Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 13

быть очень осторожен, чтобы, прославляя одного вайшнава, не оскорбить другого. "Это очень опасно. Тот, кто оскорбляет вайшнава, не может оставаться счастливым". Этим утверждением мы и ограничимся. Я привел именно это высказывание Вриндавана даса Тхакура, так как сегодня днем мы с Радханатхом Махараджем как раз обсуждали его. Мы "пахтали" это высказывание и обнаружили, что за ним стоит множество интересных вещей. Однако и само по себе это утверждение очень поучительно. Мы должны быть очень осторожны, чтобы, прославляя какого-нибудь вайшнава, не нанести оскорбление другим вайшнавам. На примере истории с Шачи Матой мы видим, что Господь не выносит подобных оскорблений. Если человек оскорбляет вайшнава, даже если у него есть милость Кришны, он никогда не достигнет экстатической любви к Нему. Шачи Мата не мота получить эту экстатическую любовь из-за-того, что не слишком хорошо отозвалась об Адвайта Ачарье. Чтобы получить прощение, ей потребовалось принять на свою голову пыль с лотосных стоп Адвайты Ачарьи.

Таким образом, очень опасно говорить о других, не имея на то достаточных оснований. Сами мы можем думать, что у нас есть все основания для этого, что у нас есть серьезный повод. Например, мы хотим прославить какого-то вайшнава. Несомненно, вайшнавов нужно прославлять. Но мы не должны делать это, критикуя других вайшнавов. Это крайне опасно.

"Любые разговоры о других должны быть отвергнуты. Но процесс преданного служения заключает в себе множество безупречных тем. Эти темы безупречны, даже если в них говорится о других. Для того чтобы полностью отказаться от разговоров о других, нужно жить в лесу".

Теперь мы попытаемся объяснить, что может служить поводом для ведения таких разговоров. Несомненно, что гордость и зависть не являются серьезным поводом для этого.

"Есть два типа преданных: домохозяева и те, кто ведет отрешенный образ жизни. Преданные, живущие в отречении, абсолютно свободны от удовлетворения чувств и поэтому могут полностью отказаться от разговоров о других. В свою очередь, домохозяева зарабатывают деньги, накапливают сбережения, защищают и поддерживают свою семью - для них невозможно совсем отказаться от таких разговоров. Лучший выход для домохозяина - жить в семье преданных. Когда вся материальная деятельность человека связана с Кришной, его неизбежные разговоры о других не несут в себе греха. Они становятся частью его преданного служения. Говоря о других, не следует причинять никому вреда. Нужно жить в семье преданных и говорить о других

ровно столько, сколько это необходимо. Не следует говорить о других, не имея на то веских оснований". Бхактивинода Тхакур говорит здесь, что домохозяева вынуждены говорить о других, поскольку им приходится о других думать. Они должны думать, как зарабатывать деньги и поддерживать свою семью.

То, что домохозяин работает с непреданными, еще не значит, что он общается с ними. Нам часто приходится слышать: "Я вынужден все время общаться с непреданными. Что же будет с моим сознанием?"

Но, в действительности, это нельзя назвать общением. Это становится общением только тогда, когда у человека развивается привязанность к тем, с кем он работает. Вот тогда это уже опасно. Такой человек оказывается в очень рискованном положении: если человек испытывает привязанность к материалистам, это, как правило, означает, что он привлекается материальными качествами. Общение с непреданными имеет место лишь в том случае, если человек чувствуют к ним расположение.

Так уж устроено, что домохозяин должен работать вместе с другими. Несмотря на это, он никогда не должен терять из виду конечную цель.

Семейный человек должен исполнять свои предписанные обязанности -зарабатывать средства к существованию. В седьмой песне "Шримад-Бхагаватам" описывается, как Нарада Муни возложил эту обязанность на Юдхиштхиру Махараджа, когда тот спросил его, как, с точки зрения Вед, может достичь освобождения человек, ничего не знающий об истинной цели жизни. Нарада Муни ответил, что прежде всего такой человек должен честно зарабатывать себе" на жизнь, а также предлагать плоды своей деятельности Верховному Господу, Васудеве. Зарабатывать себе на жизнь честным путем -это предписанная обязанность домохозяина. Человек, который зарабатывает деньги, накапливает богатство, защищает и поддерживает свою семью, просто вынужден говорить о других. Но, в конечном счете, он делает все это ради того, чтобы слушать о Кришне. Все становится на свои места, если есть эта цель. Такова еще одна тема, раскрытая Бхактивинодой Тхакуром в его "Шри Бхактилоке". Она рассматривается в главе под названием "Энтузиазм". Бхактивинода Тхакур объясняет там, что человек птреисполняется энтузиазма работать, если он поддерживает тело ради того, чтобы слушать о Кришне. Не имея материального тела, невозможно взращивать в себе преданное служение. Материальное тело необходимо для развития преданного служения. Тот, кто полностью пребывает в сознании Кришны, безусловно, уже не нуждается в том, чтобы культивировать в себе преданное служение с помощью материального тела. Однако человек, еще не достигший такого уровня, должен делать это.

Он должен поддерживать свое тело и свою семью для того, чтобы все они могли слушать о Кришне. "Нужно стремиться к жизни только потому, что человеческая форма жизни предоставляет нам возможность вопрошать об Абсолютной Истине". Вот что должно быть целью всей нашей деятельности.

Это - цель. Нужно работать не ради того, чтобы просто поддерживать свое тело. Какой смысл в поддержании

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11