Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 1

Ниранджана Свами

Лекции по Чайтанья Бхагавате

Краткая биография

Шрилы Вриндавана даса Тхакура

«Я предлагаю миллионы поклонов лотосным стопам

Вриндавана даса Тхакура. Никто другой не способен

написать такую прекрасную книгу для того, чтобы

спасти падшие души».

Кришнадас Кавирадж Госвами

Когда Господь Кришна был ребенком, у Него была кормилица

по имени Амбика. Младшую сестру Амбики звали Килимбика.

Когда Господь Чайтанья явился на эту землю, в числе прочих

преданных пришли обе сестры, чтобы участвовать в Его играх.

Амбика стала Малинидеви, женой Шриваса Тхакура, а Килим-

бика—его племянницей (дочерью его брата, Налина Пандита)

по имени Нараяни. Когда она была еще совсем маленькая,

Господь дал ей остатки пищи со Своей тарелки. Пока Нараяни

с радостью и явным удовольствием их ела, вайшнавы благо-

словляли ее, говоря, что ей очень повезло, потому что, хотя

она еще совсем ребенок, но уже служит Верховному Господу. А

когда Нараяни доела, Господь Чайтанья сказал ей: «Нараяни, а

теперь Я хочу послушать, как ты зовешь Кришну». И настолько

велика была сила слов Господа Чайтаньи, что девочка стала

плакать и звать: «Кришна! Кришна!» Об этом вскоре узнали

все вайшнавы, и с тех пор она стала известна, как Нараяни,

которая ест остатки пищи Господа Чайтаньи. Нараяни подрос-

ла, вышла замуж, и у нее родился сын, Вриндаван дас Тхакур,

ставший впоследствии автором «Чайтанья-Бхагаваты». В играх

Господа Кришны, согласно «Гаура-ганоддеша-дипике», Шри-

ла Вриндаван дас Тхакур был мальчиком-пастушком, другом

Кришны по играм, и звали его Кусумапида. Его также называют

воплощением Вьясадевы. Иными словами, автор «Чайтанья-

Бхагаваты», Вриндаван дас Тхакур—совместное воплощение

Вьясадевы и мальчика-пастушка Кусумапиды.

Об отце Вриндавана даса Тхакура мы знаем мало. Вообще,

о его родне, за исключением матери, Нараяни, почти ничего не

известно. Нараяни овдовела рано, еще когда была беременной.

Поэтому своего отца Вриндаван дас Тхакур ни разу не видел,

и в своей книге о нем не упоминает. Говорят, он был родом из

Кумарахатты (Халисахары). Потеряв мужа и не имея никаких

средств к существованию, Нараяни жила в доме отца Шри

Малинидеви, в Мамагачхи, где ее сына опекали и берегли, как

драгоценное сокровище. Деревня Мамагачхи находится на бе-

регу Ганги, в восточной части провинции Бурдван, неподалеку

от Навадвипы, примерно в миле от железнодорожной станции

Пурвастхали. В Мамагачхи Вриндаван дас Тхакур вырос и по-

лучил образование. Там же, в доме Малинидеви, он установил

Божества Шри Шри Нитай Гауранги и Шри Джаганнатхи.

Когда Вриндаван дас Тхакур родился, Махапрабху уже

четыре года как принял санньясу. А когда Господь Чайтанья

ушел из этого мира, ему было не больше двадцати лет отроду.

Вриндаван дас Тхакур получил инициацию у Шри Нитьянанды

Прабху, был Его самым любимым и, по всей видимости, послед-

ним учеником. Известно, что он сопровождал Шри Джахнаву

Мату на маха-махотсаву в Кетури.

Шри Вриндавана дас Тхакур первоначально назвал свою

книгу «Чайтанья-мангала», но в последствии книгу с таким же

названием написал Лочана дас Тхакур. Поэтому Шри Рагхунатх

дас Госвами, Шри Джива Госвами, Кашишвар Пандит, Харидас

Пандит Госвами и Ананта Ачарья собрались и решили, что

книге Лочаны даса лучше оставить прежнее название, а книгу

Вриндавана даса Тхакура назвать по-другому. С тех пор его

книга стала известна как «Чайтанья-Бхагавата». Когда именно

Шри Вриндаван дас Тхакур написал «Чайтанья-Бхагавату»,

точно установить не представляется возможным. С определен-

ностью можно утверждать лишь следующее: в 1576 году, когда

Шрила Кавикарнапура написал свою книгу «Гаура-ганодеша-

дипику», «Чайтанья-Бхагавату» была уже широко известна,

потому что пишет о Вриндаване дасе Тхакуре как о Вьясадеве

игр Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

«Чайтанья-Бхагавата» состоит из описаний развлечений

Господа, и поэтому относится к варнанатмака-шастре. Во

введении к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада говорит:

«Для тех, кто читает сейчас это небольшое описание жизни и

учения Господа Чайтаньи, я посоветовал бы обратиться к книге

Шрилы Вриндавана даса Тхакура, “Шри Чайтанья-Бхагавате”,

и Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, “Шри Чайтанья-

чаритамрите”. Детство Господа замечательно описал Шрила

Вриндаван дас Тхакур. Что касается Его учения, то яркое и

подробное его изложение вы найдете в “Чайтанья-чаритамри-

те”».

Кришнадас Кавирадж приступил к написанию своей книги

по указанию Божества Шри Мадана-мохана. Но помимо это-

го он спросил разрешения у Вриндавана даса Тхакура, своего

предшественника в описании игр Господа Гауранги. Поскольку

«Чайтанья-Бхагавата»—более раннее произведение, Криш-

надас Кавирадж, соблюдая вайшнавский этикет, описывает

в своей книге только те игры, которые Шрила Вриндаван дас

Тхакур не упоминает или упоми нает только вкратце (опасаясь,

что книга получится слиш ком объемной, Вриндаван дас Тхакур

некоторые развлече ния Шри Чайтаньи Махапрабху описал

очень коротко). Авторы трансцендентной литературы никогда

не пытаются превзой ти предыдущих ачарий. Сам Кришнадас

Кавирадж об этом говорит так: «Я со всем смирением заявляю,

что с моей сто ро ны было бы слишком самонадеянно повторно

описывать истории, которые до меня уже описал Вриндавана

дас Тхакур» (Ч.-ч., Мадхья, 4.6).

«Шри Чайтанья-Бхагавата» устраняет всё не бла гоприятное

в жизни тех, кто ее слушает. Игры Господа Шри Чайтаньи Ма-

хапрабху исполнены блаженства. Однако Шрила Вриндаван

дас Тхакур увеличил их сладость во много раз. Для тех, кто

хочет понять Господа Кришну, преданное служение, Госпо-

да Чайтанью Махапрабху и Господа Нитьянанду, эта книга

большое подспорье. Шрила Кри шнадас Кавирадж Госвами

говорит о «Чайтанья-Бхагавате» и ее авторе следующее: «В

“Шри Чайтанья-мангале” [“Чайтанья-Бхагавате”] Шрила

Вриндавана дас Тхакур раскрыл суть преданного сл ужения,

цитируя авторитетные утверждения “Шримад-Бхагаватам”.

Даже законченный атеист, услышав “Шри Чайтанья-мангалу”,

становится великим преданным. Темы, обсуждаемые в этой

книге столь возвышенны, что становится очевидно—Шри Чай-

танья Махапрабху лично продиктовал ее Шриле Вриндавану

дасу Тхакуру» (Ч.-ч., Ади-лила, 8.37-39). В комментарии Шрила

Прабхупада подробно объясняет этот момент: «Обычный че-

ловек не способен писать книги о бхакти, от подобных трудов

толку не будет. Даже если он большой ученый и умеет гладко

выражать свои

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 25
Страница 24