Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 18

протяжении дня размышляет о том, о чем мы говорим на этом семинаре? А кто пробовал применить это на практике? Кто из вас смущен этим? Почему? Потому что не знаете как правильно говорить? Уже хорошо, что по крайней мере начинаете думать, что говорите. Если у вас возникает вопрос "Сказать это или не сказать?", то самое лучшее в этом случае не говорить. Если у вас есть склонность критиковать, то самое лучшее - смолчать. Если вы имеете подобную склонность, ваше положение _не очень / подходящее, чтобы давать наставления. Давать указания может тот, кто стремится видеть в других хорошие качества и, посредством своего общения,

помогать другим их проявить. Я могу представить себе, как в процессе разговора преданные, которые анализируют полученные на этом семинаре наставления, задаются вопросом: стоит ли им говорить то, что они сейчас говорят? Такие размышления формируют ваши мнения относительно того, что следует говорить и чего не следует. Мы часто оказываемся в ситуации, когда нам приходится говорить о других. В таких случаях, мы ведем праздные разговоры, которые ни к чему не приводят. Если вы думаете, что говорите, то качество разговора моментально повышается. У вас появляется время на то, что вы хотели сделать. Ведь столько времени тратится на праздные разговоры!

Иногда преданные говорят: "У меня совсем нет времени на чтение книг". Но если вы проанализируете, сколько времени проводите в праздных разговорах, вы обнаружите, что имеете возможность выделить для чтения больше времени.

Однако разговоры с преданными могут быть очень плодотворными. Читая книги, мы обретаем просветление. Если мы беседуем с преданными, основываясь на том, что читали - это также просветляет нас.

Вчера вечером, например, мы разговаривали с Радханатхой Махараджем. Мы говорили о Мукунда Датте, Сарвабхауме Бхаттачарье, Господе Чайтанье, Кхолавече Шридхаре и Шукламбхаре Бхаттачарье. Было уже очень поздно, но мы настолько оживились, говоря обо всех этих личностях, что не замечали, как проходит ночь. Мы не осознавали, что утром нам придется рано вставать.

Мы обнаружили, что, если человек действительно испытывает желание обсуждать эти темы и рядом с ним есть кто-то, кто разделяет его желание, их разговоры становятся источником вдохновения для обоих.

Говоря о лилах, Радханатх Махарадж затронул некоторые их аспекты, о которых я никогда не думал прежде. Я же останавливался на философских моментах, о которых никогда не думал он. Наша беседа все ширилась и ширилась. Такова природа Кришна-катхи - она постоянно возрастает. Понимание игр Господа и сами игры Господа всегда свежи. В них можно погружаться все глубже и глубже. Вы никогда не сможете добраться до самого

дна, так как с каждым разом будете извлекать из этих игр все больше и

больше.

В первой песне "Шримад-Бхагаватам" есть стих, где говорится, что в точности как птица, летающая не выше, чем позволяют ее возможности, трансценденталисты, обсуждающие игры Господа, говорят лишь то, что позволяет им их реализация. Небо безгранично - как высоко ни поднимались бы птицы, они не могут достичь его пределов. Так и мы - сколько бы мы ни говорили об играх Господа, нам всегда есть куда подниматься. Мы говорили то, что позволяет нам наша реализация. Когда мы обсуждаем игры Господа с другими преданными, растет наше осознание этих игр, и мы поднимаемся выше. Вот почему говорится, что трансцендентные темы всегда свежи. Если мы занимаемся обсуждением, которое находится на достаточно высоком уровне, мы получаем от этого такое же благо, как и от чтения. Так наша жизнь может быть полностью свободна от праджалпы.

Итак, продолжим вчерашнюю тему. Последнее предложение, которое_мы прочитали, гласит, что человек, который говорит о других, в то же время, будучи сам сдерживаем такими препятствиями на пути преданного служения, как зависть, ненависть, гордость и желание выделиться, является оскорбителем стоп Бхакти-деви.

"Желание искать недостатки в других возникает тогда, когда мы проецируем на других свои привычки. Нужно полностью искоренить в себе это желание".

Суть в том, что если человек видит в других недостатки - это значит, что он просто-напросто переносит свои собственные недостатки на окружающих. Вот о чем здесь говорит здесь Бхактивинода Тхакур.

Другими словами, самый простой способ не замечать свои недостатки - это всегда видеть, как они проявляются в других. Если нами овладеет желание критиковать человека, в котором мы видим какой-нибудь ярко выраженный недостаток, наиболее вероятно, что этот недостаток присутствует в нас самих и что мы просто проецируем его на кого-то другого. Конечно, это не значит, что у другого человека подобного недостатка нет. Но мы уделяем этому недостатку столько внимания именно потому, что он присутствует в нас самих. К примеру, часто случается, что люди затевают целые компании, чтобы свергнуть правительство. Эта идея полностью захватывает их, поскольку они считают правительство деспотическим. Но как только люди сами приходят к власти, они становятся еще большими деспотами. Иногда это происходит даже в наших храмах. Те, кто занимает место свергнутых авторитетов, оказываются еще большими диктаторами. Они бывают так сильно охвачены желанием свергнуть руководство, что это становится миссией их жизни. Однако в большинстве случаев такие люди критикуют то, что находится в их сердце. Они бывают настолько сосредоточенны на

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16