Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 55 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 55

совершенства в попытках обрести прему к Радхе-Кришне во Вриндаване. Каждое слово маха-мантры указывает исключительно на Радху-Кришну. Иногда в своей проповеди Шрила Прабхупада упоминал, что слово “Рама” относится к трем Рамам: Парашураме, Господу Рамачандре и Господу Балараме. Его Божественная Милость также говорил, что “Рама” в маха-мантре “можно считать Баларамой”. Однако в целом Шрила Прабхупада, когда давал определение маха-мантры, неоднократно объяснял, что маха-мантра – это Радха и Кришна, и никто иные. Поэтому, повторяя маха-мантру, надо сосредоточить свой ум и сердце только на Радхе-Кришне. Иначе, как отмечает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, можно закончить свой путь на Айодхье или Вайкунтхе.

“Харе Кришна маха-мантра не имеет ничего общего с рама-лилой. Имя “Рама” значит “Радха-рамана Рама”, или “Кришна, который доставляет удовольствие Шримати Радхарани”. Гаудия-вайшнавы считают, что маха-мантра исполнена исключительно сознания Кришны, а не сознания Рамы. От того, какие у нас глубинные представления об этой мантре, зависит, чего мы достигнем в духовной жизни. Если, произнося “Рама”, преданный думает о Господе Рамачандре, такая привязанность приведет его в Айодхью [святую обитель Рамы]. Но, если повторяя “Рама”, преданный думает, что Рама – это Радха-рамана Рама, он отправится на Голоку Вриндавану. Назначение преданного определяется тем, какие глубинные представления он имеет. “Харе” – это звательный падеж слова “Хара”, имени Радхи. “Хара” [Радха] значит, “та, кто способна похитить внимание даже Самого Хари, Кришны”. А “Кришна” значит “тот, привлекательней кого не существует”” (Учение Шри Чайтаньи).

Шрила Бхактивинода Тхакур единодушен в этом со своим сыном: «Повторяя Харе Кришна маха-мантру, преданный должен помнить ее смысл. Все слова в маха-мантре относятся к Радхе и Кришне. Слово «Рама» значит «Радха-рамана». Шри-Кришна – главный среди самых искусных любовников и обожаемое Божество любовных забав – всегда наслаждается с Радхой. Поэтому Кришну называют Рамой, Радха-раманой» (Бхаджана-рахасья).

Шрила Прабхупада поддерживает предшествующих ему ачарьев: “О Харе, О Радхарани! О Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам и избавьте от необходимости служить майе” (ПШП, 8.07.69).

Джапа – это служение Радхе

Шрила Прабхупада говорил, что повторять маха-мантру – значит молиться Радхарани с желанием служить Кришне. Однако в приведенном выше отрывке Прабодхананда Сарасвати дает слегка иное преставление о маха-мантре. Он объясняет, что, повторяя имена Кришны, Гаудия-вайшнавы молят Господа занять их в служении лотосным стопам Его возлюбленной, Шримати Радхики. Разумеется, это от носится к тем преданным, которые всем сердцем почувствовали это и самозабвенно посвятили служению Радхарани (радха-дасьям) свою жизнь.

“Неотрывно медитируя на Шри Кришну, чьи волосы украшены пером павлина, произнося Его сладостные святые имена, служа Его лотосным стопам и повторяя мантры в Его славу, мы горячо жаждем служить лотосным стопам Шримати Радхарани. Благодаря тому, что мы постоянно размышляя подобным образом, и благодаря Ее беспричинной милости в нашем сердце пробудится глубокая стихийная привязанность к Ее лотосным стопам” (Радха-раса-судханидхи).

тавасми радхика-натха кармана манаса гира

кршна-канте таваивасми йувам эва гатир мама

шаранам вам прапанно ‘см каруна-никаракарау

прасадам куру дасйам бхо майи душте ‘парадхини

“О Господь Шримати Радхики, я Твой, и все мои поступки, мысли и слова я посвящаю Тебе. О Шримати Радхарани, возлюбленная Шри Кришны, я принадлежу только Тебе. О Радха и Кришна, исполненные безграничного сострадания, Вы – мое единственное прибежище, и потому я принимаю Ваше покровительство. Невзирая на то что я такой падший и постоянно оскорбляю Вас, пожалуйста, будьте милостивы ко мне и сделайте меня Своим слугой” (Панчаратра-прадипа).

Краткое объяснение имен в маха-мантре

Слово Кришна состоит из двух слов: “криш”, что указывает на привлекательность Господа, и “на”, который означает духовное блаженство, ананду. Таким образом, имя “Кришна” относится к наивысшему, всепривлекающему, исполненному блаженства образу Бога. В словаре “Нирукти” сказано, что слог “криш” значит либо “притягивать”, либо “совершенное бытие”, а слог “на” – “уничтожение” следовательно, имя “Кришна” значит “тот, кто притягивает к Себе души, увязшие в майе, и кладет конец их материальной жизни”.

Шрила Бхактивинода Тхакур дает краткое объяснение слов “харе”, “Кришна” и “Рама”:

“Харе – это Хара, Радха, которая Своей непревзойденной любовью и привязанностью крадет сердце Хари. “Криш” значит “притягивать”, а “на” – “высочайшее блаженство”. Кришна олицетворяет высочайшее блаженство. “Ра” значит “изгонять все грехи”, а “ма” навсегда отрезать к греху путь”. “Рама” – это Бог трансцендентной сладостной лилы, который постоянно наслаждается любовными забавами со Своей вечной супругой, Шримати Радхикой” (Шри Чайтанья-шикшамрита).

От шраддхи к преме

В “Бхаджана-рахасье”, продолжении к “Харинама-чинтамани”, Шрила Бхактивинода Тхакур последовательно описывает, каким образом преданный может достичь кришна-премы. Он говорит, что Харе Кришна маха-мантра состоит из шестнадцати имен, или восьми пар имен. Каждая пара имен соотвествует одной шлоке из “Шикшаштаки” и одной или более ступеням преданного служения начиная со шраддхи и заканчивая премой.

Харе Кришна. Первая пара имен – “Харе Кришна” – обозначает признание собственного невежества и повторение харинамы с верой. Повторение святого имени с верой полностью избавляет от невежества и возвращает память о Кришне. Это выражено в первом стихе “Шикшаштаки”: чето дарпана марджанам. (Шраддха.)

Харе Кришна. Вторая пара имен – “Харе Кришна” – указывает на то, что имена Кришны обладают всей властью и силой (ниджа сарва шакти), присущими личности Кришны. Искренне повторяя святое имя в кругу чистых преданных, человек развивает

Навигация:

Страница 57
Страница 56
-- Страница 55 --
Страница 54
Страница 53