естественно.
Иногда даже те люди, которые не признают существования
Всевышнего и объявляют себя атеистами, тоже могут, попав
в затруднительную жизненную ситуацию, обратиться к Богу.
Это совершенно естественная реакция.
Итак, Харидас говорит: «Не думайте, что я дал вам плохое
благословение». В тюрьме этим людям приходилось не слад-
ко, поэтому они помнили о Господе и полагались на Него. Но
Харидас Тхакур не хотел, чтобы они на этом успокоились и,
тем самым, совершили ошибку. Он не хотел, чтобы они созда-
вали с Господом временные отношения, которые прекратятся,
когда минуют страдания: «Кончились мои мытарства. Теперь
все позади, беспокоиться больше не о чем. Жизнь продол-
жается! Господь дал мне все, что я хотел, и я возвращаюсь
к своей прежней жизни». Именно об этом говорит Харидас
Тхакур: «Сейчас будьте очень и очень осторожны, забудьте о
материальных наслаждениях. Пока в вас живет отречение, вы
способны обратиться к Кришне. Постарайтесь сохранить в себе
эту способность».
Разумеется, когда человек лишается чего-нибудь особенно
ему дорогого, у него естественным образом появляется отре-
чение. Что ему еще, собственно, остается? Он утратил то, чем
так дорожил, и утратил безвозвратно. Но это не настоящее от-
речение. Совершенство отречения в привязанности к Кришне.
Харидас Тхакур говорит: «Вы отдали ваши сердца Кришне.
Пусть так будет всегда. Собирайтесь вместе, повторяйте имена
Кришны и помните о Нем—это самое безопасное положение».
Харидас Тхакур показал это на собственном примере. Его
бросили в тюрьму, потом били на двадцати двух ярмарочных
площадях за то, что он повторял имена Кришны. Но он остался
непоколебим. В шастрах есть много других примеров великих
преданных, которые постоянно помнили о Господе и нашли в
этом прибежище.
мам-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эвайшьяси йуктваивам
атманам мат-парайанах
«Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим
преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Так,
полностью поглощенный мыслями обо Мне, ты, несомненно,
вернешься в Мою обитель» (Б.-г., 9.34).
Когда человек находит прибежище в сознании Криш-
ны—это самое безопасное положение. В этом временном мире
может случиться все что угодно. Неизменно будут приходить
страдания, потому что такова его природа. Кришна описывает
его, как духкхалайам ашашватам—материальный мир временен
и полон страданий. Это неотвратимо. Но Господь обязательно
защитит человека, который нашел прибежище в том, чтобы
помнить о Нем при любых обстоятельствах. Каждому живому
существу, которое помнит о Нем, в какие бы обстоятельства
оно ни попало, Господь оказывает покровительство. Господь
помогает живому существу не только, когда оно в беде.
Итак, Харидас взывает к благочестию тех, кто думает о
Господе: «Сейчас вы думаете о Кришне—так пусть эта связь
будет постоянной, не временной». Временная связь длится
только до тех пор, пока человек не получит то, чего хотел:
«Ну вот, теперь я доволен и могу вернуться к своим маленьким
радостям». Но Харидас Тхакур говорит: «Отныне собирайтесь
вместе, повторяйте имена Кришны, помните о Нем, никому не
причиняйте зла и забудьте о материальных удовольствиях».
Дальше он предупреждает: «Если ум привязан к материальным
удовольствиям, это сулит одни беды. Привязанность к жене,
детям, семье и прочим миражам влечет человека к гибели.
Если же по воле Господа он возвышается до уровня чистой
преданности Кришне, к нему приходит знание и отречение от
материальной жизни, и он всецело посвящает себя поклонению
Верховному Господу». Харидас Тхакур подчеркивает, что об-
щение с искренним преданным Господа, даже если оно длилось
лишь мгновение, уводит внимание человека от чувственных
наслаждений и обращает его к Кришне.
63. Я благословил вас вовсе не на то, чтобы вы навсегда ос-
тались в тюрьме. Но я молюсь о том, чтобы вы развили в себе
отвращение к материальным наслаждениям.
64. Пожалуйста, повторяйте святое имя Господа. Я благо-
словил вас на то, чтобы ваше нынешнее плачевное положение
кончилось, чтобы вы любили Кришну и были счастливы.
65. Я ко всем отношусь одинаково и всем желаю добра. Я
буду молиться, чтобы вы развили неуклонную преданность
Кришне.
66. Не унывайте, через два-три дня вас выпустят из тюрьмы.
Можете мне поверить.
67. Будете вы жить в лесу или останетесь дома, всегда думай-
те о Кришне и старайтесь сделать вашу жизнь духовной» .
68. Пролив безграничную милость на узников, Харидас пред-
стал перед царем.
В чем же суть наставлений Харидаса Тхакура? В Третьей Песни
«Шримад-Бхагаватам» описано, что чувствует живое существо
во чреве матери. Перед тем, как родиться оно испытывает му-
чительную боль, и обещает Верховному Господу: «Начиная с
этого рождения я никогда больше не забуду Тебя»,—и забывает.
Такова природа материального мира. Минувшие злоключения
быстро выветриваются из памяти, и человек, преисполненный
новых надежд, принимается строить планы на счастливое бу-
дущее.
Харидас Тхакур молился, чтобы они, находясь в затруд-
нительном положении, извлекли из него урок и усвоили раз и
навсегда, что истинная цель жизни заключается в том, чтобы
сосредоточить сознание на Верховном Господе. Преданные,
которые нашли прибежище в том, чтобы собираться вместе и
помнить о Кришне, воспевать Его имена и слушать о Его де-
яниях, не беспокоятся о жизненных потребностях, таких, как
голод и жажда, и не поддаются иллюзии, горю и страху. Пос-
тоянно помнить о Господе—это лучший способ освободиться
от иллюзии, горя и страха. «Нужно слушать о славе Верховной
Личности Бога, и тогда все печали пройдут»,—говорит Нарада
Муни.
Для преданного Господа несчастье это то состояние, в
котором человек не помнит о Кришне. Как говорил Прахлад
Махарадж, материалисты стремятся к счастью и стараются
избежать страданий. Но человек может быть счастлив только
до тех пор, пока он не начинает прилагать усилия, для дости-
жения счастья. Стремясь к счастью без Господа, он навлекает
на себя бедствия. Если человеку хочется настоящего счастья,
он должен знать, что