Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 19

недостатках другого человека, что не замечают того же самого в себе. Вот что подразумевает

Бхактивинода Тхакур, говоря, что желание искать недостатки в других возникает тогда, когда человек проецирует на других свои плохие привычки.

К категории бесполезных разговоров относится и ложь. В восьмой песне "Шримад-Бхагаватам" есть стих, произнесенный Бали Махараджем, в котором говорится, что в этом мире нет ничего более греховного, чем нечестность.

Однажды мать Земля сказала: "Я готова нести на себе любую ношу, какой бы тяжелой она ни была, но не лжеца. "Бали Махарадж повторил эти слова, когда Шукрачарья уговаривал его взять обратно обещание, данное им Ваманадеву. Бали Махарадж пообещал Ваманадеву три шага земли. А Шукрачарья пытался убедить своего ученика в том, что тому не обязательно выполнять это обещание. В защиту своей точки зрения Шукрачарья приводил различные доводы. Но Бали Махарадж ответил: "Нет, я не могу солгать. Нет ничего более греховного, чем нечестность".

Ложь очень неблагоприятна. Люди лгут, чтобы утвердить свою репутацию и становятся лицемерами. Одному они говорят одно, а другому - совсем другое. Порой они говорят разным людям столь непохожие веши, что забывают, кому и что они сказали. Тогда, чтобы защитить свою репутацию, им приходится лгать. А ложь, как говорится здесь, является одной из разновидностей праджалпы. Еще многое можно сказать о правдивости. По этой теме можно дать целый семинар. Но мы будем продолжать.

Отрешенные преданные полностью отвергают мирские разговоры, тогда как домохозяева могут обсуждать некоторые мирские темы, благоприятные для их преданного служения. Если разговоры на такие темы, как археология, зоология, астрология, география не связаны с сознанием Бога, они должны быть отвергнуты. В "Шримад-Бхагаватам" Шукадева Госвами говорит: "Слова, которые описывают разные временные вещи, вместо того, чтобы описывать Верховную Личность Бога, являются ложными и бесполезными. Благоприятными, правдивыми и благочестивыми являются лишь те слова, которые раскрывают трансцендентные качества Верховного Господа. Слова, описывающие славу всеславной Личности Бога, услаждают слух. Они иссушают океан страданий". Вот какой замечательный стих.

Сейчас здесь проходит фестиваль. Уже много раз подчеркивалось, какое благо мы получаем от этого фестиваля, если слушаем и говорим о Кришне. В этом стихе Шукадева Госвами говорит, что мы можем постоянно находиться в состоянии такого праздника, фестиваля для ума. Обычно фестивали приносят радость. Там происходит много всего такого, что воодушевляет нас. Фестивали поднимают настроение, возвышают сознание. В этом стихе утверждается, что когда бы мы ни говорили о Кришне, это будет постоянным праздником для ума. Слова, связанные с Кришной, доставляют нам наслаждение. Они привлекательны и всегда свежи.

Такова природа игр Верховного Господа. Они на самом деле вечно свежи.

Это означает, что обсуждая их, мы получаем все новые и новые реализации. Эти игры не утрачивают своих привлекательных качеств. Иногда преданные слушают об играх Верховного Господа и не чувствуют Его вечно свежей природы. Причина в том, что ум уже заранее запрограммирован. Мы думаем: "Я уже слышал об этом раньше". Поэтому-то нам и не удается понять, каким образом эти игры могут быть вечными и всегда свежими. Игры Верховного Господа проявлены вечно, они происходят постоянно. И вечные спутники Господа никогда не устают от этих игр. Для них это всегда ново. Но здесь, в материальном мире, мы думаем: "Я уже слышал об этом". Мы полагаем, что с течением времени все теряет свой вкус. Это все равно, что жевать пережеванное. По мере того, как мы жуем, вкус уходит. Невозможно наслаждаться одним и тем же. Нужно найти что-нибудь другое пожевать. То, что мы жевали, уже утратило свой вкус. Такова природа слов, описывающих материальные вещи. Пожевать, конечно, можно, но потом придется выбросить.

Кто из вас хранит на своих книжных полках старые газеты и читает их изо дня в день? Может быть кто-то и делает это. Сегодня Радханатха Махарадж прославлял одного преданного из Нью-Вриндавана. Он говорил, что этот преданный очень отрешен. Махарадж сказал: "Отречение этого преданного проявляется в том, что он никогда не носит одежду. Единственное, во что он одевается, это газеты. Он собирает газеты, чтобы носить их и делает это уже много лет. Он одевался в газеты всегда, независимо от времени года". Так Махарадж прославил качества этого преданного. Он также рассказал, что единственная пища, которую ест этот человек, - это то, что выбрасывается. И это все, что он ест. Такой вот отрешенный, аскетичный преданный. Он живет в Нью-Вриндаване уже около тридцати лет, но газет больше не носит. Но я предполагаю, что он-то как раз может их копить. Конечно, большинство людей не хранит газеты и не пытается найти в них нечто вечно свежее. Со временем газеты теряют свой вкус. Такова природа временных вещей в этом материальном мире. Они утрачивают свой вкус с течением времени. Вот почему мы думаем: "Я уже слышал это раньше. Какой смысл жевать это, если там больше нет никакого вкуса? Все это старые новости. Но игры Господа никогда не бывают старыми новостями, поскольку они продолжаются вечно.

Совсем недавно я читал о разнице между праката и апраката-лилами. Апраката-лилы - это игры Господа, которые вечно проходят в духовном мире. Каждый день Кришна

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17