мантра представляет собою
медитацию на Верховного Господа в Его функциональном аспекте как
Господа всех энергий, творца, хранителя и разрушителя вселенной.
Слог "гайа" означает "являть", а "три" - "суть трех Вед". Гайат-
ри - это тот стих, который дает возможность увидеть Господа Виш-
ну". (ХБВ)
Звуки Брахма-гайатри не отличны от личности Гайатри-деви, бо-
жественной спутницы и энергии Господа Вишну. Гайатри-деви зовет-
ся также Лакшми, Сарасвати, Сандхйа и Савитри. Очистившись пос-
редством ачамана и дхйаны, чтец призывает Гайатридеви с планеты
солнце в свое собственное сердце в процессе медитации на Брахма-
гайатри, которая является формой поклонения Гайари-деви. По ее
милости можно достичь Вишну. Три сандхйи (переходы в течение су-
ток: от ночи ко дню, от первой половины дня ко второй, т.е. пол-
день, и ото дня к ночи) представляют Гайатри-деви в аспекте вре-
мени. Поэтому Гайатри-деви поклоняются, читая Брахмагайатри кон-
кретно в это время.
Гайатри называется так, поскольку она поется (гайати) или рас-
пространяет славу Верховной Личности Бога и защищает (трайате)
чтеца, фиксируя его ум на Господе. К Гайатри-деви обычно обра-
щаются как к "матери Вед", в Шри Радхасахасра-нама стотре, Нара-
да Муни говорит: гайатри ведамата ча - "Шри Радха - это Гайатри-
мантра и мать Вед". (Нарада-панчаратра)
Проявляясь только в материальном мире, Брахма-гайатри возвы-
шает обусловленную душу до уровня очищения брахма-бхута. Гопа-
ла-мантра и Кама-гайари, однако, вечно вибрируют в духовном мире.
Большинство брахманов читают только Брахмагайатри, но брахманы
Гаудия вайшнавы читают также Кама-гайатри. Господь Брахма услы-
шал и Брахма-гайатри и Кама-гайатри, именно они были даны ему как
Гайатримантра, и произнес их обе. Брахма-гайатри сравнивается с
зеленым манго. Когда повторяющий ее осознает ее полное значение,
Брахма-гайатри предстает как Камагайатри или спелый манго. Конеч-
но, пока человек не обретет брахманические качества и не получит
мантру, пройдя обряд посвящения у истинного духовного учителя,
мантра не будет действовать или давать какой-либо результат.
Осознание и конечное назначение, достигаемое благодаря повторе-
нию мантры зависит исключительно от концепций, которых придержи-
вается чтец. Это утверждается в Гопала-тапани Упанишад:
"Человек, обладающий трансцендентальной мудростью, уверен в
том, что камабиджа-мантра, клим и однослоговая мантра Ом - одно и
то же. Тот, кто идет в Мадхура Пури и медитирует на Гопала, пов-
торяя или "клим" или "Ом", достигает конечного назначения души
после оставления настоящего материального тела". (ГУ т.59)
Традиционно женщинам не разрешалось читать ведические мантры
(т.е. мантры, относящиеся к Шрути). А Брахма-гайатри можно найти
в Риг-Веде, одной из изначальных Шрути. Им также не разрешается
носить упавиту или посещать гурукулу. Но женщинам разрешается