достичь его можно, только постоянно
помня о Господе. Харидас Тхакур, объясняя узникам смысл
своего благословения, имел в виду именно такое, подлинное,
истинное счастье. Не временное, материальное счастье, которое
то появляется, то исчезает, как описывает в своей песне Говин-
да дас, но настоящее счастье, которое не имеет ни начала, ни
конца. Источник этого истинного счастья—преданное служение
Господу. Это состояние достигается, когда Верховный Господь,
Кришна, одаривает живое существо Своей милостью и дает ему
высшую радость и величайшее благословение, которое только
можно получить,—возможность преданно служить Ему и всегда
помнить о Нем. Это высочайший уровень, и поэтому Харидас
Тхакур советует узникам: «Сейчас вы думаете о Господе. Так
не забывайте же о Нем никогда». Материальный мир—это
место забвения, ибо такова его природа. Поэтому, чтобы мы
ни делали в своей жизни, мы должны все подчинить одной
цели—постоянно помнить о Господе. Таков смысл наставлений
Харидаса Тхакура.
Вопрос: Если живое существо совершало отвратительные гре-
хи, должно ли оно, чтобы получить милость Господа, сначала
искупить свою вину?
Ответ: В Шестой Песни «Шримад-Бхагаватам» говорится о
том, что Аджамила был ученым брахманом и практиковал
преданное служение, но пал, так как однажды шел по дороге и
увидел шудру, обнимающего проститутку. Аджамила сбился с
пути праведного, опустился, женился на проститутке и пустился
во все тяжкие. У них родилось много детей. Он зачинал их даже
в возрасте восьмидесяти лет. Но одного из своих сыновей он
назвал Нараяной, и в момент смерти стал звать его по имени,
так как был очень привязан к нему. Нараяна—имя Верховного
Господа. Поскольку Аджамила беспомощно взывал к имени
Нараяны, он смог помнить о Господе, оставляя тело. Аджамила
совершил множество грехов, но благодаря тому, что в юности
он практиковал преданное служение, Господь послал к нему
Своих представителей.
Говорится, что за теми живыми существами, которые со-
вершали грехи, приходят ямадуты и тащат их веревками в ад.
Поскольку Аджамила был грешником, за ним пришли ямадуты,
но поскольку раньше он был преданным, перед ним появи-
лись также и вишнудуты. Между ямадутами и вишнудутами
завязался философский спор об искуплении вины. Подлинное
искупление грехов достигается повторением святых имен Гос-
пода без оскорблений. Если человек без оскорблений повторяет
святое имя Господа, помнит о Нем и взывает к Нему в момент
смерти, он будет освобожден от всех грехов, совершенных им
в течении жизни. Но это вовсе не легко. Отнюдь не каждому
человеку удается в момент смерти помнить о Господе. Кто-то
решит, что неплохо пойти по стопам Аджамилы и провести
всю жизнь во грехе, совершая всевозможные отвратительные
поступки, а в момент смерти просто повторить имя Господа. Но
это не будет чистым повторением, потому что это оскорбление,
совершать грехи, полагаясь на очищающую силу повторения
святого имени.
В той же части «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что
повторение святого имени Господа—это лучший способ ис-
купить любой грех, даже убийство брахмана. Это происходит
благодаря могуществу святого имени. Господь так милостив,
что проявил Себя в Своем имени. Поэтому Шукадева Госвами
объясняет Махараджу Парикшиту во Второй Песни «Шримад-
Бхагаватам»: «О царь, постоянно повторять святое имя Гос-
пода—это верный и безопасный путь для каждого. Свободен
ли человек от материальных желаний или переполнен ими,
стремится ли он к освобождению,—для всех повторение святого
имени Господа верный и безопасный путь к успеху».
Поскольку Аджамила повторял имя Нараяны, а потом
услышал беседу ямадутов и вишнудутов, он очистился, и ему
позволили остаться пока в его теле. В тот же день он ушел в
святое место Хардвар и полностью посвятил себя прославлению
святого имени Господа и служению Ему. Позже эти четыре си-
яющих вишнудута появились перед ним снова, и он уже знал,
что они пришли для того, чтобы освободить его. Он полно-
стью посвятил себя преданному служению, и поэтому достиг
совершенства, несмотря на то, что совершил в своей жизни все
мыслимые грехи.
Вот ответ на ваш вопрос: лучший способ искупить вину за
любой совершенный грех—это повторять святое имя Господа и
постоянно помнить о Нем. Господь милосерден и добр к тому,
кто прославляет Его. Именно об этом Харидас Тхакур говорит
узникам: «Может быть, раньше вы и грешили, но сейчас вы
думаете о Кришне и говорите о Кришне. Оставайтесь такими».
Самая надежная защита от привычек прежней жизни—найти
прибежище в том, чтобы слушать о Кришне и повторять Его
имена. Тот, кто принял это прибежище, сможет понять, что та-
кое высшее сознание, и испытать высочайшее счастье. Сознание
низшего уровня это постоянный источник стресса и тревог. Едва
злоключения оказываются позади, человек решает, что настала
пора воспрянуть духом и вкусить как следует от радостей сих.
Но он торжествует преждевременно, потому что страдания
придут снова. Счастье и несчастье временны—они то появля-
ется, то исчезают, и уходят так же быстро, как и приходят. Для
того, чтобы окончательно освободиться от страданий, нужно
постоянно прославлять Господа, найти в этом единственное
прибежище. Тот, кто принимает такое прибежище, освобож-
дается от всех грехов и обретает милость Господа. Если же
человек пытается нейтрализовать последствия грехов, совершая
благочестивые поступки, то это сродни купанию слона. Он вхо-
дит в воды реки, купается там, а выйдя—посыпает себя пылью.
Подобным образом поступает человек, являясь в церковь на
исповедь. Он понимает, что поступил дурно, но страдать не
хочет, и поэтому отправляется в церковь замаливать грехи.
С той же целью—избавиться от плохой кармы—люди порой
приходят в места паломничества. Потом они в умиротворенном
состоянии ума возвращаются домой и принимаются грешить
снова. Такое искупление не является истинным, оно похоже
на купание слона. Что же касается подлинного искупления, то
оно вырывает корень греховного желания. Именно поэтому в
«Шримад-Бхагаватам» говорится:
кечит кевалайа бхактйа
васудева-парайанах
агхам дхунванти картснйена
нихарам ива