Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 112 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 112

Харе Кришна - значит всегда удерживать Кришну в сердце. И это не требует расходов: вам не надо сооружать роскошный трон для Кришны. Вы можете вообразить, как установили бриллиантовый трон в своем сердце и на этом троне сидит Кришна. Кришна принимает это и делает явью. Даже если вы мысленно представляете себе: „У меня есть бриллиантовый трон, очень дорогой трон. Кришна придет и сядет на него", - это не самообман, это действительность. Так что создайте это в своем сердце. „Вот Кришна уселся. Я прошу Его, чтобы Он позволил мне омыть Его стопы водой из Ганги или Ямуны. Теперь я переодеваю Его в самые изысканные и дорогие наряды. Потом я подношу Ему украшения. Затем предлагаю Ему еду", - вы можете просто думать об этом. Это называется медитацией. Это так замечательно. Вы можете сесть в любом месте и думать о том, что Кришна в вашем сердце и вы устраиваете Ему великолепный прием. Это не самообман, это реальность. И это так просто» (ЛШП, 1.06.74).

«Любой, кто в мыслях преподнесет лотосным стопам Господа даже каплю воды, очистится. Того, кто мысленно омывает Господа, Ямараджа никогда не накажет за грехи. Все эти действия, выполненные в уме, обладают такой же силой, как если бы человек омывал Господа непосредственно» (Ч.-бхаг., Мадхья, 9.37).

Надо понять, что Кришна с одинаковой благодарностью принимает и внешнее служение, совершаемое телесно, и внутреннее -совершаемое в уме. Следующая лила поясняет это.

«Шрила Нрисимхананда Брахмачари был великим преданным Господа Чайтаньи Махапрабху Однако он отнюдь не был бо-гачем. Поэтому, когда он услышал, что Шри Чайтанья Махапрабху

409

собирается идти из Кулии во Вриндавану, он в мыслях начал строить удобную дорогу, по которой предстояло пройти Чайтанье Махапрабху.

Для чистого преданного не имеет значения, строит ли он дорогу на самом деле, или строит ее мысленно, ибо Высшая Абсолютная Личность, Джанардана является бхава-грахи, то есть признает прежде всего чувство, вложенное в служение. Для Него дорога, выложенная драгоценными камнями в действительности, и дорога, мысленно выложенная драгоценными камнями, одинаковы. Ум хоть и тонкая субстанция, но реален так же как тело. Поэтому Верховный Господь принимает служение, независимо от того, совершается оно посредством грубой материи или посредством тонкой. Он принимает отношение Своего преданного и смотрит, насколько искренне тот готов служить Ему. Преданный сам волен выбирать, как служить Господу - используя грубую или тонкую материю» (Ч.-ч., Мадхья, 1.161, ком.).

Шрингара-джапа

Манаси-джапу, которую иногда еще называют внутренним поклонением, или антар-йогой, продвинутые преданные совершают естественно, повинуясь не поддающемуся описанию сокровенному влечению души. Манаси-пуджа значит «мысленное поклонение», когда, закрыв глаза, но открыв свое сердце и ум, преданный мысленно омывает, одевает, кормит Божества Радхи-Кришны, Гауры-Нитая или своего собственного ишта-де-ву (возлюбленный облик Господа, Тхакурджи) и поклоняется Ему. Согласно «Панчаратра-прадипе», официальному руководству по пудже в ИСККОН, даже тот преданный, что находится в самом начале духовного пути, должен совершать манаси-пуджу, если он имеет второе, брахманское посвящение и поклоняется Божествам. Более того, не совершать манаси-пуджу - это оскорбление Божеств.

410

«Закончив медитацию (дхъяну) на облик Господа, вы должны занять свои мысли поклонением этому облику. Дхъяна - это подготовка к манаси-пудже. Если дхъяна - это пассивная форма сосредоточенного размышления, то манаси-пуджа - активная. Какой бы предмет поклонения вы ни собирались преподнести внешне, сначала вы должны преподнести его внутренне, со всей преданностью и вниманием. Шастры указывают, что садхана-бхакти пуд-жа, совершаемая только лишь с помощью предметов поклонения, бесполезна без матси-пуджи. Для неопытного преданного пуджа, совершаемая внешне, но без манаси-пуджи может стать причиной оскорблений Божества, поскольку в этом случае он склонен видеть Божество как материальный объект. Таким образом, манаси-пуджа, или антар-йога, исключительно важна при поклонении любому Божеству. Возвышенные души, особенно постоянно путешествующие сачнъяси, часто совершают только манаси-пуджу» («Пан-чаратра-прадипа», гл. 2.2).

В «Чайтанья-чаритамрите» описывается, как Нрисимхананда Брахмачари построил прекрасную, удобную «мысленную дорогу» для предстоящего путешествия Шри Чайтаньи Махапрабху. Поясняя эту лилу, Шрила Прабхупада говорил, что как вселюбящий и милосердный Господь Шри Кришна признает как телесное, так и мысленное служение.

Поклонение Кришне в мыслях во время повторения святого имени - превосходный прием для сосредоточения на джапе. Например, для пуджари, который поклоняются Божествам в храме, ничего не стоит во время джапы совершать ту же самую пуджу в храме своего ума. А те преданные, у кого нет надлежащего опыта в пудже, могут читать о лилах, где Радха-Говинда купаются, в таких священных писаниях, как «Говинда-лиламрита», «Кришна-бхава-намрита», «Вилапа-кусума-анджали», «Мадхава-махотсава», «Сан-калпа-калпадрума» и «Кришнахника-каумуди», и затем во время джапы размышлять о том, как они помогают слугам и служанкам Радхи-Говинды делать массаж Божественной Чете, омывать Их, одевать, украшать, подносить Им бхогу и совершать арати.

411

Не обязательно привязывать джапа-пуджу к Божеству в вашем храме. Вы можете сидеть и повторять джапу, например, в Москве, и в то же самое время мысленно отправиться во Вринда-вану и совершать манаси-севу, внутреннее поклонение, главным Божествам Враджа-дхамы. Госвами основали во Вриндаване семь важнейших храмов - Говинды, Гопинатхи, Мадана-моханы, Радха-раманы, Шьямасундары, Радхи-Дамодары и Гокулананды. Почему бы не поклоняться всем этим семи Божествам в своем уме?

После пуджи можно попросить Кришну о благословении: «О Дамодара! Я продвигаюсь по