Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 43

Брахма, Шива и сонмы полубо-

гов—Его слуги.

150. Тот, кто отворачивается от Его стоп и учит чему-то дру-

гому, зря тратит свою жизнь, и что бы он ни сказал—все ложь.

151. Агамы, Веданта, философские трактаты и писания—все

в один голос провозглашают: «Преданность стопам Господа

Кришны—это величайшее сокровище».

152. Те, кого сбила с толку майа, избегают преданности

Кришне и вместо этого идут другими путями.

Господь Чайтанья объясняет, что все связано с именем Криш-

ны: «Если человек не принимает прибежище стоп Кришны, что

бы он ни сказал, все—ложь». Утверждения такого человека не

могут быть истинными, и они не будут таковыми, да же если он

слово в слово будет повторять то, что изложено в шастрах. Нет

ничего выше преданного служения Гос поду—таков заключи-

тельный вывод всех писаний. Если человек не объясняет писания

с этой точки зрения , то откуда взяться истине в его словах?

153-154. Человек, который не взывает искренне к таким

именам Кришны, как Джага-дживана (жизнь всех миров), может

изучить все писания, но так и не получит блага.

Тех, кто корпит над писаниями, но не объясняет славу предан-

ного служения, Господь Чайтанья сравнивает с ослами, кото-

рые волокут тяжелую ношу. Если человек разглагольствует о

высоких материях, но при этом не желает поклоняться Кришне,

он не многого стоит и мало чего достиг, ибо не понимает суть

писаний. Господь Чайтанья знал, что Его ученики с головой

ушли в штудирование писаний и от этого нет никакого толку.

Что они знали о цели изучения писаний? Если человек изучает

писания, но не обладает преданностью Господу, все, что он

говорит—ложь, хотя его утверждения могут показаться и глу-

бокими, и мудрыми. Беда в том, что он не понимает, к чему, в

конечном счете, ведут все писания. Изучение писаний должно

вести к пониманию того, кто такой Кришна. Те же, кто не со-

гласны поклоняться Верховному Господу и прославлять Его

имена, те, кто не видят, как все связано со служением Господу,

не могут говорить истину, даже если изучают писания. Истина

состоит в том, что все связано с Господом. Кришна говорит

в «Бхагавад-гите» (15.15): «Цель всех Вед—постичь Меня. Я

составитель Веданты и знаток Вед». Если человек повторяет

имена Господа и его сердце наполняется преданностью, тогда

он понял Веды, пусть даже он неграмотный. В нашей сампрадае

есть ачарья, Гауракишора дас Бабаджи, который не умел ни чи-

тать, ни писать, но был ученым, потому что знал: прославление

Верховного Господа—конечная цель всего знания явленного в

писаниях.

Если человек понял эту цель, тогда все, что он говорит, будет

истинным. В «Чайтанья-Бхагавате» есть много историй о том,

как Господь дает различные благословения Своим преданным.

Он говорит: «Я сделаю так, что ваши слова будут истинны-

ми, что бы вы ни сказали». Тот, кто видит, как все связано с

Кришной, не может сказать ничего, помимо истины, потому

что Кришна подсказывает ему из сердца, что он должен гово-

рить. Такой человек уже понял все писания. Как в том стихе,

написанном Рупой Госвами, где говорится, что Господь Чай-

танья вошел в его сердце и сделал так, что Рупа Госвами стал

преданным, полностью осознавшим себя, чьи действия всегда

соответствовали учению парампары. Господь Чайтанья наделил

Рупу Госвами могуществом. Все его утверждения были глубоко

осознанными и он, будучи осознавшей себя душой, видел, как

все связано с Господом.

В те времена в Навадвипе ученые знали и цитировали

«Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам», но слово «бхакти»

никогда не слетало с их языка, и они никогда не упоминали пре-

данное служение. Они спорили ради победы в споре. Какая уж

тут преданность! Им хотелось стать великими учеными, иметь

много последователей. Чтобы достичь этой цели, они изучали

писания. Поэтому Господь Чайтанья говорит: «Человек может

цитировать шастры, но если он оставил стопы Кришны, что

бы он ни говорил—все ложь. Если человек изучает писания,

но не взывает к имени Кришны, ничего хорошего из этого не

выйдет.

155. Человек может быть беден и незнатного происхождения,

у него, возможно, полно недостатков, но если он повторяет имя

Господа Кришны, то, без сомнения, вернется в обитель Криш-

ны.

156. Так учат все писания, и тот, кто сомневается в истин-

ности этих слов, обречен страдать.

157. Тот, кто отвергает поклонение Кришне, пусть даже чи-

тает писания и разглагольствует на возвышенные темы, низко

пал и деградировал.

158. Если человек пытается объяснять писания, но не прини-

мает прибежища лотосных стоп Кришны, он никогда не поймет

их сути. Он называет себя наставником в изучении писаний, но

не понимает их цели.

159. Поэтому он напоминает осла, который, понукаемый

ударами палки, тащит на себе тяжелый груз. Эта, и впрямь,

несчастная душа, не знает радости сознания Кришны, несмотря

на всю свою, с таким трудом обретенную, ученость.

Эта глава называется: «Как начиналось движение санкиртаны».

Почему? Сейчас Господь Чайтанья скажет всем Своим учени-

кам, которые учились у Него логике, грамматике и риторике:

«Спрячьте подальше свои книжки и повторяйте святые имена

Господа». Разумеется, это вовсе не значит, что мы не должны

изучать писания. Господь Чайтанья вовсе не это имел в виду.

Он всегда повторял святое имя Господа, но, наряду с этим, был

великим ученым и непревзойденным знатоком искусства поле-

мики. Те, кого Он побеждал в споре, становились преданными.

Он не спорил ради спора, но представлял истину, конечный

вывод писаний, чтобы поднять человека на уровень преданного

служения Господу.

До тех пор, пока человек не принял окончательный вывод

писаний, знания, содержащиеся в писаниях, для него бесполез-

ны. Что они ему? Так, пища для споров, повод для полемики.

К чему может прийти человек, если он использует писания

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41