предоставил Господу Чайтанье
право делать на его территории все, что тот сочтет нужным.
За Господом Чайтаньей повсюду следовали толпы людей, что
весьма впечатлило царя. Царь был опытным правителем, и знал,
что народ не станет ничего делать, если ему за это не платить.
Но Господь Чайтанья ничего им не платил, царь об этом знал,======
и это настолько его поразило, что он повелел своим визирям
не мешать Господу Чайтанье делать то, что Ему заблагорас-
судится. Но, тем не менее, преданные очень встревожились,
потому что нрава царь был весьма переменчивого, и послали к
Господу Чайтанье брахмана с посланием, чтобы предупредить
Его о возможной опасности и уговорить Его уйти из этого
места. Но когда гонец прибыл, Господь Чайтанья как раз пел
в киртане. Он пребывал в состоянии экстатического транса и
не воспринимал окружающее. Поэтому брахман не мог вручить
Ему послание. Что касается сопровождавших Господа предан-
ных, они тоже пели в киртане и находились в состоянии транса.
Посланцу пришлось ждать, пока кто-нибудь из них не придет
в себя. Наконец один из преданных вернулся ко внешнему со-
знанию, и брахман обратился к нему: «Я жду тут уже довольно
давно. У меня срочное письмо к Шри Чайтанье Махапрабху.
Он должен немедленно уходить отсюда. Я слишком задержался
здесь, и мне нужно спешить домой. Поэтому я оставляю письмо
тебе. Передай его, пожалуйста, Господу».
Господь Чайтанья очень благосклонен к Своим преданным,
и когда кто-либо из них тревожится, Господь немедленно узнает
об этом, потому что Он—Сверхдуша в сердце живых существ.
Итак, преданные прочли письмо и разволновались: «Господь
Чайтанья испытывает сейчас высочайший экстаз, но в послании
сказано, что Ему угрожает опасность. Ему нужно немедленно
уходить отсюда. Как же нам поступить? Ведь, с другой стороны,
Его нельзя беспокоить». Что-то подобное произошло в доме
Шриваса. Когда у него умер сын, он запретил своим домашним
плакать и причитать. Он боялся, что экстаз Господа, а Он в то
время танцевал в киртане, будет прерван. Эти истории помо-
гают понять, как Господа привлекает преданность, а понять
это очень важно. Если у человека нет преданности, привлечь
Господа ему будет нечем. Но преданное служение столь мо-
гущественно, что Господь Кришна обязательно приходит,
повинуясь его зову. Как же велико его могущество, если оно
превосходит могущество Господа!
Господь Чайтанья понял, что преданные волнуются, улыб-======
нулся про Себя и вышел из транса, чтобы развеять все их опасе-
ния, вызванные иллюзией. Преданные не успели Ему еще ничего
сказать, как Он засмеялся, и произнес следующие слова: «Поче-
му вы так боитесь, что царь придет Меня увидеть? Отнюдь не
каждому удается встретиться со Мной. У царя нет ни малейшей
возможности добиться такой встречи силой. Повелевать Мной
не в его власти. Мало того, само желание видеть Меня он может
выразить, только если Я Сам вложу эти слова в его уста. Он не
увидит Меня, если Я этого не захочу. Что там царь! Меня ищут
Веды—и не могут найти». Иными словами, Господь Чайтанья
говорит: «У царя нет преданности Мне—поэтому у него нет
ни одного шанса. Будь он даже величайшим из царей, все его
войско не в силах будет заставить Меня явиться перед ним. Он
даже не сможет отдать им соответствующий приказ, если на то
не будет Моей воли». Господь Чайтанья хотел рассеять страх и
тревогу в сердцах Своих преданных. Преданные беспокоились
о Его безопасности, но Господь убедил их в том, что бояться
нечего.
Вернемся к диалогу Шачи Маты и Господа Чайтаньи.
Человек должен осознавать, что рождение, смерть, старость и
болезни приносят страдания. Об этом говорит и Кришна в «Бха-
гавад-гите», когда рассказывает о разных видах знания. Господь
Капиладева описал страдания живого существа в утробе матери
для того, чтобы те, у кого достанет разума, пришли к мысли:
«Я не хочу больше рождаться в этом мире». Мудрый человек
способен учиться на чужом опыте. Об этом говорит в Шестой
Песни Шрила Прабхупада. Менее разумные не способны учить-
ся на чужом опыте, но могут делать выводы, основываясь на
опыте собственных страданий. Что же до самых глупых, они
не способны даже на это. Господь Капиладев рассказывает о
страданиях в материнском чреве для тех, кто мудр настолько,
чтобы прийти к правильным выводам.
204. Вновь и вновь греховное живое существо входит в чрево
матери и невыносимо там страдает.
205. Его мать ест острую, соленую или кислую пищу, и он
испытывает мучения, однако предпринять ничего не может.
206-207. Многочисленные паразиты и бактерии глодают его
нежную, незащищенную плоть, ему жарко и тесно в лоне, и он
не может даже пошевелиться.
208. Если судьба к нему благосклонна, ему удается пережить
весь этот кошмар. Но есть особенно грешные создания, которые
обречены раз за разом умирать во чреве матери.
209. Проведя семь месяцев в лоне матери, живое существо
начинает постепенно понимать, где оно находится.
210. Оно еще помнит предыдущую жизнь и начинает раска-
иваться в своих ошибках.
211-212. Оно молиться Господу Кришне: «О Господь Кришна,
пожалуйста, спаси меня! Для всех живых существ Ты дороже
жизни. Ты единственное прибежище для тех, кто в беде. Я забыл
Тебя и поэтому стал жертвой Твоей внешней энергии.
213. О Господь, повелитель всех энергий, освободи меня, по-
жалуйста, дай мне легкую смерть. Я всю жизнь провел в погоне за
временным, иллюзорным счастьем, которое дают деньги, семья и
дети, и пренебрегал Твоими бесценными лотосными стопами.
214. Где теперь мой сын, которого я растил с такой любовью,
ради которого я был готов на все? Куда все девалось, и с чем я
остался?
215-216. Кто спасет меня от этих неописуемых страданий?
Мой Господь,