Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 111 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 111

любовью, размышляй об этих утренних развлечениях, повторяя святое имя в обществе преданных. Тогда очень скоро в тебе пробудится бхава.

Пурвахна-лила-смарана: 8:24-10:48. (Ништха)

Во время повторения святого имени надо помнить пурвазсна-лилу, предполуденные развлечения. В «Говинда-лиламрите» гово-

405

рится: «Я помню Кришну, который вместе со Своими друзьями-пастушками гонит до полудня коров в лес. Махараджа Нанда, Яшода и другие враджа-васи провожают Кришну и Его друзей. Горя желанием встретиться с Радхарани, Кришна оставляет пастушков и коров у подножия Говардханы и отправляется на берега Радха-кунды. Я также помню Радхику. Кришна, украдкой посмотрев на Нее, обозначил место, где Они сегодня встретятся, и Радхика, поймав Его взгляд, возвращается из Нанда-грамы домой. Ее свекровь, Джатила, велит Ей совершить поклонение Сурьядеве. Сгорая от нетерпения, Радхика всматривается в дорогу, по которой должны возвращаться Ее сакхи, чтобы поведать о том, где сейчас находится Кришна».

Мадхьяхна-лила-смарана: 10:48-15:36. (Ручи)

«Я помню Радху-Кришну, которые в полдень наслаждаются обществом друг друга. Их украшают различные признаки духовного восторга, такие как ашта-саттвика-бхавы и въябхичари-бха-вы. В зависимости от перемены настроения в Своих любовных отношениях, Их глаза выражают то пылкое желание, то гнев. Они шутят с Лалитой и другими сакхи. В окружении подруг Радхи Божественная Чета наслаждается различными забавами: Они катаются на качелях, гуляют по лесу, резвятся в реке, пьют мед, предаются любовным утехам, а сакхи крадут флейту Кришны, а также поклоняются богу Солнца.

Так я медитирую на Радху-Кришну, которым постоянно прислуживают Их сакхи.

Апарахна-лила-смарана: 15:36-18:00. (Асакти)

«Я помню Шри Радху, которая после полудня возвращается домой и готовит для Своего возлюбленного Шри Кришны множество сладостей, таких как амрита-кели и карпура-кели. Затем Рад-ха омывается и надевает на Себя прекрасные наряды и украшения. Увидев лотосное лицо Своего ненаглядного Кришны, когда Он, выйдя из леса, направляется в гошалу, Радха переполняется огромной радостью.

406

Я также помню Шри Кришну, который после полудня возвращается вместе с коровами и друзьями в Нанда-граму. Кришна очень доволен, когда, проходя по улице, Он видит очаровательное лицо Радхики. Кришну встречает Махараджа Нанда и другие старшие враджа-васи. Затем Яшода купает и одевает Кришну в красивые одежды.

О ум! С восторгом размышляй об этих развлечениях».

Саяна-лила-смарана: 18:00-20:24. (Бхава)

«Вечером Шри Радха посылает сакхи в Нанда-граму со множеством изысканных сладостей для Кришны. Сакхи возвращаются с остатками этих угощений, и Радха с радостью наслаждается ими. Враджендра-нандана у Себя дома совершает омовение и наряжается. Яшода заботливо помогает Ему. Кришна идет в гошалу, доит нескольких коров и возвращается домой ужинать.

С огромной любовью я размышляю об этих лилах».

Прадоша-лила-смарана: 20:24-22:48. (Випраламбха-према)

«Я помню Шри Радху поздним вечером. Чтобы доставить удовольствие Кришне, Она надевает наряды, соответствующие определенной фазе луны. В новолуние Радха носит одежды цвета шъяма, а в полнолуние - белые. По совету Вринды-деви Радха вместе со Своими подружками прячется в уединенной беседке на берегу Ямуны.

Я также помню Кришну, который сидит в окружении Своих друзей-пастушков и наслаждается множеством замечательных представлений. Яшода, заботливая мама Кришны, забирает Его домой и пытается уложить спать. Думая о счастье Своих отношений с Радхой, Кришна украдкой выскальзывает из спальни и направляется в лесную беседку.

Я размышляю о том, как Радха-Кришна совершают эту лилу».

Ратр и-л ил а-смарана: 22:48-3:36. (Самбхога-према)

«Я помню Радху-Кришну, которые ночью страстно желают быть вместе. После того как Кришна приходит к Радхе, и Божественная

407

Чета идет гулять по лесу, Вринда-деви служит Им самыми разными способами. Когда Радха-Кришна вместе со Своими близкими сакхи устраивают раса -лгшу и начинают петь и танцевать, Они выглядят несказанно очаровательными. А когда Радха-Кришна утомляются от забав, Им прислуживает множество любящих ман-джари. Ближе к концу ночи Божественная Чета удаляется спать на постели из благоухающих цветов. Наблюдая за этими развлечениями, сакхи тонут в океане восторга.

О ум, помни эти уединенные забавы Радхи-Кришны и поклоняйся им с желанием принять в них участие».

Шрила Бхактивинода Тхакур завершает свои сокровенные наставления о бхаджане так: «Совершая преданное служение и постоянно памятуя эти драгоценные развлечения, протекающие в каждой из восьми частей суток (ашта-кала), преданный постепенно достигает совершенства. Обучаясь гопи-бхаве, садхака поднимается на уровень сварупа-сиддхи и черпает удовольствие в развлечениях ашта-кала, живя во Врадже, проявленной в материальном мире. После того как такой преданный получает милость Кришны, он покидает материальное тело и начинает служить Рад-хе-Кришне в Их духовной обители.

О брат, святое имя никогда не теряет своей силы, будь то на уровне совершенства или на уровне садханы. Поэтому повторяй и пой святое имя, считая это твоей единственной целью, и не прибегай ни к каким иным видам садханы» («Бхаджана-рахасья»).

Джапа и манаси-сева

Рагхунатха дас Госвами, наш прайоджана-ачарья, повторял джапу, совершая манаси-севу. Манаси-сева - это разновидность смараны, когда преданный в медитации любовно служит Радхе-Говинде и Их играм. Манаси-сева является главной составляющей в рагануга-бхакти, и, как правило, ее сопровождают джа-пой либо лила-киртаной. Манаси-сева сочетает в себе три наиболее

408

важных анги бхакти - шраванам, киртанам и смаранам (слушание, пение или повторение и памятование). В одной из своих лекций Шрила Прабхупада указывает на то, что, вместо машинального повторения мантры Харе Кришна, надо активно занимать ум памятованием облика, качеств и развлечений Радхи-Говинды. Особенно Шрила Прабхупада советует во время джапы упражняться в манаси-севе.

« Повторять мантру