Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 53 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 53

Рама Рама Рама Харе Харе

Одиннадцатая глава

СМЫСЛ МАНТРЫ ХАРЕ КРИШНА

Однажды Валлабхачарья встретил в Джаганнатха-Пури Махапрабху и попросил Его объяснить смысл имени Кришны. Господа Чайтанью окружали Его наиболее близкие последователи, включая Шри Нитьянанду Прабху, Шри Адвайту Ачарью, Сарвабхауму Бхаттачарью, Шри Сварупу Дамодару, Шри Рая Рамананду, Шри Рупу Госвами и Шикхи Махити. Махапрабху не сумел ответить, и тогда Валлабхачарья повторил вопрос, так как хотел привести свое собственное объяснение, основанное на глубоком познании шастр. Тагда Махапрабху сказал:

кршна-намера баху артха на мани

‘шйама-сундара’ ‘йашода-нандана’,- эи матра джани

“Мне не известны значения имени Кришны. Я знаю только, что Кришна – это сын Яшода-нандана и Шьямасундара. Никакой другой смысл мне не ведом”(Ч.-ч., Антья, 7.86).

Успех в джапе зависит от представлений о святом имени и от понимания его. Повторять джапу надо, придерживаясь правильных представлений о мантре, то есть сознавая истнный ее смысл, и с преданностью в сердце. В этой связи в «Шри Чайтанья-шикшамрите» говорится: «Если человек повторяет святое имя, сознавая его смысл и молясь Кришне со слезами на глазах, постепенно по милости Кришны его повторение будет становиться все лучше и лучше. Если же не следовать этому правилу, то совершенства удастся достичь только через множество жизней».

Давая посвящение, духовный учитель объясняет смысл мантры, для того чтобы привить ученику верные представления, благодаря чему тот будет повторять с нужным сознанием. В «Санат-кумара-самхите», где описываются пять самскар для очищения ученика, сказано: «Во время посвящения духовный учитель произносить две мантры в правое ухо ученика и объясняет ему смысл этих мантр». И в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (11.21.15) также говорится: «Когда ученик получает мантру из уст истинного духовного учителя, тот раскрывает ученику смысл и конечную цель повторения мантры».

Тхакур Бхактивинода объясняет, что майявади и материалисты также повторяют мантру Харе Кришна, но из-за неверных представлений о мантре они не достигают совершенства. Когджа они повторяюти мантру, их сердце переполняют желания чувственных удовольствий и освобождения. Святое имя звучит, но Верховного Господа в этих звук нет. Тем не менее, исполняющая любые желания нама, дарует некоторые второстепенные блага таким людям, однако высочайшее сокровище, кришна-прему, они не получают никогда.

Высшее благо, которое возможно извлечь из повторения Харе Кришна,- это обрести вечное любовное служение Радхе-Говинде во Враджалоке. Преданные понимают это, и потому дорожат святым именем больше, чем всеми богатствами этого мира.

Как понимание смысла святого имени улучшает джапу

Чтобы повторять святое имя правильно, надо размышлять над значением слогов, а также искренне взывать к Господу. Успех в мантра-медитации, как и в любой системе йоги, зависит от того, насколько человек понимает смысл мантр, которые он произносит. Патанджали подчеркивает это в своих “Йога-сутрах” (1.28): “Священный слог ом указывает на Ишвару (Верховного властителя). Надо повторять слог ом, сознавая его смысл (тад-джапас тад-артха бхаванам)”. Вьясадева, первый комментатор “Йога-сутр” говорит:

«Йог полностью понимающий связь между словом и его значением, должен постоянно повторять это слово и приучать ум погружаться в размышления над этим значением. Сознание йога, который всегда повторяет слог ом и приучает ум погружаться в размышления над смыслом, заключенным в этом слоге, становится закрепленным на одной единственной цели (экаграта)»

Для бхакти-йогов достичь состояния экаграта, то есть сосредоточиться на одной цели,- значит исключительно внимать трансцендентному звуку святого имени Кришны.

В «Нама-бхаджане» Шрила бхактивинода тхакур рассказывает, как погрузиться в джапу: «Повторяя святео имя, надо непрерывно помнить духовные черты Кришны, а также объяснять умузначение имени. В то время как вы углубляетесь в размышления над смыслом и образом святого имени, молитесь Кришне, жалобно плача.

Благодаря таким усердиям Кришна прольет на вас Свою милость и вы продвинетесь по пути преданности. Если вы постоянно будуте помнить значения святого имени, ваше сердце в конце концов очистится от всей материальной скверны. И тогда имя, в своем личностном облике, предстанет перед духовным взором преданного. Полностью проявленный личностный облик (сварупа) святого имени неотличен от исполненного блаженства облика Господа Кришны. Появление сварупы святого имени – это появление сварупы Господа Кришны.

Чем чище и яснее преданный видит облик имени, тем дальше он продвигается в своей бхаджане в присутствии сварупы Кришны. На этом этапе повторения святого имени три гуны природы вскоре прекращают воздействовать на преданного, и его сердцу открываются духовные гуны, качества, Кришны. Если во время бхаджаны преданному удается воспринимать имя (наму), облик (рупу) и качества (гуны) Господа Шри Кришны неразрывно, как единое целое, то по милости Господа он увидит в своем сердце и развлечения Шри Кришны» (Нама-бхаджана).

В «Хари-бхакти-виласе» (33) также говогрится о том, что необходимо занимать свои мысли размышлениями над смыслом мантры:

манах самхаранам шаучам маунам мантрартха-чинтанам

авйагратвам анирведо джапа-сампатти-хетавах

“Чтобы стать внимательным, надо очистить свое сердце. А для этого нужно хранить молчание и избегать неблагоприятных разговоров. Повторяя святое имя, человек должен с любовью помнить значения мантры. Постоянство, тепение и привязанность к джапе украшают повторение святого имени”.

Дайте наме жить

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описывает божественный звук необыкновенно ярко и осознанно:

“Святое имя Кришны значит божественный звук. Можно рассмотреть сравнение с оболочкой таблетки. Оболочка – это не лекарство. Внешне две таблетки могут выглядеть одинаково, однако под оболочкой одной таблетки будет лекарство,

Навигация:

Страница 55
Страница 54
-- Страница 53 --
Страница 52
Страница 51