Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 36 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 36

лотосных стоп и не решаюсь

предстать перед Ним.

131. В «Шримад-Бхагаватам»* сказано: «Стыдясь своей

роли, энергия иллюзии Господа не претендует на превосходство,

но те, кого она сбила с толку, заняты пустопорожними разгово-

рами и живут лишь представлениями: “Я” и “моё”».

Стихи 132-209

Богиня Сарасвати явилась во сне к Диг-Виджаю и объяснила

ему, что Господь Чайтанья не кто иной, как повелитель бесчис-

ленных вселенных. Она предупредила его: «Никому не говори

об этом, если не хочешь, чтобы твоя жизнь преждевременно

оборвалась». Есть множество историй о том, как преданным

было явлено божественное положение Господа вместе с пре-

дупреждением не разглашать эту тайну.

132. Сарасвати продолжала: «О брахман, я не могла предстать

перед взором Господа, и поэтому не выполнила свое обещание.

В Его присутствии я теряю свою силу, но в этом нет моей вины.

Да и может ли быть иначе?

133-135. Верховному Господу поклоняются Господь Ананта

Шеша, который декламирует Веды тысячей языков, Господь

Брахма, Господь Шива и все полубоги. Но даже они теряются

в присутствии Верховного Господа. Что уж говорить обо мне!

Он—Сама Верховная Абсолютная Истина, вечный, чистый, пол-

ный и непогрешимый. Он—всемогущий Господь, пребывающий

в сердцах всех живых существ как Сверхдуша.

136-137. Он, Верховная Личность Бога, изначальная причина

разрушения космоса, предстал перед тобой сегодня как юный

брахман. Он—причина двойственности кармической деятель-

ности, знания, образования, плохого и хорошего, очевидного и

скрытого—всего.

138. Если ты видишь, что к любому живому существу, начи-

ная с полубога Брахмы, пришло счастье или горе, знай, что это

проявление воли Господа.

139. Он—Высший источник всех воплощений, таких как

Матсья, Курма и другие.

140. Он явился как Вараха и освободил Землю. Он пришел

в образе Нрисимхи, чтобы защитить Прахлада.

141. Потом Он появился снова как Вамана и обманул Бали

Махараджа. У Его лотосных стоп берет начало Ганга, которая

появилась на свет от удара Его стопы.

142. Он пришел в Айодхью как Господь Рамачандра, явил

миру поразительные игры, и убил демона Равану.

143. Теперь Он, кого весь мир знает как сына Шри Васудевы

и Шри Нанды Махараджа, явился на Землю как юный брахман,

и с головой ушел в роль ученого.

144. Где в Ведах раскрывается тайна этого воплощения

Верховного Господа? Кто в силах постичь ее, если Господь ее

Сам не откроет?

145-146. Ты стал величайшим ученым мира, повторяя ман-

тру, которую я дала тебе. Но не это главное. Подлинной цели

ты достиг лишь теперь, когда лицом к лицу увидел Верховную

Личность Бога, повелителя космического творения.

Сарасвати утверждает, что благо от повторения мантр состоит

отнюдь не в том, чтобы стать известным Диг-Виджаем Панди-

том. Иными словами, живое существо не должно интересоваться

материальными благословениями, которые дают полубоги.

Господь Брахма говорит: «Кришну невозможно понять, просто

изучая Веды». Величие Кришны невозможно постичь, даже если

потратить много жизней. Богиня Сарасвати, разумеется, может

одаривать своих преданных различными благословениями, но,

в то же время, она, обращаясь к Диг-Виджаю, сама говорит, что

образованность не является подлинным благом. Диг-Виджай

достиг совершенства, только когда увидел повелителя бесчис-

ленных вселенных. По милости богини Сарасвати Диг-Виджай

смог понять, кто явился перед ним и кто его победил.

147. О брахман, поспеши к Его стопам и прими Его прибе-

жище. Предайся Ему безраздельно.

148. Не думай, что это простой сон или галлюцинация.

149. Могущество, заключенное в мантре, которую ты пов-

торяешь, таково, что я вынуждена была прийти и явить тебе это

тайное знание Вед». Так Мать Сарасвати утешила Пандита и

затем исчезла.

150-151. Проснувшись рано утром, Диг-Виджай почувство-

* джая-патра—бумага, которую подписывают проигравшие оппоненты,

признавая свое поражение.

вал себя очищенным и счастливым. Заря едва окрасила небо на

востоке, а Пандит уже стоял у ворот дома Господа. Он бросился

было к стопам Нимая Пандита, чтобы предложить Ему данда-

ваты, но Господь подхватил его и обнял.

152. «Ты?—воскликнул Господь.—Зачем ты кланяешься?»

«Чтобы Ты милостиво посмотрел на меня»,—ответил брах-

ман.

153. «Но ты же прославленный, эрудированный ученый. По-

чему ты так странно себя ведешь?»—спросил Господь.

154. «О повелитель высокоученых брахманов,—начал Диг-

Виджай,—прошу Тебя, выслушай меня. Совершенство любой

деятельности—поклонение Тебе.

155. Ты Верховный Господь Нараяна. Ты явился в Кали-югу,

приняв облик брахмана, но кто способен понять Твое истинное

положение?

156. Когда Ты задал мне Свои вопросы, а потом сидел и слу-

шал, не говоря ни слова, я заподозрил неладное.

157. Но сейчас я узнал на собственном опыте, что Ты вели-

кодушный и свободен от гордости, что полностью согласуется

с заключениями Вед.

158-159. Ты победил меня, но не унизил мое достоинство. Кто,

кроме Верховной Личности Бога, способен на такое? Поэтому я

пришел к выводу, что Ты Верховная Личность Бога.

160-162. Где я только не бывал—в Бенгалии, Трихатте,

Каши, Гуджарате, Виджая-нагаре, Анге, Банге, Тайланге, Удре.

И везде я побеждал лучших ученых. Им не удавалось разобраться

в сущности моих логических построений, что уж говорить о том,

чтобы порываться искать в них ошибки.

163-164. Но рядом с Тобой куда девался мой разум и эру-

диция? Я знаю, что для Тебя все это сущая безделица, потому

что Ты повелитель богини Сарасвати. Она сама мне об этом

сказала.

165. Я тонул в колодце рождений и смертей, но благодаря

невероятному везению, я пришел в Навадвипу и встретился с

Тобой.

166. По глупости я страстно желал материального знания и,

обманывая сам себя, скитался по свету, пренебрегая Абсолют-

ным знанием.

167. Но судьба была ко мне благосклонна, и поэтому я встре-

тил Тебя. Господь, будь милостив, очисть меня Своим благоже-

лательным взглядом и развей мое невежество.

168. По природе Ты великодушен и любишь помогать другим.

Мне не у кого искать прибежища, кроме как у Тебя.

169. Господь, пожалуйста, научи меня

Навигация:

Страница 38
Страница 37
-- Страница 36 --
Страница 35
Страница 34