всех
знаний.
404-405. Ученики плакали, а Господь, очень тронутый, стал
их утешать: «Теперь, воспевая святое имя Кришны, вы можете
достичь цели, ради которой когда-то начали учиться».
406. Ученики ответили Ему: «О Господь, но мы не знаем, как
воспевать святое имя. Пожалуйста, научи нас».
407-408. И Господь запел:
хари харайе намах кришна ядавая намах
гопала говинда рама шри-мадхусудана
Начался прекрасный киртан. Господь пел и хлопал в ладоши,
а ученики Ему вторили.
409. Господь Вишвамбхара—Повелитель и распространитель
совместного воспевания святого имени Кришны—пел святые
имена Господа в окружении Своих учеников.
410. Господь пил пьянящий напиток Своего собственного
имени, погрузившись в экстатический транс. Он падал на землю
и катался в пыли, забыв обо всем на свете.
411. Господь призывал: «Пойте же! Пойте!», и, казалось,
каждый раз, когда Он падает на землю, разверзается земля.
412. На звуки киртана к дому Господа сбежалась вся На-
вадвипа.
413. Первыми услышали громкий киртан вайшнавы, жившие
по соседству.
414-415. Примчавшись к дому Вишвамбхары, они с изумле-
нием увидели, что Господь находится в экстатическом трансе.
Вайшнавы были очень рады тому, что в Навадвипе наконец-то
зазвучал киртан, и столь редкостное, возвышенное преданное
служение, каким является воспевание святых имен, проявилось
в конце концов в этом мире.
416-417. «Видеть такой экстаз преданности,—говорили
они,—совершенство для глаз. Вишвамбхара, образчик высокоме-
рия, проявляет сейчас редкую преданность, которой даже Нарада
Муни и другие великий вайшнавы достигают с трудом.
418. Трудно постичь замыслы Всевышнего Господа Кришны,
по воле которого надменный пандит оказался на высочайшем
уровне преданного служения».
419. Тем временем Господь Вишвамбхара, продолжая повто-
рять «Кришна! Кришна!», вышел из экстатического транса.
420. Хотя Он полностью пришел в Себя, ничего другого Он
не говорил—просто обнимал вайшнавов и плакал.
421. Видя, что от прилива экстатических эмоций Господь
очень возбужден, радостные вайшнавы принялись успокаивать=========Его, а успокоив, разошлись по домам.
422. Некоторые из учеников Вишвамбхары, воодушевленные
проявленной Им любовью к Богу, приняли путь отречения от
материального мира и привязанности к лотосным стопам Вер-
ховного Господа Кришны.
423. Так Господь Шри Чайтанья Махапрабху положил
начало совместному воспеванию святых имен Господа и стал
раздавать щедро и без ограничений нектар Своего собственного
святого имени, что полностью устранило все страдания предан-
ных вайшнавов.
424. Господь Шри Кришна Чайтанья и Господь Нитьянанда
Прабху для меня дороже жизни. Я, Вриндаван дас Тхакур, пред-
лагаю эту песнь Их лотосным стопам.
Глава вторая
Начало движения сан-
киртаны
Стихи 218-345
218-219. Господь Чайтанья проявлял все признаки экстати-
ческой любви к Богу: смех, дрожь, бледность, испарину и т.д. Его
так шатало из стороны в сторону, что преданным было трудно
поддерживать Его, чтобы Он не упал.
220-221. Преданные дивились, глядя на Господа Чайтанью.
Его любовь к Богу становилась все глубже и глубже. Ночь
пролетала, подобно мгновению, а рано поутру Он выходил из
транса.
222. Погруженный в нектар киртана, Господь повторял
святое имя день и ночь.
223. Господь Чайтанья начал Свое движение санкиртаны, и
преданные, глядя на Него, забывали все свои страдания.
224-225. Непреданных же киртан выводил из равновесия.
Возлюбленный сын Матери Шачи, Гаурасундара, воспевал име-
на Господа очень громко, и Его голос, подобный львиному рыку,
выводил атеистов из состояния оцепенения. Они приходили в
ярость и бранили преданных на чём свет стоит.
226-227. Одни жаловались: «Мне не дают спать». Другие про-
рочили: «Эти вопли прогневают Господа и тогда им конец».
228. «Они не изучают философию и слишком о себе возом-
нили»,—утверждал кто-то еще.
229-230. «Кто его знает, о чем они там поют,—вставлял свое
слово следующий.—За всеми этими безобразиями чувствуется
рука Шривасы. Он да тройка его братьев собираются вместе
и вопят как полоумные: “Кришна! Кришна!”. Им нечего есть,
и они надеются, что Кришна пошлет им пищи, чтобы набить
желудки.
231. Они, верно, думают, что громкими криками достигнут
большего благочестия».
232-235. «Думаю, друзья мои, Шривас просто помешал-
ся,—высказал свое мнение еще один атеист.—Однако, должен
вам сказать, пострадаем из-за него мы все. Сегодня при дворе я
слышал, что царь послал в Надию две лодки с солдатами. Им
было приказано хватать всякого, кто поет киртан. Вот так.
Шривас и его сподвижники, понятно, сбегут, а достанется от
царских вояк нам с вами.
236-237. А ведь я вас давно предупреждал. Говорил: “Бросим
дом Шривасы в реку и дело с концом”. Не послушались меня,
думали, шучу. Теперь опасность близка, а делать что-либо уже
слишком поздно».
238. «А нам что за дело?—возразили ему.—Поймаем Шри-
васа, свяжем его и сдадим солдатам».
239. Так атеисты всей Навадвипы поносили вайшнавов.
Вскоре в город прибыли солдаты.
240-241. Когда вайшнавы узнали новость о том, что царские
солдаты уже в Навадвипе, они приняли прибежище Верховного
Господа, постоянно думая о Нем, и страхи их рассеялись. Вайш-
навы говорили: «Если Верховный Господь Кришначандра чего-
то хочет, это непременно произойдет. Все, что случится,—к луч-
шему. Господь с нами, зачем же нам бояться этих негодяев?»
Для преданных, которые во всем полагаются на Господа, такое
поведение вполне естественно. Если преданный взывает к имени
Кришны, отступает сам олицетворенный страх. Повторение
Харе Кришна маха-мантры дает живому существу подлинную
защиту, потому что напоминает о существовании Господа.
Забыть о Господе—вот главная опасность. Если человек пони-
мает, что на все воля Господа, он не будет ничего бояться. Он
увидит Господа даже в приближающейся смерти. Тот, кто знает
и понимает Господа, не усомнится в том, что Господь защитит
преданного в любой ситуации. В каком бы теле ни находился
преданный, в аду или раю—он чувствует, что Господь его защи-
щает. Такая твердая вера—одно из шести качеств преданного,
вручившего себя Господу.
Преданные в Навадвипе думали: «Даже если нас арестуют,
ничего страшного. Будем просто помнить Кришну».
242-243. Мягкосердечный, благородный Шривас Пандит
очень встревожился, услышав эту новость. Он знал, что в стра-
не,