блестящим ученым.
Пандиты в глубине души чувствовали, что никто никогда не
сможет одолеть Его в споре.
14. Едва завидев Господа, они становились смиренными и
послушными.
15-17. Но энергия иллюзии не позволяла им понять Его ис-
тинное положение. Господа можно понять, только если Он Сам
этого захочет. Господь очень щедр во всех отношениях, но, без
сомнения, Его сокровенные трансцендентные развлечения чело-
век может понять, только если таково будет Его желание.
18-19. Так и жил в Навадвипе юный Нимай, окунувшись с
головой в науки, когда в город пришел гордый и самонадеянный
Диг-Виджай Пандит.
20. Диг-Виджай был чистым преданным богини Сарасвати.
Он повторял мантру, посвященную ей, и так добился ее благо-
склонности.
21. Богиня Сарасвати—одна из форм богини Лакшми, кото-
рая пребывает на груди у Господа Вишну. Она—воплощенное
преданное служение и мать этого мира.
22. Сарасвати появилась перед взором удачливого брахмана
и дала ему благословение, благодаря которому он стал Диг-
Виджаем.
23. Одним своим взглядом она способна даровать вишну-
бхакти. Что для нее, в таком случае, сделать кого-либо Диг-
Виджаем?
24. Получив у богини Сарасвати это благословение, брахман
отправился путешествовать из города в город, побеждая всех
ученых, которые встречались на его пути.
25-26. На любой вопрос у него всегда был готов ответ из
писаний. Ни один пандит мира не мог соперничать с ним. Боль-
шинству не удавалось даже проследить за ходом его мыслей. Так
он и ездил из города в город, не зная поражения.
Попытаемся понять соотношение сил. С одной стороны разду-
тый от гордости и самонадеянный Диг-Виджай Пандит, ни разу
не знавший поражения, а с другой—мальчик, Нимай Пандит,
которого тоже никто не мог победить. Диг-Виджай узнал, что
в Навадвипе есть сообщество ученых, и надеялся найти себе в
этом городе сильных, достойных соперников, что, несомненно,
придаст сладости его победе над ними. Все любят поединки с
достойными противниками. Даже людям демонического склада
это нравится. Хираньякша в свое время по всей вселенной искал
кого-нибудь, с кем можно было бы сразиться. Однажды он во-
шел в воды океана, повстречал там Варуну и вызвал его на бой.
Но Варуна отказался драться с ним: «Честно говоря, я совсем
стар и не могу сражаться с тобой. Но я знаю кое-кого, кто мог
бы стать твоим противником». Едва услышав это, Хираньякша
немедленно захотел узнать, о ком идет речь. Он думал, что, если
заполучит сильного противника и одержит победу над ним, это
преумножит его славу. Гордецы всегда рассуждают подобным
образом. Они думают лишь о том, как прославиться.
Господь Чайтанья не терпел подобной гордости. Он го-
ворил: «Человек, обладающий хорошими качествами, как и
дерево, чьи ветви тяжелы от плодов, всегда склоняются со
смирением, ибо такова их природа». Диг-Виджай был горд, и
ни перед кем не склонялся. Но Нимай Пандит тоже был очень
гордым. Кто-то может подумать: «Выходит, что Верховный Гос-
подь гордый и высокомерный, а мы Его за это прославляем?»
Но таковы развлечения Верховной Личности Бога. Мы ведь
прославляем Господа за то, что Он ворует! Может возникнуть
и такой вопрос: «Почему мы прославляем Господа за то, что Он
ворует масло?» Что уж говорить о том, что Он проводит время
в лесу с чужими женами поздней ночью? Верховная Личность
Бога совершает эти действия, чтобы проявить Свои игры в этом
мире. Если нам вдруг показалось, что Господь ведет Себя не
должным образом, следует задуматься над тем, какую цель Он
при этом преследует. Цель Его всегда бескорыстна и, в конеч-
ном счете, направлена на благо живых существ, в особенности
Его близких слуг.
Вся игра Господа в гордость и самомнение, и все поступ-
ки, которые Он совершал в то время в Навадвипе, были на-
правлены на то, чтобы даровать Своим преданным радость.
Такое поведение Господа Чайтаньи подталкивало преданных
молиться, чтобы наступил наконец день, когда Он отбросил
бы Свою гордость и высокомерие и стал преданным. Господь
Чайтанья даже сказал им как-то: «Вы так искренне молитесь,
что Я обязательно стану преданным. Вы попросту не оставили
Мне другого выбора». В конечном счете гордое и высокомер-
ное поведение Господа усиливало в преданных привязанность
к Нему. Мало того, Господь пробудил привязанность к Нему
также и у раздувающихся от гордости пандитов.
В те времена у каждого пандита были свои теории, и каждый
из них стремился одержать победу над другими пандитами. Все
они были гордыми и считали свое мнение истиной в последней
инстанции, но Нимаю Пандиту все-таки удавалось разбить их
гордость. В Его присутствии они были вынуждены вести себя
смиренно и уважительно. Господь думал: «Они так высокомер-
ны. Что ж, Я буду еще высокомернее. Они такие самонадеянные.
Я буду еще самонадеяннее». Так Он привлек внимание многих
ученых. Все те, кого Он победил, стали Его учениками, и их
число все росло и росло. Когда бы Господь Чайтанья ни шел
по улице, Его всегда сопровождали ученики. Так он заложил
основу: с одной стороны, Он принял множество учеников и
привлек массу последователей, с другой—усиливал и усиливал
любовь Своих преданных, которые пришли в этот мир, чтобы
помогать Ему в играх.
Поведение Господа—просто проявление Его развлечений.
С течением времени все проявляется, и подобно этому, стала
ясной, со временем, цель прихода в этот мир Господа Чайта-
ньи. Хотя эта причина была указана в писаниях, майа скрывала
ее. Со временем, под влиянием внутренней энергии, причина
явления Господа стала понятной. Господь пришел, чтобы ос-
вободить падшие души. Но в описываемое здесь время Он пока
не хотел, чтобы об этом стало известно.
27-28. Когда слава Навадвипы и ее великих ученых дошла до
ушей Диг-Виджая, он немедленно отправился туда в