Гангадаса
Пандита, хотя пройдет совсем немного времени, и у Него будет
Своя школа. Все Его повадки сейчас—повадки прилежного
студента, и никаких особых признаков преданности Он еще
не проявляет. Он крайне самоуверен и имеет привычку, едва
завидев на улице кого-либо из преданных, хватать его за руку
и втягивать в спор. Преданные не могли понять, зачем Нимай
так поступает и сравнивали Его со сборщиком податей, кото-
рый если уж вцепится в кого-нибудь, то просто так ни за что не
отпустит. Сколько раз они обсуждали Его поведение, отдавая
должное Его знаниям и учености, но при этом заклиная: «Если
бы Ты только стал преданным!» Они надеялись, что если бы
Нимай стал преданным, то, благодаря Своим знаниям и ученос-
ти, Он изменил бы положение в обществе к лучшему. А вместо
этого Нимай спорит со всеми вокруг и стремится только к тому,
чтобы побеждать в дебатах.
Господь Чайтанья еще не явил миру Свое истинное поло-
жение, потому что у Него был определенный план, и время для
осуществления этого плана пока не наступило. Но преданные
постоянно молили Господа, чтобы Нимай стал преданным,
и Тот однажды сказал им: «Вне всякого сомнения, Господь
услышит ваши молитвы. Я надеюсь, что когда-нибудь стану
преданным, и ваши молитвы будут тому причиной. Без милости
вайшнавов для Меня нет надежды стать преданным».
203. Преданные говорили: «Шанс получить человеческое
тело выпадает необычайно редко, и даже полубоги стремятся
получить эту возможность. А вы тратите время на призрачные
наслаждения».
204. Никто не ходил на праздники, где прославляли Господа,
и никто не поклонялся Господу Кришне. Людям больше нрави-
лись обряды, вроде брачных, которые могли доставить наслаж-
дение чувствам. Так они направлялись прямо к смерти.
205. Снова и снова вайшнавы молились: «Все эти живые
существа принадлежат Тебе, о Господь. Ты защитник. Ты Вер-
ховный отец всех живых существ».
206-207. Так преданные тревожились за всех живых существ
и пели славу Господу Кришначандре.
Глава тринадцатая
Поражение Диг-Виджая
Стихи 1-131
1. Слава Господу Гаурасундаре, жемчужине общества брах-
манов. Слава Господу Чайтанье, наполняющему радостью
сердца преданных.
2. Слава, слава Господу Чайтанье, повелителю Говинды
даса! О Господь, пожалуйста, окинь обусловленные души Своим
благоприятным сострадательным взглядом.
3. Слава Ему, царю среди брахманов, драгоценному камню
среди наставников. Слава преданным Господа Чайтаньи!
4. Повелитель Вайкунтхи, Нимай, с головой ушел в роль
самоуверенного, гордого ученого.
5-6. В те годы в Навадвипе обитало множество ученых и
учителей, сведущих во всех разделах писаний. Каждый второй
носил высокий титул бхаттачарьи, чакраварти, мишры или
ачарьи, и все они были наставниками.
7. Споры были их страстью. Когда доходило дело до дебатов,
терпимость и щепетильность оставались в стороне, и пандиты,
снедаемые страстным желанием взять верх над своим оппонен-
том, особо средств не выбирали. Даже если высокоученый и
уважаемый оппонент выдвигал солидный довод, другие почитали
за правило непременно подвергнуть критике его мнение.
8. У Нимая вошло в обыкновение вступать в спор с каким-
либо ученым и громить все его теории прямо в его же присутс-
твии.
9. Ни один ученый Навадвипы не мог оспорить Его точку
зрения и отстоять свою.
10. Они трепетали, едва завидев Нимая, и сразу становились
заискивающе смиренными.
11. Те же, кому случалось говорить с Ним, превращались в
Его верных слуг.
Для Господа Чайтаньи в ту пору такое поведение было при-
вычным. Его часто видели на улицах Навадвипы, но люди
боялись встречи с Ним, потому что Он втягивал их в споры.
О Нем говорили так: «Завидев меня, Он сразу хватает меня
за руку и не отпускает. Он впивается в меня буквально, как
сборщик податей». Другой человек рассказывал: «Он облада-
ет какими-то брахманическими силами, которые делают Его
сверхчеловеческим существом». Третий: «Он и красив, и обра-
зован, однако не поклоняется Господу Кришне, и поэтому Его
хорошие качества мало стоят». О Нем много чего говорили, но
все эти впечатления Он внушал людям Сам, действуя посредс-
твом Своей энергии йога-майи. Йога-майа помогает Господу в
его развлечениях. При содействии йога-майи Господь явился;
посредством ее же, Господь Баларама был перенесен из одного
чрева в другое. Именно йога-майа устроила все так, что, когда
Васудева выносил Кришну из темницы, охрана крепко спала;
она же погрузила в сон жителей Навадвипы, когда Господь
Чайтанья пришел к брахману, чтобы украсть подношения. Йога-
майа—это внутренняя энергия Господа, которая помогает Ему
устраивать развлечения. Могущество йога-майи не позволяло
понять окружающим положение Господа, и даже такие воз-
вышенные преданные, как Мукунда и Гададхара, восклицали:
«Ах, если бы только Нимай стал преданным!»
Как-то раз Господь Чайтанья гулял по улицам Навадвипы
и встретил Мукунду. Что касается Мукунды, то, едва завидев
Господа, он бросился наутек. Он знал наверняка, что Господь
Чайтанья втянет его в спор, как только Ему представится такая
возможность, но спорить с Ним Мукунда не имел ни малейшего
желания. Однако Господу Чайтанье удалось все же поймать его.
Деваться было некуда, и Мукунда решил, что можно поспорить
с Господом о санскритской грамматике, большим знатоком
которой он себя считал. Однако особые надежды Мукунда
возлагал на риторику, так как Нимай к тому времени еще не
успел приступить к изучению этой науки. Свой спор они начали
с обсуждения грамматики, и Господь Чайтанья разбил его на-
голову. Потом очередь дошла до риторики. Господь Чайтанья
шаг за шагом разгромил все утверждения Мукунды и в этой
области. Мукунда подумал: «Это такая могущественная лич-
ность, что Его никто не сможет победить. Если бы он только
стал преданным Господа! Тогда я, несомненно, предался бы
Ему». Вот как действует йога-майа по отношению к преданным
Господа. Господь Чайтанья не намерен был открывать, кто Он
на самом деле.
12-13. С самого детства Господь слыл