Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 15

занятия будут ограничиваться сидением в креслах и философствованием. Если же мы обсуждаем то, из чего мы сами и другие смогут извлечь благо, что можно применить на практике, это философствование совсем иного рода. Наш разговор о проджалпе стоит того, чтобы потратить на него время.

Как я уже говорил, я очень вдохновился продолжать эту тему, так как Радханатха Махарадж и другие преданные подтвердили ее особую важность. Я искренне надеюсь, что то, что мы успели обсудить, уже произвело на вас какое-то впечатление. Чтобы усилить это впечатление, мы будет продолжать наш разговор.

Вчера мы говорили, что есть разные категории праджалпы. Мы обсудили бесполезные разговоры, споры, а также сплетни. Какие два важных слова входят в определение сплетен? Правильно. Это слова - "без основания". Мы объяснили, в каких случаях не следует говорить о других. Во-первых, когда вы движимы гордостью или завистью. Когда человек говорит о других, побуждаемый гордостью, он стремится утвердить свою репутацию. А если он поступает так из зависти, это значит, что он хочет принизить других Кроме того, мы объяснили, когда разговор о других может быть оправдан. В качестве примера мы привели Шукадеву Госвамй, критикующего" завистливых домохозяев: " Ночью они либо спят, либо занимаются сексом, а днем работают и поддерживают членов своей семьи". Он делает это свое утверждение, чтобы показать, чему мы не должны следовать. Иногда мы пытаемся оправдать свои желания, подкрепляя их различными примерами. Тогда духовному учителю приходится говорить о других, чтобы объяснить нам, каким примерам мы должны следовать, а каким - нет.

Мы рассмотрели и другие случаи, когда разговоры о других допустимы. К примеру, домохозяин бывает вынужден говорить о других в процессе выполнения своих обязанностей. Этого нельзя избежать, но если он строит свою жизнь так, что в центре всего находится Кришна и поддерживает свое тело и тела своих родных для того, чтобы слушать о Кришне, тогда даже его неизбежные разговоры о других становятся безгрешными.

Это причины. Сначала мы отметили неудовлетворительные причины, те, которыми нельзя оправдать разговоры о других. Затем мы объяснили, какие причины являются достаточно вескими, чтобы вести подобные разговоры. Есть и еще один важный момент, который необходимо учитывать, говоря об удовлетворительной причине. Говорить о других можно тогда, когда вы даете наставления или завершаете разговор. Это не означает, что вы можете праздно сидеть и сплетничать. Такие пустые разговоры подобны машине, двигатель которой работает вхолостую. Двигатель гудит, но машина не двигается с места. Если человек "тарахтит" без умолку, происходит то же самое. Разговор ни к чему не приводит. Такова природа праздных разговоров.

Итак, говорить о других можно в том случае, если вам нужно закрыть тему или дать кому-то наставления. Только тот, кто находится в положении дающего наставления, может позволить себе говорить о других. Это не является привилегией каждого.

В качестве примера Бхактивинода Тхакур использует здесь поведение Господа Чайтаньи. Иногда, высказываясь в чей-нибудь адрес, Господь Чайтанья употреблял очень сильные выражения. Он хотел, чтобы Его слова произвели неизгладимое впечатление на слушателей и Ему это удавалось.

Наставляя своих учеников, Шри Чайтанья Махапрабху, говорил такие слова: "Я не могу смотреть на лица людей, которые приняли отрешенный образ жизни и, тем не менее, продолжают наедине общаться с женщинами. Есть много людей, которые, подобно обезьянам, принимают отрешенный образ жизни, почти ничего не имея. Они слоняются без дела, удовлетворяя свои чувства и наслаждаясь общением с женщинами. Я не в состоянии контролировать свой ум, когда вижу их". Человек может говорить подобным образом, только если он дает кому-то наставления или подводит итог уже сказанного. В противном случае это не принесет блага ни ему самому, ни другим. Предыдущие ачарьи на собственном примере учили, как следует поступать.

Разве можно получить благо, действуя в противоречии с их наставлениями? Здесь Бхактивинода Тхакур приводит в качестве примера случай, когда Господь Чайтанья высказался очень резко в адрес другого вайшнава. Господь находился тогда в положении дающего наставления - Он поучал своих последователей. Хотя оскорбление, совершенное Чхотой Харидасом и не было уж слишком серьезным, Господь Чайтанья отозвался о нем очень резко. Господь преследовал определенную цель: Он хотел установить стандарт на будущее.

В своих комментариях Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет: "Господь знал, что в будущем люди, в особенности сахаджия-бабаджи будут принимать отрешенный образ жизни только для того, чтобы близко общаться с женщинами". Вот почему Господь Чайтанья был так резок.

Суть этой истории такова. Однажды Бхагаван Ачарья пригласил Господа

Чайтанью к себе на обед. Он собирался приготовить роскошный пир, где были бы различные овощные блюда, а также первоклассный рис. Он обратился к Харидасу с просьбой: "Я знаю, что у Мадхави-деви есть чудесный рис. Сходи, пожалуйста, к ней и попроси у нее риса". Мадхави-деви, женщина почтенного возраста, была очень возвышенной вайшнави. Кроме того, она принадлежала к числу близких спутников Господа. Чхота Харидас сходил к ней и взял рис, из которого Бхагаван Ачарья приготовил для Господа вкуснейшее блюдо. Спустя некоторое время появился Сам Господь Чайтанья. Бхагаван Ачарья поднес Господу разнообразные блюда, приготовленные специально для Него. Первое, что попросил Господь Чайтанья, был рис. "Восхитительный

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13