Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 101 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 101

мастерства». Если преданный достиг того, что во время джапы вспоминает игры Кришны, он должен радоваться своему замечательному продвижению по пути бхакти и искренне благодарить Шри Гуру и Гаурангу.

Многие ачаръи Гаудия-вайшнавизма советуют своим ученикам сопровождать джапу памятованием развлечений Кришны, ли-ла-смараной. Однако большинство членов ИСККОН находятся в замешательстве на этот счет и думают, будто лила-смарана предназначена только для свободных душ. Некоторые даже верят, что заниматься чем-либо еще, помимо того, чтобы «просто слушать святое имя», оскорбительно.

Эта путаница отражена в приведенном ниже письме одного преданного, который спрашивает Шрилу Прабхупаду: «Должен ли я просто повторять и слушать святое имя, или же во время джапы надо помнить развлечения Кришны?»

369

370

Письмо преданного: «Почему-то мне очень трудно сосредоточиваться только на святом имени и ни на чем больше. Так повторять джапу сложно. Но как только я начинаю во время повторения думать об облике Кришны, некоторых качествах Шримати Радха-рани или каких-нибудь лилах, я чувствую огромное блаженство и прилив воодушевления. Однако большинство преданных говорят, что нельзя во время джапы думать о рупе, гут и лиле Кришны.

Я сбит с толку, так как чувствую, что стоит мне начать повторять святое имя, как рупа, гуна и лила сами собой появляются в моих мыслях. Я пытаюсь сдерживать это. Когда мне удается это подавить, мой ум тотчас же погружается в решение различных организаторских задач. Но мне не нравится это настроение руководителя во время джапы. Я предпочитаю, чтобы мой ум был наполнен мыслями о Радхе и Кришне. Пожалуйста, помогите мне и направьте меня».

Тридцать четыре года назад Шрила Прабхупада устранил эти разногласия насчет джапы и лила-смараны. В своем ответе на письмо Его Божественная Милость объяснил ученику, что повторять джапу и при этом медитировать на сладостную враджа-лилу Радхи-Мадхавы - это наш путь и наша прямая обязанность. Вот ответ Шрилы Прабхупады:

«Что касается твоего первого вопроса: „Оскорбительно ли думать о развлечениях Кришны во время джапыТ - я считаю, что ты должен знать: это не оскорбительно, - напротив, это необходимо. Надо дойти до такой точки, где ты просто слушаешь Кришну, и тотчас же в твоих мыслях появится все, что относится к Кришне, -Его развлечения, Его облик, Его качества. Ведь наша задача - постоянно быть погруженными в мысли о Кришне. Если мы заполнены Кришной, разве найдется место для майи? Так что помнить игры Кришны - наша обязанность. Тот, кто не может помнить Кришну, пусть просто слушает Харе Кришна, и позже, когда он отточит свое мастерство, он постоянно будет помнить Кришну, Его деяния, Его качества и т. д.» (ПШП, 4.12.68).

В 1968 году, в другом замечательном письме Шрила Прабхупада предписывает лила-смарану как целительное средство от

371

болезни вожделения в сердцах начинающих преданных. «Еще один ключ к успеху заключается вот в чем: если вы очень сильно озабочены сексуальным чувством, думайте о забавах Господа Кришны с гопи, и навязчивые мысли о сексе покинут вас. Думайте о развлечениях Кришны с гопи, но не пытайтесь им подражать» (ПШП, 8.11.68).

«Постоянно повторяя мантру Харе Кришна и помня трансцендентные развлечения Кришны, человек может полностью обрести сознание Кришны и так сделать свою жизнь возвышенной и плодотворной» («Источник вечного наслаждения», гл. 34).

Приведенные выше выдержки из писем показывают, что Шри-ла Прабхупада хотел, чтобы его последователи поднялись на уровень, где они, повторяя джапу, будут думать об исполненных пре-мы играх Радхи- Кришны во Вриндаване. Ачаръи прошлого, такие как Нароттама дас и Тхакур Бхактивинода, также советовали это.

«Постоянно повторяя Харе Кришна маха-мантру, которая, по сути, является прославлением Радхи и Кришны, человек обязан помнить Их возвышенные развлечения. Если он не может сосредоточенно размышлять о развлечениях Кришны, он должен повторять такие главные имена Господа, как Кришна, Говинда, Шьяма, Дамодара и Гиридхари, - они усилят его привязанность к Кришне. Если человек поет имена Кришны и помнит Его развлечения, он обретет сокровище кришна-премы и вечное место во Вриндаване» ( « Бхаджана-рахасья » ).

манера смарана прана, мадхура мадхура дхама,

джугала виласа смрти-сара

садхйа садхана эй, иха баи ара паи,

эй таттва сарва-сиддхи-сара

«Памятование развлечений Господа - сама жизнь преданного. Памятование сладостных любовных забав Радхи-Мадхавы - суть всех стараний. Это цель жизни и наилучший способ достичь ее» («Према-бхакти-чандрика», 6.2).

372

Гаура-Говинда лила-смараиа

Д чаръи учат, что, повторяя джапу, и совершая лила-смарану, снача-/1ла надо помнить игры Гауранги и только затем - Радхи-Говинды. Махапрабху - это каруна-аватара, проливающая милость даже на самых падших, самых недостойных людей. Памятование гаура-лилы быстро очищает сердце и подготавливает его к восприятию сокровенной вриндавана-лилы Кришны с Радхикой и другими враджа-сундари.

В «Прартхане» говорится: гауранга-гунете джхуре, нитйа-лила таре спхуре - «Если человек проникается развлечениями милосердного Гауранги, восторгается ими и порой даже плачет, это непосредственно поможет ему понять нитъя-лилу Радхи-Говинды». Дальше, в той же самой песне, Нароттама дас говорит: гаура-према-расарнаве, се таранге джеба дубе, серадха-мадхава-антаранга - «Тот, кто окунается в волны океана гаура-према-расы, незамедлительно станет одним из самых доверенных преданных Радхи-Мадхавы во Враджа-Гокуле».

«Джайва-дхарма» объясняет, что происходит, если передрадха-кришна-лилой помнить гаура-лилу. «Прежде чем приступить крад-ха-кришна-смаране, обязательно помни гаура-лилу, так как она пробуждает и подталкивает к действию бхавы, относящиеся к ашта-ка-лия-кришна-лиле».

Медитация на Навадвипа-дхаму (Навадвипа-дхьяна)

возношу хвалу