Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 14

тела, если в этой жизни человек не обретает сознание Кришны? Когда он поддерживает себя и свою семью для того, чтобы слушать о Кришне, тогда все становится на свои места. "Если деятельность человека связана с Кришной, тогда даже его неизбежные разговоры о других не имеют в себе греха. Они становятся частью преданного служения, совершаемого для Кришны".

Домохозяин может говорить о членах своей семьи и своих коллегах, но он не должен причинять никому вреда этими разговорами. Таково первое разрешение на разговоры о других. Теперь мы рассмотрим еще одно.

"Чтобы сделать свои наставления понятными для ученика, гуру бывает необходимо рассказать о ком-то другом. Предшествующие махаджаны говорили о других именно с этой целью, и потому их речи преисполнены достоинств, а не недостатков". К примеру, Шукадева Госвами говорит в "Шримад-Бхагаватам": "Ночью завистливые домохозяева либо спят, либо занимаются сексом, а днем они либо зарабатывают деньги, либо заботятся о членах своей семьи. Люди, лишенные атма-таттвы, не стремятся разрешить проблемы жизни, поскольку они слишком привязаны к своему телу, жене и детям. Обладая достаточным опытом, они тем не менее не видят, что разрушение неизбежно". Кто-то может удивиться: "Почему Шукадева Госвами говорит такие вещи?" Как объясняет Бхактивинода Тхакур, иногда духовному учителю приходится говорить подобным образом, чтобы сделать свои наставления более ясными.

Мы всегда ищем какой-нибудь пример, чтобы оправдать свои поступки. Такова наша природа. Если мы не хотим следовать высшему стандарту, мы ищем кого-нибудь, пользующегося достаточной популярностью, кто также не следует этому стандарту. "Посмотрите на него - он делает это. А почему мне нельзя?" Поэтому духовному учителю иногда приходится рассказывать нам о других, объясняя, что их примеру следовать не нужно.

В этой связи мне вспоминается одна история. Как то раз, во время беседы с группой индусов, Прабхупада употребил слово "негодяи". Он назвал негодяями тех, кто не следует принципам религии.

Один индус обратился к Шриле Прабхупаде с вопросом: "Свамиджи, зачем вы говорите такое? Разве вы не помните, о чем говорит Кришна в "Бхагавад-гите" - пандитах сама даршанах? Вы должны обладать равным видением!"

Прабхупада ответил: "Да, но это высший уровень. Я еще не достиг его и потому не обладаю равным видением. Я провожу различия между теми, кто следует, и теми, кто не следует. В то же время я не делаю никаких различий -я передаю наставления Кришны и ачарьев всем без исключения. Я говорю всем подряд то, что сказал Кришна. Я просто повторяю то, что написано в "Бхагавад-гите". Вот как я понимаю этот стих". Индус удивился: "Что тут такого особенного? Вы просто повторяете то, что сказали другие". "В этом и

заключается моя обязанность, - ответил Прабхупада, - я твердо намерен продолжать следовать предшествующим ачарьям и разоблачать тех, кто не

следует".

Прабхупада был очень категоричен. "Я обязан указывать на эти недостатки. Так делает Кришна, так делали ачарьи прошлого". Эта лила закончилась очень интересно. Своими сильными утверждениями Прабхупада заставил индуса замолчать на весь остаток разговора. А после даршана, когда все выходили из комнаты, один преданный услышал, как тот человек бормотал себе под нос: "Очень интересно... Похоже, этот свами - сама даршанах. Он обладает равным видением". Прабхупада победил его. Эту историю можно было бы также использовать, чтобы проиллюстрировать тот момент, который мы разбирали вчера. Здесь ярко проявляется смирение Прабхупады. Своим смирением он полностью обезоружил этого человека. В чем же заключалось смирение Прабхупады? В том, что он не собирался изобретать новый путь. Он твердо стоял на пути, указанном предшествующими ачарьями, и мужественно защищал этот путь. Именно в этом заключалось его смирение. Прабхупада сказал даже: "Это высший уровень. Я еще не достиг его". Он говорил так из смирения. Несомненно, Прабхупада находился на уровне сама даршанах, он равно относился ко всем, и ради проповеди, ради служения миссии Господа он спустился на уровень мадхьяма-адхикари, который должен проводить различия. Мадхьяма-адхикари должен видеть, кто следует, а кто нет. Поэтому, когда махаджаны говорят о других, в их словах нет недостатков.

В упомянутом нами стихе Шукадева Госвами критикует завистливых домохозяев, которые поддерживают свое тело ради удовлетворения чувств и лишены атма-таттвы. Шукадева Госвами произносит эти слова, наставляя своего ученика, и поэтому они не являются праджалпой. Деятельность подобного рода следует считать благоприятной.

Итак, мы объяснили, в каких случаях не следует говорить о других. Этого не нужно делать, если вами движет зависть или гордость. Также мы обсудили те случаи, когда такие разговоры допустимы и даже благоприятны.

Лекция четвертая, Одесса, 24.07.1999

В этой книге содержится очень много актуальной информации. Я надеюсь, что если мы потратим какое-то время, чтобы проанализировать все это, это оставит след в нашем уме. Мы сможем воплотить в жизнь то, о чем читаем и это наивысшее благо, которое можно извлечь из какой-либо дискуссии.

Я часто вспоминаю, что больше всего поразило меня в книгах Шрилы Прабхупады, когда я только начал их читать. К тому времени я уже был знаком со множеством различных философий. Однако в книгах Прабхупады я нашел знание, которое применимо практически. Те, чью философию нельзя использовать в жизни, всегда будут оставаться философами, восседающими в креслах. Их

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12