бхаскарах
«Лишь те немногие, кто безраздельно посвятили себя беспри-
месному преданному служению Кришне, могут раз и навсегда с
корнем вырвать сорняк греховной жизни. Преданное служение
искореняет грех так же быстро, как солнечные лучи рассеивают
туман» (Бхаг., 6.1.15). Тот, кто занимается преданным служе-
нием, может вырвать с корнем все материальные желания, и в
этом подлинное искупление. Не хотеть страдать все равно, что
хотеть наслаждаться. По-настоящему умный человек поймет,
что если его страдания даруют Господу радость, то они—счас-
тье. Этим отличается преданный Господа. Преданный думает
лишь о том, как Его удовлетворить. Шри Чайтанья-Бхагавата
Мадхья-
кханда Шри Чайтанья-Бхагавата
Глава первая
Начало движения сан-
киртаны
Стихи 140-197
Эта история рассказывает о том, как Господь Чайтанья про-
водил занятия со Своими учениками. Он был весьма искусен
в логике, и ученикам нравилось слушать, как Он виртуозно
оперирует доводами. Вдобавок, к тому времени Нимай уже
успел одержать не одну победу над учеными пандитами, и Его
умение побеждать в спорах Своих оппонентов привлекало к
Нему толпы последователей со всей Навадвипы.
Господа Чайтанью можно было часто видеть на берегах
Ганги в окружении учеников. Прежде они часами говорили о
логике, но сейчас Господь Чайтанья на Своих занятиях пред-
ставляет им нечто иное. Ученики были несколько удивлены,
потому что единственное, о чем теперь говорил Нимай Пандит,
так это о Кришне. Для них это было неожиданностью. Шла ли
речь о логике, о грамматике, или даже просто о каком-то грам-
матическом правиле, все объяснения Господа Чайтаньи были
связаны с именами Кришны. Не зная, что и думать, ученики
Господа Чайтаньи отправились к Его учителю, Гангадасу Пан-
диту, и рассказали ему, что Господь Чайтанья учит их теперь
совсем не тому, чему учил раньше. Гангадас Пандит уверил их,
что поговорит с Нимаем и обязательно наставит Его на путь
истинный.
140. Господь Чайтанья так погрузился в нектар любви к
Господу Кришне, что не спал ночами. Охваченный чувством
разлуки с Господом Кришной, Он потерял покой. Он то вставал,
то падал, то садился.
141. Только когда рядом был кто-то чужой, Господь брал
Себя в руки.
Господь Чайтанья изменился, Он больше не был гордым и
высокомерным. Вот пример того, каким Он был раньше: «Гос-
подь Чайтанья только и успел изучить, что санскритскую грам-
матику, но при этом смотрел свысока даже на высокоученых
бхаттачарий.Как-то раз Господь Чайтанья гулял по городу в
окружении учеников, несказанно довольных выпавшей на их
долю удачей, и вдруг увидел Мукунду. Господь схватил его за
руку и сказал: “Почему ты убегаешь каждый раз, когда Меня
видишь? Посмотрим, удастся ли тебе и сегодня удрать, увильнув
от Моих вопросов”. “Что же делать? Как Его победить?—за-
думался Мукунда.—А не спросить ли у Него что-нибудь по
риторике? Он ведь всего-то и успел изучить, что санскритскую
грамматику. Сейчас я Ему задам! В следующий раз будет знать,
как задирать нос”.
Начали спор с грамматики, засыпали друг друга вопросами,
и Господь Чайтанья не оставил от утверждений Мукунды камня
на камне. Тогда Мукунда сказал: “Грамматика—это для малы-
шей. Ее обсуждают только школьники младших классов. По-
говорим лучше о риторике”. “На твое усмотрение”,—ответил
Нимай. Мукунда одну за другой произнес несколько сложных
и возвышенных шлок и задал Господу вопросы о некоторых
видах риторических оборотов. Всемогущий Верховный Господь
указал ему на ошибки в каждой из шлок и разбил в пух и прах все
его доводы в свою защиту. Улыбаясь, Он посоветовал Мукунде
пойти домой подучиться, полистать учебники, а на следующий
день попытать счастья еще раз”» (Ч.-Б., Ади, 4-15).
Господь Чайтанья вел Себя подобным образом не только с
Мукундой. Многие жаловались, что столкнуться с Ним на улице
все равно, что повстречаться со сборщиком податей: вас цепко
держат за руку и донимают вопросами. Поэтому, едва завидев
Господа Чайтанью, они бросались наутек. Многие люди заме-
чали Его способность неизменно побеждать в спорах, и поэ-
тому становились Его учениками. Что же касается преданных,
то когда бы они ни видели Господа Чайтанью, они начинали
молить Кришну: «Сделай так, чтобы Он обрел любовь к Тебе».
Они молились, чтобы Господь благословил сына Джаганнатхи
Мишры и опьянил Его любовью к Себе. Господь Чайтанья
часто говорил им: «Мне так повезло! Вы убедили Меня в том,
что нет ничего важнее преданного служения Кришне. В глубине
души Я уверен, что тот, кто обрел ваши благословения, станет
самым счастливым. Я поучусь еще несколько дней, а потом пой-
ду приму прибежище истинного вайшнава». Произнеся такие
слова, Господь одаривал Своих слуг улыбкой. Они же, сбитые
с толку йога-майей, не понимали, кто Он на самом деле.
Таким был Нимай Пандит, и таким привыкла видеть Его
Навадвипа. Теперь Он другой, хотя в присутствии посторонних
скрывает Свои новые качества.
142-143. Когда солнце склонилось к закату, Господь пришел
на берег Ганги принять омовение. Подошли и сели вокруг Него
ученики. Ни одного слова, кроме слова «Кришна», не слетало
с Его уст.
144. Ученики не могли понять Его настроение, и в ответ на
их просьбу, Господь согласился дать им разъяснения.
145. Ученики, повторяя «Хари», раскрыли книги. Слу шая
имя Своего возлюбленного Господа, сын Матери Шачи пре-
исполнился блаженством и не помнил Себя от счастья.
146. Господь Чайтанья, жемчужина среди брахма нов, одарил
всех Своим милостивым взглядом.
147. Погруженный в медитацию на Господа Кришну, Он
объяснил ученикам, что все сутры, истории и комментарии, по
сути, описывают славу святого имени Господа Кришны.
148. Единственная вечная истина—это святое имя Господа
Кришны. Оно существует всегда: в прошлом, настоящем и буду-
щем. Писания говорят только о Кришне и ни о чем другом.
149. Кришна—Верховная Личность Бога. Он творит, под-
держивает и разрушает мир, а