Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 35

бросить вызов, его охватывал

страх и трепет.

76-78. Они обменялись несколькими словами, а потом Гос-

подь сказал ему: «Твоя поэзия отличается многогранностью. Нет

такой темы, которую ты не мог бы воспеть в своих совершенных

стихах. Пожалуйста, опиши удивительную славу святой Ганги,

чтобы сердце любого, кто услышит это описание, очистилось от

греха.

79. Едва последнее слово слетело с уст Господа, Диг-Вид-

жай Пандит, не задумываясь ни на секунду, стал экспромтом

сочинять и декламировать несравненные стихи в честь святой

реки.

80-81. Как только он ни описывал Мать Гангу! Это трудно

себе представить. Стихи лились из него не с кончаемым потоком,

и голос его был подобен раскатам грома.

82. Было совершенно очевидно, что его устами говорила сама

Мать Сарасвати. Все до одного стихи были удачными.

83. Могло ли человеческое существо отыскать изъян в этом

потоке красноречия? Непохоже было даже, чтобы многим уда-

лось уяснить для себя смысл его слов.

84-85. Сотни учеников Нимая Пандита уставились на

Диг-Виджая, разинув от удивления рты. «О Рама,—говорили

они,—как это прекрасно! Как мог человек сочинить такие ве-

ликолепные стихи?»

86-87. Его поэзия пестрела метафорами и самобытными рече-

выми оборотами, а разнообразие эпитетов приводило в смятение

даже присутствующих ученых.

88. Диг-Виджай слагал и декламировал свою поэму почти

час, и, казалось, не будет конца этому необычайному выступ-

лению.

89-91. Когда же он, наконец, закончил, Господь улыбнулся

и сказал: «Твои стихи столь необычны, что никто не поймет

их смысл, пока ты сам не объяснишь его. Они, бесспорно, как

нельзя лучше прославляют Гангу, но, умоляю тебя, объясни нам

их значение».

92. Ласковые речи Господа вскружили Диг-Виджаю голову,

и он принялся за объяснения первого стиха.

93-94. Но едва он произнес первую фразу, как Господь пре-

рвал его и указал на три ошибки: одну—в начале, вторую—в

середине, третью—в конце стиха: «Ты нарушил грамматические

правила, используя данные речевые обороты. Не будешь ли ты

любезен объяснить нам, в каком контексте ты намеревался их

употребить?»

95-96. Диг-Виджай Пандит, любимец Матери Сарасвати,

совершенно растерялся. Он силился объяснить употребление

речевых оборотов, на которые указал Нимай, но не смог.

97. Его сбивчивые, жалкие попытки отстоять свое творение

только дали повод к новым замечаниям со стороны Господа.

Теперь Господь указывал на недочеты не только в самом про-

изведении, но и в комментариях Диг-Виджая к ним.

98. Похоже было на то, что несравненный талант Пандита

куда-то испарился, и он все меньше и меньше ориентировался в

происходящем. В голове у него все смешалось и он окончательно

запутался. Дошло до того, что он не вполне осознавал, кто он

такой и где находится.

99. Тогда Нимай сказал: «Ладно, оставим в покое эту поэму,

сочини другую». Но, увы, великий Пандит, стяжавший славу

непобедимого, не способен был больше сочинить и строчки и

молча сидел перед Господом, совершенно сбитый с толку.

100-102. Господь ставит в тупик даже олицетворенные Веды.

Такие могущественные личности, как Ананта Шеша, Господь

Брахма и Господь Шива, каждый из которых способен одним

взглядом создать вселенную, теряются в присутствии Господа.

Поэтому неудивительно, что Диг-Виджай Пандит пришел в

замешательство.

103-104. Господь вводит в заблуждение Мать Лакшми, Мать

Сарасвати и другие внутренние энергии, хотя те в состоянии

сбить с толку все материальное творение. Поэтому они всегда

подчиняются Ему. Декламатор Вед Господь Шеша, составитель

Веданты Шри Веда Вьяса, и те теряются в присутствии Господа.

Что уж говорить о каком-то Диг-Виджае!

105-107. Деяния Господа исключительны, и человек Ему не

ровня. Все, что Он делает, направлено на благо страдающих

живых существ, и имеет под собой одну цель—освободить их

из материального рабства.

108. Диг-Виджай Пандит тщился проглотить горькую пи-

люлю позорного поражения, а ученики Нимая Пандита тем

временем развеселились, стали хихикать и пересмеиваться.

109-111. Господь немедленно одернул их и обратился к Пан-

диту с ласковыми, утешительными словами: «Давай на сегодня

остановимся. Возвращайся домой, а завтра продолжим нашу

беседу. Ты слишком долго сочинял и декламировал, и, должно

быть, устал. К тому же, сейчас уже поздно и пора спать».

112. Обхождение Господа всегда такое мягкое и участливое,

что побежденный не страдает от унижения.

113. Господь выходил победителем из любого спора, но к

поверженному противнику был неизменно сострадателен.

114. Господь продолжал: «Прошу тебя, иди домой и почитай

книги. Завтра Я стану задавать тебе вопросы и ты должен будешь

на них ответить».

115. Господь такой милосердный! Он победил великого уче-

ного, но не унизил его достоинство.

116. Все были довольны. Ученые и наставники Навадвипы

очень полюбили Господа за Его добрый нрав.

117. Господь и Его ученики ушли домой, а Диг-Виджай ос-

тался сидеть один, подавленный и пристыженный.

118-120. «Сама Мать Сарасвати дала мне благословение,

что не будет в этом мире человека, который мог бы сравниться

со мной в искусстве спора. Ни знатоки шести философских на-

правлений: логики, санкхьи, патанджали, мирмамсы и т. д., ни

знатоки шастр мне были не соперники.

121. Как же Господь допустил, что какой-то учитель грамма-

тики, который преподает в школе детишкам санскрит, посадил

меня в лужу?

122. Благословение, которое дала мне Мать Сарасвати,

больше не действует.

123-126. Что я такого сделал, что богиня лишила меня всех

моих способностей и знаний, чем ее оскорбил? За что мне дове-

лось так осрамиться? Я должен попытаться найти причину».

Диг-Виджай произнес надлежащие мантры и лег спать. Во сне

к нему явилась Мать Сарасвати, и, сочувственно посмотрев на

него, заговорила.

127. «О высокоученый брахман, выслушай меня. Сейчас я

расскажу тебе о том, чего не знают даже Веды.

128. Если ты по какой-либо причине откроешь кому-либо эту

тайну, то тотчас умрешь.

129. Сегодня ты проиграл словесный турнир не кому иному,

как Верховному Повелителю космического проявления.

130. Я—вечная служанка у Его

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33