Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 37 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 37

действовать так, чтобы

материальные желания никогда больше не появлялись в моем

сердце».

170. Так Диг-Виджай, кроткий и смиренный, обращался к

Господу со словами раскаяния.

Диг-Виджай понял, что поражение ему нанес Сам Верховный

Господь, и что все случилось по Его божественной воле. Поэ-

тому он просит Господа: «Пожалуйста, милостиво посмотри на

меня». Как сказал Прабходананда Сарасвати: «Для человека,

на которого бросил милостивый взгляд Господь Чайтанья, весь

мир теряет привлекательность». Райские планеты, освобожде-

ние, удовлетворение чувств—все это пустяки, потому что, когда

Господь милостиво смотрит на кого-нибудь, этот человек вдруг

понимает, что такое истинная красота.

Диг-Виджай смирился со своим поражением, и поэтому смог

понять Господа. Подобных игр множество. Вспомним брахма-

чари, которого Господь отругал. Видя его смирение, Господь

проявил к нему милость. Он поставил Свои лотосные стопы

ему на голову и благословил любовью к Богу. Если Господь

наказывает преданного, а преданный относится к этому со

смирением, тогда Господь дает ему возможность глубже понять

Его. Так Он проявляет Свою милость.

Диг-Виджай не отнесся к Господу, как к серьезному про-

тивнику. Он счел Его обычным школьным учителем грамма-

тики—мальчишкой, которого он без труда одолеет в споре.

Поражение было для прославленного Пандита неожиданным и

чувствительным ударом. Тем не менее, он смирился, и поэтому

Господь был очень милостив к нему и явил ему истину о Себе.

Когда мы думаем, что всем управляем, когда мы забываемся

и начинаем мнить себя творцами, гордимся своими знаниями,

положением, богатством и происхождением, Господь устра-

ивает все так, чтобы разрушить нашу гордость. Вайшнавы

никогда не гордятся своим происхождением и богатством.

Они свободны от гордости. Когда Диг-Виджай понял величие

Господа, он описал Его, как Верховную Личность Бога, сво-

бодную от гордости. Хотя Нимай, разумеется, вел Себя порой

весьма самонадеянно.

Господь обуздывает ложную гордость искренних предан-

ных, и преданный принимает это как Его милость: «Господь

поставил меня в такое положение, чтобы я развил в себе сми-

рение, потому что я забыл, что все зависит от Его милости и от

милости вайшнавов». Даже те возвышенные вайшнавы, кото-

рые создают трансцендентные писания, никогда не приступают

к этому по своей инициативе. Когда вайшнав пишет книгу, он

делает это по просьбе других вайшнавов. Например, Кришнадас

Кавирадж Госвами, автор «Чайтанья-чаритамриты», вовсе не

считал себя великим ученым. Он смиренно полагал, что совер-

шенно не способен прославить Господа. Он принялся за описа-

ние трансцендентных развлечений Господа Чайтаньи потому,

что многие преданные просили его об этом. Смиренный слуга

вайшнавов, он согласился. Почему Шрила Прабхупада написал

так много книг? Не ради славы, но потому, что его попросил

об этом духовный учитель. Если преданный помнит о том, что

все приходит по милости вайшнавов, он сможет освободиться

от гордости и обрести милость Господа.

Настоящий преданный никогда не старается выделиться.

Он всегда хочет стоять позади старшего вайшнава. Это одно из

качеств преданного. Когда Господь видит такого смиренного

вайшнава, Он прославляет его. Но если преданный норовит

прославиться сам, Господь не замедлит пресечь его попытки.

Что же до Диг-Виджая, то он жаждал славы. Он получил у

богини Сарасвати материальное благословение, но знаний

о Господе у него не было. Сарасвати говорит Диг-Виджаю,

что материальные знания—это не главное. Подлинное благо

заключается в том, что ему удалось увидеть Господа. Чтобы

увидеть Господа и понять Его, человек должен забыть, что

такое гордость. Поэтому иногда Господь милостиво поступает

с нами так, как с поступил когда-то с Диг-Виджаем.

171-173. Выслушав брахмана, Господь Чайтанья улыбнулся и

заговорил: «О лучший из брахманов, тебе очень повезло. Богиня

Сарасвати лично присутствует на твоем языке. Однако для того,

кто истинно мудр, лавры мирского ученого не очень подходящая

цель. Знание чего-то стоит, только если оно служит прославле-

нию Верховного Господа. Постарайся это понять.

174. Никому еще не удавалось взять с собой и крупицы мирс-

кого знания или богатства, когда приходит время смерти и душа

вынуждена оставить тело.

175. Поэтому великие души, обладающие знанием, полно-

стью отрекаются от преходящего и с чистой верой преданно

служат Господу.

176. Так оставь же, о брахман, бесполезные занятия и посвяти

все свое время поклонению лотосным стопам Шри Кришны.

177. Помни, только тот может вкусить плод подлинного

знания, кто безраздельно отдал сердце и ум лотосным стопам

Господа Кришны.

178-179. Из всех видов деятельности, преданное служение

Верховному Господу Вишну является единственным проявле-

нием Абсолютной Истины. Таков Мой совет».

180-181. Господь Гаурасундара обнял Пандита, и тотчас с

Диг-Виджая спали оковы материального существования.

182-183. Господь сказал: «О брахман, обуздай свое высокоме-

рие и самонадеянность, поклоняйся Кришне и будь милостив ко

всем живым существам. И никому не раскрывай тайну, которую

поведала тебе Мать Сарасвати.

184. Человек, который открывает сокровенное знание Вед

неподходящим людям, укорачивает себе жизнь и уходит с пути

духовного самоосознания».

185-187. Получив наставления Господа, Диг-Виджай испро-

сил разрешения уйти. Счастливый и чистый, он распростерся

перед Господом в поклоне и предложил Ему молитвы. Благодаря

милостивому благословению Господа брахман отрешился от ма-

териальных дел, осознал Абсолютную Истину и обрел преданное

служение Господу.

188-190. В мгновение ока куда-то девалось высокомерие и

тщеславие Диг-Виджая. Теперь он был смиреннее травинки.

Он отказался от своих слонов, лошадей, паланкинов, денег и

нежелательного общения. По милости Господа Гаурачандры

свершилось чудо. Диг-Виджай оставил все, что у него было, пу-

тешествовал один, и Господь стал единственным его счастьем.

191. По милости Господа Чайтаньи человек может отречься

от царства и стать нищим.

192. Шрила Рупа Госвами, известный также под именем

Дабир Кхас, яркий тому пример. Он отрекся от положения, срав-

нимого с королевским, и ушел жить в леса Вриндавана.

193. Слуга Кришны в силах отказаться от материального

благосостояния, положения, уважения—всего того, к чему так

стремятся заурядные люди.

194. Для того, кто

Навигация:

Страница 39
Страница 38
-- Страница 37 --
Страница 36
Страница 35