поскольку Он во всей полноте обладает шестью главными: всем богатством, всей силой, всей славой, всей красотой, всем знанием и всей отрешенностью. Есть много богатых, красивых и умных людей, но ни один из них не обладает этими достоинствами в полной мере. «Только Кришна может заявить это, потому что Он - Высшая Абсолютная Личность» (Б.-г., 2.2, ком.).
Билвамангала Тхакур рассказывает о достоинствах Кришны: «О мой Господь, разве смогу я описать все богатства Твоей Врин-даваны? Одни только украшения на ногах девушек Вриндаваны
353
ценнее философского камня чинтамани, а их одежды - все равно что райские цветки париджата. Коровы во Вриндаване в точности подобны коровам сурабхи, обитающим в трансцендентном царстве. Поэтому богатства Твои так же велики, как необозримый океан» (Н. п., гл. 22).
49. Наиболее выдающаяся личность (вариян)
Кришна известен как асамаурдхва: никто и ни в чем не может превзойти Его или сравниться с Ним. Кришна всегда стоит выше всех. Даже полубоги, великие владыки вселенной, преклоняются перед Кришной и постоянно посещают Его, желая выразить свое почтение.
Как описывается в «Нектаре преданности», самые знаменитые и влиятельные полубоги вынуждены толкаться в длинной очереди, чтобы увидеться с Кришной. Привратник в Двараке, который впускал этих полубогов, в один из очень напряженных дней сказал: «Уважаемые Господь Брахма и Господь Шива, прошу вас подождать на той скамейке. Уважаемый Индра, пожалуйста, воздержитесь от молитв, это вносит беспокойство. Ожидайте молча. Уважаемый Варуна, будьте добры, отправляйтесь восвояси. И вообще, почтенные полубоги, не тратьте времени даром. Кришна очень занят, и Ему не до вас!» (Н. п., гл. 22)
50. Верховный повелитель (ишвара)
Две черты выделяют повелителя: во-первых, он ни от кого не зависит и, во-вторых, его приказами никто не вправе пренебречь. Есть много повелителей, чья власть ограничена, - Брахма, Шива, Сурья, Индра, но только Кришна является самовластным верховным повелителем всего и всех. С помощью силы времени Кришна имеет власть над каждым живым существом во
354
вселенной, от ничтожного муравья и до могущественного Господа Брахмы.
«Шримад-Бхагаватам» описывает Кришну словом свара, «полностью независимый». Если Кришна хочет, Он может оказать любезность даже такому обидчику, как Калия, удостоив его отпечатками Своих лотосных стоп, а может и совершенно пренебречь таким великим полубогом, как Брахма, когда тот возносит возвышенные хвалебные молитвы.
Один преданный сказал: «О Кришна, враг Камсы, всего лишь Своими повелениями и посредством Своего частичного проявления Вишну Ты поддерживаешь вселенные. И все многочисленные Брахмы и Шивы просто исполняют Твою волю» (Н. п., гл. 22).
51. Неизменный (сада-сварупа-сампрапта)
Индивидуальная душа может лишь в незначительной степени обладать пятьюдесятью из шестидесяти четырех качеств Кришны. Кришна же, помимо этих пятидесяти качеств, во всей полноте, обнаруживает еще пять, которые частично проявлены в Брахме и Шиве.
Обусловленные души постоянно меняют свои тела, вращаясь в круговороте рождения и смерти. «Но Кришна не меняет Своего тела. Он приходит в этот мир в Своем извечном теле, и потому гу-ны материальной природы не влияют на Него... Хотя Господь иногда и нисходит сюда, Он не имеет ничего общего с материальными гунами и действует полностью независимо, оставаясь трансцендентным. Таково отличительное свойство Господа» (Н. п., гл. 22).
Кришна существует в неизменной сада-сварупе - исполненном блаженства, вечном, трансцендентном теле. Повторяя шуддха-наму, преданный обретет свой собственный трансцендентный облик, сада-сварупу, и войдет в духовный мир ради вечной жизни и божественного служения. Ему больше никогда не придется менять свое тело.
;.шз.;.ш
355
52. Всеведущий (сарвагья)
Есть люди, уверенные, что знают все, но только Бог, Шри Кришна, вправе называться всеведущим. Кришна знает все о прошлом, настоящем и будущем. Согласно общеизвестному определению, Бог всемогущ, вездесущ и всеведущ. Кришне эти божественные свойства присущи во всей полноте.
В «Нектаре преданности» говорится: «Всеведущим называют того, кто способен понимать чувства всех существ и знает, что происходит везде в любое время». Кришна - высший гьяни, но Он также обладает и «знанием сердец». Кришна не безразличен к нам - Он знает сердце каждого и прилагает все усилия, чтобы освободить Своих преданных. У преданного нет права заявлять: «Никто не понимает меня».
Кришна знает нас лучше, чем мы сами, и неустанно указывает нам верное направление. Он руководит нами изнутри как Высшая Душа и снаружи - как духовный учитель.
Во враджа-лиле Кришна понял сердца жен брахманов и потому принял их подношения и отдал взамен Свое сердце. Он также знал, чего хотят незамужние гопи, которые поклонялись Катьяя-ни, чтобы заполучить Кришну в мужья, и Кришна благословил их, исполнив это желание.
53. Всегдо новый (нитья-нутана)
Все, что связано с Кришной, всегда свежее, интересное, привлекательное и исполнено восторга. Каждый день Яшода провожала Кришну, когда Он вел коров в лес. А по возвращении Его в Нанда-граму, Она омывала Его слезами и молоком из своей груди. И хотя Яшода делала это изо дня в день, каждый раз она чувствовала особенную новизну и блаженство.
Каждую ночь танец раса, в котором участвуют гопи и Кришна, длится в течение целого дня Господа Брахмы (четыре
356
миллиарда земных лет). И, тем не менее, каждая такая ночь пролетает для гопи как один миг. И каждую следующую ночь танец раса кажется им таким же новым и захватывающим, как и в первый раз, когда они