Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Гайатри Махима Мадхури - Страница 9

Поэтому мудрый наставник должен серьезно подумать, прежде чем даровать кому-либо мантра-дикшу.

Время, подходящее для мантра-дикши

Для получения мантра-дикши благоприятны месяцы: Вайсака, Ашвина, Картика, Аграхайана, Магха, Пхалгуна и Чайтра. Среди дней недели хороши все, кроме вторника и субботы. Подходящими титхами для мантра-дикши являются двития, панчами, састхи, двадаши, трайодаши и пурнима. В этих правилах есть исключения.

В Таттвасагаре говорится, что парама-бхагавата ачарйа может дать серьезному и честному ученику мантра-дикшу в любое время. Получить даршан сад-гуру - редко обретаемая удача. Священный приказ такого наставника превосходит все условности времени, места и обстоятельств. Если того желает сад-гуру, мантра-дикша может быть

получена в любое время, в любом месте и в любых условиях. Таково трансцендентное благословение всемилостивого сад-гуру!

Глава вторая

БРАХМА ГАЙАТРИ

Тождество Брахма-гайатри

"Из гимнов Сама Веды Я - Брихат-сама и из поэзии Я - Гайатри. Из месяцев Я - маргаширша (ноябрь-декабрь) и из времен года Я - цветущая весна." (Бг 10.35)

"В ведической литературе объясняется, что звуковая вибрация, возвышающая человека над ментальными измышлениями, называется Гайатри." (УГЧ гл. 31)

"Мантру гайатри можно найти в первом стихе Шримад Бхагаватам.

Поскольку мантра Гайатри специально предназначена для постижения Бога, она представляет Всевышнего Господа. Гайатри считается звуковой инкарнацией брахмана". (БГ 10.35к.)

Все двиджи и брахманы независимо от того, к какой секте они принадлежат, читают Брахма-гайатри. Конечно, они рассматривают значение мантры по-разному, в зависимости от своих догматов. В писаниях провозглашается, что Брахма-гайатри является матерью Вед. Древняя ведическая традиция предписывает чтение Брахма-гайатри как сандхйа-ванданам, естественный ежедневный ритуал поклонения главным Божествам трех периодов времени. Брахма-гайатри называется сурйа-гайатри или савитри-гайатри, поскольку она относится к Савитур, богу солнца, контролирующего три планетарные системы (бхур, бхувах, свах). Хотя, с одной стороны, Брахма-гайатри относится к Солнцу, которое является видимым проявлением божественной силы Кришны, в действительности, она представляет собою медитацию на Кришну, величайшего Савитур, главного и единственного господина всего космического проявления. Шри Джива Госвами и другие Гаудия ачарйи объясняют, что Брахма-гайатри представляет собою медитацию на Вишну - творца, хранителя и разрушителя вселенной, который располагается как почитаемое Божество на Солнце и именуется Сурйа-Нарайана.

"Брахма-гайатри - это стих, состоящий из звуков. Эти звуки

неотличны от личности Гайатри Деви, спутницы Господа Вишну. Ее

также зовут Лакшми, Сарасвати, Савитри и Сандхйа. Преданный, ме-

дитирующий на Брахма-гайатри, поклоняется Гайатри Деви и призы-

вает ее с планеты Солнце в свое сердце. Поклоняясь, таким обра-

зом, садхака получает с ее стороны милость и помощь в достижении

Господа Вишну.

"Вишну располагается на планете Солнце и также в сердце как

объект медитации в мантре Гайатри. Брахма-гайатри избавляет от

вожделения и очищает ум. По милости энергии Господа садхака обре-

тает способность преодолеть невежество и осознать Вишну. В Брах-

ма-гайатри о Вишну говорится как о Верховном Господе, а об инди-

видуальных дживах - как о вечных слугах Господа.

"Брахма-гайатри не отлична от энергии Господа; это звуковое

воплощение его потенции или шакти. Эта мантра представляет собою

медитацию на Верховного Господа в Его функциональном аспекте как

Господа всех энергий, творца, хранителя и разрушителя вселенной.

Слог "гайа" означает "являть", а "три" - "суть трех Вед". Гайат-

ри - это тот стих, который дает возможность увидеть Господа Виш-

ну". (ХБВ)

Звуки Брахма-гайатри не отличны от личности Гайатри-деви, бо-

жественной спутницы и энергии Господа Вишну. Гайатри-деви зовет-

ся также Лакшми, Сарасвати, Сандхйа и Савитри. Очистившись пос-

редством ачамана и дхйаны, чтец призывает Гайатридеви с планеты

солнце в свое собственное сердце в процессе медитации на Брахма-

гайатри, которая является формой поклонения Гайари-деви. По ее

милости можно достичь Вишну. Три сандхйи (переходы в течение су-

ток: от ночи ко дню, от первой половины дня ко второй, т.е. пол-

день, и ото дня к ночи) представляют Гайатри-деви в аспекте вре-

мени. Поэтому Гайатри-деви поклоняются, читая Брахмагайатри кон-

кретно в это время.

Гайатри называется так, поскольку она поется (гайати) или рас-

пространяет славу Верховной Личности Бога и защищает (трайате)

чтеца, фиксируя его ум на Господе. К Гайатри-деви обычно обра-

щаются как к "матери Вед", в Шри Радхасахасра-нама стотре, Нара-

да Муни говорит: гайатри ведамата ча - "Шри Радха - это Гайатри-

мантра и мать Вед". (Нарада-панчаратра)

Проявляясь только в материальном мире, Брахма-гайатри возвы-

шает обусловленную душу до уровня очищения брахма-бхута. Гопа-

ла-мантра и Кама-гайари, однако, вечно вибрируют в духовном мире.

Большинство брахманов читают только Брахмагайатри, но брахманы

Гаудия вайшнавы читают также Кама-гайатри. Господь Брахма услы-

шал и Брахма-гайатри и Кама-гайатри, именно они были даны ему как

Гайатримантра, и произнес их обе. Брахма-гайатри сравнивается с

зеленым манго. Когда повторяющий ее осознает ее полное значение,

Брахма-гайатри предстает как Камагайатри или спелый манго. Конеч-

но, пока человек не обретет брахманические качества и не получит

мантру, пройдя обряд посвящения у истинного духовного учителя,

мантра не будет действовать или давать какой-либо результат.

Осознание и конечное назначение, достигаемое благодаря повторе-

нию мантры зависит исключительно от концепций, которых придержи-

вается чтец. Это утверждается в Гопала-тапани Упанишад:

"Человек, обладающий трансцендентальной мудростью, уверен в

том, что камабиджа-мантра, клим и однослоговая мантра Ом - одно и

то же. Тот, кто идет в Мадхура Пури и медитирует на Гопала, пов-

торяя или "клим" или "Ом", достигает конечного назначения души

после оставления настоящего материального тела". (ГУ т.59)

Традиционно женщинам не разрешалось читать ведические мантры

(т.е. мантры, относящиеся к Шрути). А Брахма-гайатри можно найти

в Риг-Веде, одной из изначальных Шрути. Им также не разрешается

носить упавиту или посещать гурукулу. Но женщинам разрешается

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7