Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 99 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 99

выйти за Него замуж.

Шрила Прабхупада пишет: «Невероятно привлекательный облик Господа Шри Кришны исполнен всего обаяния, всего блаженства и всех рас. Притягательная сила Его облика так велика, что никто

363

не захочет променять это чувство на материальные удовольствия, мистические совершенства или освобождение. Нет необходимости приводить логические доводы в поддержку этого утверждения, потому что в самой природе живого существа заложено стремление привлекаться качествами Господа Шри Кришны. Надо твердо знать, что качества Господа не имеют ничего общего с мирскими - все они сотканы исключительно из блаженства, знания и вечности. Качества Господа неисчислимы, и одних живых существ привлекают - одни, а других - другие» (Бхаг., 1.7.10). Кришна - единственная Верховная Личность, которой есть чем восхитить кого угодно.

61. Кришна совершает чудесные развлечения

(лила-мадхурья)

Мадхуръя, или сладость, - эта сама суть Шри Кришны. И хотя все, что связано с Кришной, сладостно, Шрила Рупа Госвами выделяет лила-мадхуръю - сладость развлечений Кришны, према-мадхуръю - сладость любви к Нему, вену-мадхуръю - сладость звуков Его флейты и рупа-мадхуръю - сладость прекрасного облика Кришны.

Эти последние четыре сладостные качества, мадхуръя-гуна, с шестьдесят первого по шестьдесят четвертое, можно наблюдать только во Вриндаване, где Кришна предстает во всей Своей красе и вступает в самые близкие отношения со Своими преданными. Эти четыре качества Шри Кришны подчеркивают Его превосходство над всеми остальными воплощениями Его личности. У Кришны самый прекрасный, неимоверно привлекательный облик. Кришна играет на чрезвычайно красивой сладкозвучной флейте. Кришна совершает невероятно привлекательные, чудесные игры. И Кришна делит всепривлекающую сладость любви со Своими обожаемыми преданными во Врадже, которые в совершенстве владеют искусством сокровенных взаимоотношений с Ним. Эти четыре замечательные достоинства невозможно обнаружить в Господе Нараяне,

364

владыке Вайкунтхи, где преобладает айшваръя, дух величественности. Вот почему Лакшми, божественная супруга Господа Нараяны, не могла устоять перед красотой и сладостью Шри Кришны.

Свое свойство лила-мадхуръя Кришна наиболее ярко проявляет в мадхурья-дхаме, Шри Вриндаване. Все развлечения Кришны во Враджабхуми насыщены чистейшей мадхуръей - сладостью самых близких отношений, - ибо здесь Кришна покоряется любви без остатка. Наиболее возвышенная из всех враджа-лил Кришны - раса-лила, так как в ней Кришна наслаждается самыми изысканными сочетаниями разнообразных рас.

Развлечения Кришны в Матхуре уже далеко не таковы, как во Вриндаване, поскольку мадхурья в них разбавлена айшваръей, духом могущества и великолепия. А в дварака-лиле от мадхуръя-ра-сы остается жалкая капля, которая еле заметна в океане айшваръя-бхавы. Только во Вриндаване Кришна вкушает сладость према-ра-сы, которую невозможно отведать больше нигде.

Сварупа Дамодара возносит хвалу Вриндаване: «Подлинные достоинства Вриндаваны подобны океану, а достоинства Двараки и Вайкунтхи нельзя сравнить даже с каплей. Шри Кришна - Высшая Абсолютная Личность, исполненная всех достоинств, и Его достоинства в полной мере проявляются только во Вриндавана-дхаме... Вриндавана - это лес, в котором, растут деревья, исполняющие желания, и лианы. И жители Вриндаваны не хотят никаких других богатств, кроме плодов и цветов с этих древ желаний» (Ч.-ч., Мадхья, 14. 219-220, 222).

62. Кришну окружают любящие преданные

(према-мадхурья)

Преданные Кришны на Вайкунтхе - это верные, бескорыстные слуги Господа. Но преданные Кришны во Вриндаване превосходят их во всех отношениях, ибо служат Кришне не только бескорыстно, но и самозабвенно. Единственное, чем поглощены

365

враджа-васи, - это желанием всячески приумножать счастье Кришны, и их совершенно не волнует собственное счастье. Они забывают есть, спать, мыться, следить за своим внешним видом, исполнять обязанности и заботиться о семьях.

Кришна чувствует Себя настолько обязанным им, что обещал никогда и шага не сделать за пределы Вриндаваны - врндавана па-ритйаджйа падам эка на гаччхати. Кришна открыто признает, что никогда не сможет дать враджа-васи столько же чистой любви, сколько они дают Ему. Сладость Кришны неразрывно связана с премой Его вечных спутников.

«Према Яшоды вынуждает всемогущего и вездесущего Кришну позволить Своей матери связать Себя. Према Махараджи Нан-ды заставляет Кришну нести обувь отца на Своей голове. Према жен брахманов, совершавших ягъи, побуждает Кришну прийти к этим женщинам на порог и попросить еды. А могущественная пре-ма враджа-гопи делает Кришну послушной куклой в их руках. Словно соломинка посреди бушующего моря, Кришна беспрекословно подчиняется воле гопи и испытывает при этом блаженство, несравнимое даже с той глубочайшей анандой, которую Он черпает в Себе Самом» («Философия и религия Шри Чайтаньи»).

Только во Вриндаване Кришну окружают любящие преданные, которые обладают непревзойденной мадхурья-премой, достигающей уровня адхирудха-махабхавы, высочайшей ступени божественной любви. Любовь враджа-гопи к Кришне настолько велика и восторженна, что даже мгновение без Него выводит их из себя.

Гопи жаловались: «О Кришна! Когда в конце дня Ты возвращаешься, при взгляде на Твое прекрасное лицо нас охватывает такое влечение, что мы не в силах оторвать от Тебя глаз. И если нам в это время случается моргнуть, мы ругаем сотворившего нас Господа Брахму, называя его простофилей, потому что он не знает, как надо создавать глаза!» (Н. п., гл. 22)

Шрила Прабхупада добавляет: «Иначе говоря, гопи раздражало моргание век, так как в то мгновение, когда их глаза закрывались, гопи не могли видеть Кришну».

366

63. У Кришны сладкозвучная флейта (вену-мадхурья)

Нежные, сладостные звуки флейты Кришны очаровывают сердца всех жителей трех миров. «Даже крупица той неописуемой сладости, которая разливается при звуках флейты