Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 17

тело. Только тогда они поняли, почему Господь улыбался, услышав, что Харидас расстался с жизнью в Тривени.

Чхота Харидас обладал очень твердой верой в Господа. Однако не следует думать, что мы можем имитировать его. Согласно объяснениям разных ачарьев, все это было специально устроено Господом, как Его игра. Проявив эту игру, Господь хотел преподать определенный урок. Он сказал, что Ему невыносимо смотреть на лица тех, кто принял отречение, но при этом продолжает близко общаться с женщинами. С того самого времени, как Господь произнес эти слова, все Его последователи стали бояться какого бы то ни было близкого общения с женщинами. Они до того испугались, что не общались с женщинами даже во сне.

Господь Чайтанья хотел установить определенный стандарт поведения для Своих, как настоящих, так и будущих последователей. Эта игра очень поучительна во многих отношениях. Она очень поучительна и в свете той темы, которую мы разбираем - разговоры о других. Господь Чайтанья говорил о Харидасе лишь тогда, когда Он давал наставления или выводил заключение.

Далее Бхактивинода Тхакур объясняет: "Если подобным же образом человек обсуждает неправильное поведение, наблюдающееся в религиозных общинах среди обычных людей, эти разговоры не являются неблагоприятными для преданного служения". Бхактивинода Тхакур употребляет здесь слова "подобным образом". Что они означают? Они означают, что человек говорит, либо давая наставления, либо завершая тему. Когда духовный учитель обсуждает поведение, имеющее место в религиозных общинах, ему приходится порой говорить: "Это неправильно". Это его вывод и вы должны правильно реагировать на такое утверждение. Что же обычно происходит? Все собираются и начинают строить всевозможные догадки. Что он сказал? Что он имел в виду? Он подразумевал то или это? В таких рассуждениях нет ничего предосудительного, при условии, что вы обсуждаете суть сказанного, а не личность, которую использовали, как пример. К сожалению, вместо этого люди обычно начинают сплетничать. Но не стоит тратить время на разговоры о конкретном человеке, главное уже было сказано, вам осталось только понять суть. Бхактивинода Тхакур дает очень емкие и ясные наставления относительно того, как можно дисциплинировать свой ум и сделать так, чтобы ваши двигатели не работали вхолостую.

Следует отметить еще один важный момент. Когда Господь Чайтанья говорил о Чхоте Харидасе, Он никогда не упоминал его имя. Господь просто говорил о личности, ведущей отреченный образ жизни. Здесь Бхактивинода Тхакур пишет: "Даже если человек говорит о ком-то конкретно, в этом нет ничего плохого". В "Шримад-Бхагаватам" 4.14.29 Майтрея Муни - очень возвышенный преданный, говорил подобным образом о Вене Махарадже: "Царь, потерявший разум из-за своей греховной жизни и постоянного отклонения от верного пути, лишился всей своей удачи. Он не захотел

выполнить то. о чем с великим почтением просили его мудрецы, и поэтому был проклят". Говоря такие слова, Майтрея Муни наставлял своих слушателей, но это не было праджалпой.

Обычно практикующие преданные обсуждают друг с другом истории прошлого. Иногда они говорят о непреданных. Такие разговоры всегда благоприятны для преданного служения. Однако тот, кто обсуждает других, в то время, как сам сталкивается в преданном служении с такими препятствиями, как зависть, ненависть, гордость и желание выделиться, является оскорбителем стоп Бхакти-деви. Таким образом, чтобы говорить о других, мы должны быть свободны от влияния вышеперечисленных качеств. иначе мы становимся оскорбителем лотосных стоп Бхакти-деви. А тот, кто оскорбляет Бхакти-деви, лишается возможности достичь преданного служения Господу.

Ответы на вопросы:

Вопрос: Что делать, если в разговоре со мной старшие преданные начинают плохо отзываться о других?

Ответ: Если вы находитесь в положении наставника, вы должны дать соответствующие наставления. Если же вы разговариваете со старшим преданным, самое лучшее, что вы можете сделать - это смиренно спросить его: "Какую цель Вы преследуете, говоря со мной об этом?" Получив ответ, вы увидите, насколько мотивы вашего собеседника соответствуют обозначенным нами сегодня критериям. Может быть, вы просто не понимаете, что именно он хочет сказать. Поэтому нужно смиренно, с почтением спросить: "Почему Вы говорите об этом?" Возможно он говорит так для того, чтобы показать вам как не следует поступать. Если, все-таки, старший преданный не прав, вы должны смиренно сказать: "Я не могу понять, почему Вы так отзываетесь об этом человеке", или "Я бы не хотел об этом слушать". В свою очередь старший преданный должен уважительно отнестись к вашему мнению. Если же наличие критики очевидно, и вы чувствуете, что в ней нет никакой необходимости, то вы можете просто уйти, но будьте осторожны, не делайте поспешных выводов, не спешите искать недостатки в авторитетах. Если вам кажется, что авторитеты не обладают правильным пониманием, не пытайтесь дать им наставления, обратитесь лучше к вышестоящему авторитету, которого они будут готовы выслушать, а остальное предоставьте Кришне. Не тратьте время, делясь своим недовольством с окружающими.

Вопрос: (неразборчиво).

Ответ: Бхакти-деви - это само преданное служение. Она неотлична от Господа. Это Шримати Радхарани. Она несет полную ответственность за бхакти. Она - высшее олицетворение бхакти. Она держит под контролем все служение, совершаемое для Кришны. Если мы добиваемся благосклонности Бхакти-деви, мы можем надеятся, что рано или поздно Кришна примет наше служение.

Лекция пятая, Одесса, 25.07.1999

Кто из вас на

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15