Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 11

степени, что голос его стал прерываться. Он остановился и сказал: "Простите меня, Махарадж, но я больше не могу говорить". Он всегда хотел лишь защитить Прабхупаду. Для него было невыносимым слышать критику в адрес Прабхупады от некоторых людей из Гаудия Матха. Он проповедовал так, чтобы прекратить эту критику.

"Прабхупада дал нам все! - кричал он - Открой эти книги - Прабхупада дал нам все! Все там, в этих книгах! "Он был так взволнован, что, наконец, не смог говорить". Простите меня, Махарадж, я больше не могу говорить". Его смирение потрясло меня. Конечно же, я понял, насколько велик мой духовный брат. Я получил возможность увидеть его смирение. Когда он говорил, он был подобен огню, но именно его смирение убедило меня. Шрила Прабхупада ки-джайа!

Преданный: "Как понять разницу между истинным и ложным

смирением?"

Ниранджана Свами: "В нас или других?. Вы спрашиваете о себе или о других?"

Преданный: "И о себе и о других".

Ниранджана Свами: "Очень просто. Истинное смирение в нас самих - это когда мы считаем себя слугой других. Когда, говоря слово "прабху", обращаясь к другим, мы действительно имеем это ввиду. Недостаточно, чтобы это слово просто вошло в наш словарный запас, когда мы становимся преданными. Это то, что касается собственного смирения.

Как мы можем увидеть смирение в других? Как понять, на самом ли деле человек смиренен? Есть определенные качества, присущие смиренной личности, и мы сможем распознать их, если будем основываться на священных писаниях. Кришна описывает качества преданного в двенадцатой главе "Бхагавад-гиты".

Лекция третья, Одесса, 23.07.1999

Как мы уже говорили, обычно люди обсуждают других, когда хотят утвердить свою репутацию. Завистливым людям свойственно обсуждать других. Человек, чей ум занят подобными темами, никогда не сможет сосредоточиться на лотосных стопах Кришны.

Мы объясняли, что и те, кто привязан к спорам на материальной основе, не могут быть связаны с Господом.

Бхактивинода Тхакур говорит, что те, кто имеют склонность говорить о других, не имея на то оснований, никогда не смогут сосредоточиться на лотосных стопах Господа. В этом утверждении есть два слова, которые особо важны. Это слова "без оснований". Разговоры о других без причин крайне пагубны для преданного служения. Естественным образом возникает вопрос -что может быть поводом для таких разговоров? Если очень постараться, всегда можно найти повод- это совсем нетрудно. Главное, чтобы повод был верным, правильным. Именно это мы и должны проанализировать. "Есть ли у меня серьезные основания для того, чтобы говорить о других? Не делаю ли я это из стремления упрочить свою репутацию?" Случается, что, говоря о ком-то, мы принижаем его, и, таким образом, пытаемся возвыситься в глазах окружающих. Также бывает, что, зная о ком-то что-нибудь сокровенное, мы хвастаемся этим и претендуем на исключительность. Мы думаем: "Если я докажу, что знаю этот секрет, меня станут уважать". Обычно в таких случаях все удивляются: "Откуда он это знает?" Я не имею в виду какие-то эзотерические, сокровенные вопросы, такие, как, например, взаимоотношения Кришны и гопи. Здесь речь идет не об этом. Я говорю о секретах, принадлежащих другим людям. Мы иногда стремимся улучшить свою репутацию, раскрывая чужие секреты. Мы хотим, чтобы все знали о степени нашей осведомленности и не задумываемся о том, принесет ли это благо тому, о ком мы говорим. Мы не задумываемся, к чему это может привести. Мы заботимся лишь о том, как выставить себя в наиболее выгодном свете. Мы говорим без какого бы то ни было серьезного повода, и, поглощенные мыслями о своей репутации, совсем не думаем о последствиях.

В другом месте этой же книги Бхактивинода Тхакур пишет: "Желание сказать что-нибудь делает человека болтливым. Если речь не упорядочена, то, по мере того, как он говорит о других, в нем растет враждебность". В человеке заложена потребность говорить. Но некоторые имеют склонность говорить, не думая. Таким людям нужно поставить что-то типа глушителя между умом и языком. Иначе они будут говорить все, что пришло на ум. Нам следует быть очень осторожными и не говорить все, что попало, особенно, если дело касается других. О чем мы обычно говорим? Мы говорим либо о себе, либо о ком-то другом. Лучший способ урегулировать дискуссию - это говорить о Кришне. Все, что бы Кришна ни делал, совершенно, поэтому безопаснее всего

говорить о Нем. Если мы всегда говорим о Кришне и Его чистых преданных -мы в полной безопасности. К примеру - вы говорите своему собеседнику: "Сегодня я узнал такую интересную вещь о Сарвабхауме Бхаттачаръе!" А он спрашивает: "Откуда ты это узнал?" И так ваша беседа концентрируется вокруг "Чайтанья-Чаритамриты". Так что, если у вас есть склонность обсуждать других, используйте ее, чтобы говорить о Кришне и Его преданных, и вы всегда будете в безопасности.

Как только мы начинаем говорить о ком-то другом, мы должны остановиться и спросить себя: "Почему я говорю об этом? Из гордости? Чтобы утвердить свою репутацию? Или из зависти, из желания опорочить человека? Не хочу ли я подпортить ему репутацию?" Все это -неудовлетворительные причины. Бхактивинод Тхакур говорит, что тот, кто действует из таких побуждений, никогда не сможет сосредоточиться на

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9