Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 33

блестящим ученым.

Пандиты в глубине души чувствовали, что никто никогда не

сможет одолеть Его в споре.

14. Едва завидев Господа, они становились смиренными и

послушными.

15-17. Но энергия иллюзии не позволяла им понять Его ис-

тинное положение. Господа можно понять, только если Он Сам

этого захочет. Господь очень щедр во всех отношениях, но, без

сомнения, Его сокровенные трансцендентные развлечения чело-

век может понять, только если таково будет Его желание.

18-19. Так и жил в Навадвипе юный Нимай, окунувшись с

головой в науки, когда в город пришел гордый и самонадеянный

Диг-Виджай Пандит.

20. Диг-Виджай был чистым преданным богини Сарасвати.

Он повторял мантру, посвященную ей, и так добился ее благо-

склонности.

21. Богиня Сарасвати—одна из форм богини Лакшми, кото-

рая пребывает на груди у Господа Вишну. Она—воплощенное

преданное служение и мать этого мира.

22. Сарасвати появилась перед взором удачливого брахмана

и дала ему благословение, благодаря которому он стал Диг-

Виджаем.

23. Одним своим взглядом она способна даровать вишну-

бхакти. Что для нее, в таком случае, сделать кого-либо Диг-

Виджаем?

24. Получив у богини Сарасвати это благословение, брахман

отправился путешествовать из города в город, побеждая всех

ученых, которые встречались на его пути.

25-26. На любой вопрос у него всегда был готов ответ из

писаний. Ни один пандит мира не мог соперничать с ним. Боль-

шинству не удавалось даже проследить за ходом его мыслей. Так

он и ездил из города в город, не зная поражения.

Попытаемся понять соотношение сил. С одной стороны разду-

тый от гордости и самонадеянный Диг-Виджай Пандит, ни разу

не знавший поражения, а с другой—мальчик, Нимай Пандит,

которого тоже никто не мог победить. Диг-Виджай узнал, что

в Навадвипе есть сообщество ученых, и надеялся найти себе в

этом городе сильных, достойных соперников, что, несомненно,

придаст сладости его победе над ними. Все любят поединки с

достойными противниками. Даже людям демонического склада

это нравится. Хираньякша в свое время по всей вселенной искал

кого-нибудь, с кем можно было бы сразиться. Однажды он во-

шел в воды океана, повстречал там Варуну и вызвал его на бой.

Но Варуна отказался драться с ним: «Честно говоря, я совсем

стар и не могу сражаться с тобой. Но я знаю кое-кого, кто мог

бы стать твоим противником». Едва услышав это, Хираньякша

немедленно захотел узнать, о ком идет речь. Он думал, что, если

заполучит сильного противника и одержит победу над ним, это

преумножит его славу. Гордецы всегда рассуждают подобным

образом. Они думают лишь о том, как прославиться.

Господь Чайтанья не терпел подобной гордости. Он го-

ворил: «Человек, обладающий хорошими качествами, как и

дерево, чьи ветви тяжелы от плодов, всегда склоняются со

смирением, ибо такова их природа». Диг-Виджай был горд, и

ни перед кем не склонялся. Но Нимай Пандит тоже был очень

гордым. Кто-то может подумать: «Выходит, что Верховный Гос-

подь гордый и высокомерный, а мы Его за это прославляем?»

Но таковы развлечения Верховной Личности Бога. Мы ведь

прославляем Господа за то, что Он ворует! Может возникнуть

и такой вопрос: «Почему мы прославляем Господа за то, что Он

ворует масло?» Что уж говорить о том, что Он проводит время

в лесу с чужими женами поздней ночью? Верховная Личность

Бога совершает эти действия, чтобы проявить Свои игры в этом

мире. Если нам вдруг показалось, что Господь ведет Себя не

должным образом, следует задуматься над тем, какую цель Он

при этом преследует. Цель Его всегда бескорыстна и, в конеч-

ном счете, направлена на благо живых существ, в особенности

Его близких слуг.

Вся игра Господа в гордость и самомнение, и все поступ-

ки, которые Он совершал в то время в Навадвипе, были на-

правлены на то, чтобы даровать Своим преданным радость.

Такое поведение Господа Чайтаньи подталкивало преданных

молиться, чтобы наступил наконец день, когда Он отбросил

бы Свою гордость и высокомерие и стал преданным. Господь

Чайтанья даже сказал им как-то: «Вы так искренне молитесь,

что Я обязательно стану преданным. Вы попросту не оставили

Мне другого выбора». В конечном счете гордое и высокомер-

ное поведение Господа усиливало в преданных привязанность

к Нему. Мало того, Господь пробудил привязанность к Нему

также и у раздувающихся от гордости пандитов.

В те времена у каждого пандита были свои теории, и каждый

из них стремился одержать победу над другими пандитами. Все

они были гордыми и считали свое мнение истиной в последней

инстанции, но Нимаю Пандиту все-таки удавалось разбить их

гордость. В Его присутствии они были вынуждены вести себя

смиренно и уважительно. Господь думал: «Они так высокомер-

ны. Что ж, Я буду еще высокомернее. Они такие самонадеянные.

Я буду еще самонадеяннее». Так Он привлек внимание многих

ученых. Все те, кого Он победил, стали Его учениками, и их

число все росло и росло. Когда бы Господь Чайтанья ни шел

по улице, Его всегда сопровождали ученики. Так он заложил

основу: с одной стороны, Он принял множество учеников и

привлек массу последователей, с другой—усиливал и усиливал

любовь Своих преданных, которые пришли в этот мир, чтобы

помогать Ему в играх.

Поведение Господа—просто проявление Его развлечений.

С течением времени все проявляется, и подобно этому, стала

ясной, со временем, цель прихода в этот мир Господа Чайта-

ньи. Хотя эта причина была указана в писаниях, майа скрывала

ее. Со временем, под влиянием внутренней энергии, причина

явления Господа стала понятной. Господь пришел, чтобы ос-

вободить падшие души. Но в описываемое здесь время Он пока

не хотел, чтобы об этом стало известно.

27-28. Когда слава Навадвипы и ее великих ученых дошла до

ушей Диг-Виджая, он немедленно отправился туда в

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31