Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 42 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 42

бхаскарах

«Лишь те немногие, кто безраздельно посвятили себя беспри-

месному преданному служению Кришне, могут раз и навсегда с

корнем вырвать сорняк греховной жизни. Преданное служение

искореняет грех так же быстро, как солнечные лучи рассеивают

туман» (Бхаг., 6.1.15). Тот, кто занимается преданным служе-

нием, может вырвать с корнем все материальные желания, и в

этом подлинное искупление. Не хотеть страдать все равно, что

хотеть наслаждаться. По-настоящему умный человек поймет,

что если его страдания даруют Господу радость, то они—счас-

тье. Этим отличается преданный Господа. Преданный думает

лишь о том, как Его удовлетворить. Шри Чайтанья-Бхагавата

Мадхья-

кханда Шри Чайтанья-Бхагавата

Глава первая

Начало движения сан-

киртаны

Стихи 140-197

Эта история рассказывает о том, как Господь Чайтанья про-

водил занятия со Своими учениками. Он был весьма искусен

в логике, и ученикам нравилось слушать, как Он виртуозно

оперирует доводами. Вдобавок, к тому времени Нимай уже

успел одержать не одну победу над учеными пандитами, и Его

умение побеждать в спорах Своих оппонентов привлекало к

Нему толпы последователей со всей Навадвипы.

Господа Чайтанью можно было часто видеть на берегах

Ганги в окружении учеников. Прежде они часами говорили о

логике, но сейчас Господь Чайтанья на Своих занятиях пред-

ставляет им нечто иное. Ученики были несколько удивлены,

потому что единственное, о чем теперь говорил Нимай Пандит,

так это о Кришне. Для них это было неожиданностью. Шла ли

речь о логике, о грамматике, или даже просто о каком-то грам-

матическом правиле, все объяснения Господа Чайтаньи были

связаны с именами Кришны. Не зная, что и думать, ученики

Господа Чайтаньи отправились к Его учителю, Гангадасу Пан-

диту, и рассказали ему, что Господь Чайтанья учит их теперь

совсем не тому, чему учил раньше. Гангадас Пандит уверил их,

что поговорит с Нимаем и обязательно наставит Его на путь

истинный.

140. Господь Чайтанья так погрузился в нектар любви к

Господу Кришне, что не спал ночами. Охваченный чувством

разлуки с Господом Кришной, Он потерял покой. Он то вставал,

то падал, то садился.

141. Только когда рядом был кто-то чужой, Господь брал

Себя в руки.

Господь Чайтанья изменился, Он больше не был гордым и

высокомерным. Вот пример того, каким Он был раньше: «Гос-

подь Чайтанья только и успел изучить, что санскритскую грам-

матику, но при этом смотрел свысока даже на высокоученых

бхаттачарий.Как-то раз Господь Чайтанья гулял по городу в

окружении учеников, несказанно довольных выпавшей на их

долю удачей, и вдруг увидел Мукунду. Господь схватил его за

руку и сказал: “Почему ты убегаешь каждый раз, когда Меня

видишь? Посмотрим, удастся ли тебе и сегодня удрать, увильнув

от Моих вопросов”. “Что же делать? Как Его победить?—за-

думался Мукунда.—А не спросить ли у Него что-нибудь по

риторике? Он ведь всего-то и успел изучить, что санскритскую

грамматику. Сейчас я Ему задам! В следующий раз будет знать,

как задирать нос”.

Начали спор с грамматики, засыпали друг друга вопросами,

и Господь Чайтанья не оставил от утверждений Мукунды камня

на камне. Тогда Мукунда сказал: “Грамматика—это для малы-

шей. Ее обсуждают только школьники младших классов. По-

говорим лучше о риторике”. “На твое усмотрение”,—ответил

Нимай. Мукунда одну за другой произнес несколько сложных

и возвышенных шлок и задал Господу вопросы о некоторых

видах риторических оборотов. Всемогущий Верховный Господь

указал ему на ошибки в каждой из шлок и разбил в пух и прах все

его доводы в свою защиту. Улыбаясь, Он посоветовал Мукунде

пойти домой подучиться, полистать учебники, а на следующий

день попытать счастья еще раз”» (Ч.-Б., Ади, 4-15).

Господь Чайтанья вел Себя подобным образом не только с

Мукундой. Многие жаловались, что столкнуться с Ним на улице

все равно, что повстречаться со сборщиком податей: вас цепко

держат за руку и донимают вопросами. Поэтому, едва завидев

Господа Чайтанью, они бросались наутек. Многие люди заме-

чали Его способность неизменно побеждать в спорах, и поэ-

тому становились Его учениками. Что же касается преданных,

то когда бы они ни видели Господа Чайтанью, они начинали

молить Кришну: «Сделай так, чтобы Он обрел любовь к Тебе».

Они молились, чтобы Господь благословил сына Джаганнатхи

Мишры и опьянил Его любовью к Себе. Господь Чайтанья

часто говорил им: «Мне так повезло! Вы убедили Меня в том,

что нет ничего важнее преданного служения Кришне. В глубине

души Я уверен, что тот, кто обрел ваши благословения, станет

самым счастливым. Я поучусь еще несколько дней, а потом пой-

ду приму прибежище истинного вайшнава». Произнеся такие

слова, Господь одаривал Своих слуг улыбкой. Они же, сбитые

с толку йога-майей, не понимали, кто Он на самом деле.

Таким был Нимай Пандит, и таким привыкла видеть Его

Навадвипа. Теперь Он другой, хотя в присутствии посторонних

скрывает Свои новые качества.

142-143. Когда солнце склонилось к закату, Господь пришел

на берег Ганги принять омовение. Подошли и сели вокруг Него

ученики. Ни одного слова, кроме слова «Кришна», не слетало

с Его уст.

144. Ученики не могли понять Его настроение, и в ответ на

их просьбу, Господь согласился дать им разъяснения.

145. Ученики, повторяя «Хари», раскрыли книги. Слу шая

имя Своего возлюбленного Господа, сын Матери Шачи пре-

исполнился блаженством и не помнил Себя от счастья.

146. Господь Чайтанья, жемчужина среди брахма нов, одарил

всех Своим милостивым взглядом.

147. Погруженный в медитацию на Господа Кришну, Он

объяснил ученикам, что все сутры, истории и комментарии, по

сути, описывают славу святого имени Господа Кришны.

148. Единственная вечная истина—это святое имя Господа

Кришны. Оно существует всегда: в прошлом, настоящем и буду-

щем. Писания говорят только о Кришне и ни о чем другом.

149. Кришна—Верховная Личность Бога. Он творит, под-

держивает и разрушает мир, а

Навигация:

Страница 44
Страница 43
-- Страница 42 --
Страница 41
Страница 40