Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 56 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 56

поймет их сути. Он называет себя наставником в изучении

писаний, но не понимает их цели. Поэтому он напоминает

осла, который, понукаемый ударами палки, тащит на себе

тяжелый груз. Эта, и впрямь, несчастная душа, не знает радос-

ти сознания Кришны, несмотря на всю свою, с таким трудом

обретенную, ученость» (Ч.-Б., Мадхья, 1.159). Если человек не

принял прибежище лотосных стоп Господа Кришны, то даже

если он говорит то же самое, что написано в шастрах, его сло-

ва не будут истинными, ибо он не знает, какова цель писаний.

Суть писаний—преданное служение Господу, и постоянное

прославление Господа—наивысшее их предназначение. Тот,

кто цитирует писания, чтобы прославлять Господа, обладает

их подлинным пониманием.

В «Чайтанья-чаритамрите» Господь Чайтанья обращается

к Пракашананде Сарасвати с такими словами: «Мой духовный

учитель счел Меня неспособным изучать Веданту и сказал

Мне, что Я должен повторять святое имя Господа. Повинуясь

указанию духовного учителя, Я стал повторять святое имя.

Погружаясь в чистый экстаз, Я забываю Себя: плачу, пою и

смеюсь как сумасшедший, и это Меня немного смущает. Тогда,

собрав все Свое терпение и поразмыслив над этим, Я понял,

что повторение святых имен покрыло мое духовное знание. Я

убедился, что потерял рассудок, повторяя имя Господа, и сразу

же отправился к Своему духовному учителю, чтобы расспро-

сить его об этом. “Мой повелитель,—обратился Я к нему,—что

за мантру ты дал Мне? Просто повторяя ее, Я сошел с ума. Я

повторяю ее, смеюсь и плачу”. Мой духовный учитель, услышав

это, улыбнулся и сказал: “Харе Кришна маха-мантра по своей

природе такова, что повторяя ее, человек развивает любовь

к Кришне. Для преданных, которые достигли уровня бхавы,

счастье, которое дает дхарма, артха, карма и мокша, подобно

капле воды”» (Ч.-ч., Ади, 7.77-84). Ишвара Пури был очень

доволен Господом Чайтаньей, похвалил Его и сказал, что Он

достиг высшей цели жизни: «Моё дорогое дитя, пой, танцуй

и совершай санкиртану в обществе преданных. Больше того,

проповедуй важность повторения имени Кришны, ибо так Ты

сможешь освободить все падшие души» (Ч.-ч., Ади, 7.92). Даль-

ше Ишвара Пури произнес один стих из «Шримад-Бхагаватам»,

который является сутью всех его наставлений. Он повторял этот

стих снова и снова. «Что за стих?»—спросите вы.

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа

джатанураго друта-читта уччаих

хасатй атхо родити раути гайатй

унмада-ван нритйати лока-бахйах

«Повторяя святые имена Верховного Господа, человек под-

нимается до уровня любви к Господу. Потом преданный ут-

верждается в своем обете вечного слуги Господа и постепенно

привязывается к определенному имени и форме Верховной

Личности Бога. Его сердце тает от любви, он смеется, плачет и

кричит. Порой он поет и танцует как сумасшедший, совершенно

безразличный к тому, что о нем подумают окружающие» (Ч.-ч.,

Ади, 7.94). Таков признак преданного, который достиг уровня

любви к Богу. Господь Чайтанья говорил: «Я твердо верю в

слова Своего духовного учителя. Поэтому Я всегда повторяю

святое имя Господа, и когда Я один, и когда Я в обществе

преданных».

Господь Чайтанья рассказал все это Пракашананде Сара-

свати, чтобы обратить его внимание на суть «Бхагаватам» и с

этой же целью Он привел этот стих из «Бхагаватам». «Шримад-

Бхагаватам»—спелый плод древа ведической литературы. Его

называют спелым потому, что он представляет собой лучшее,

что есть в ведической литературе, ее сливки. «Шримад-Бхага-

ватам»—суть ведической литературы, а стих, который привел

Господь Чайтанья—суть «Шримад-Бхагаватам». В нем одном

сконцентрированы знания всех Вед.

Господь Чайтанья сказал Пракашананде Сарасвати, что Он

не способен изучать Веданту и просто следует указанию Своего

духовного учителя, который велел Ему воспевать святые име-

на. Это, разумеется, вовсе не значит, что Господь Чайтанья не

знает священные писания. Он знает их в совершенстве. Господь

объяснил Пракашананде Сарасвати, как следует понимать шас-

тры и сумел доказать ему несостоятельность его философской

концепции. Писания Господь знал, и тем не менее Он всегда

повторял святые имена, потому что знание писаний находит

свое наивысшее проявление в повторении святого имени Гос-

пода. Не следует, разумеется, обольщаться по поводу того, что

можно достичь высокого уровня преданности, попросту бросив

изучать писания. Это не так. Но мы должны строить свою жизнь

вокруг повторения святых имен, потому что это главная цель,

а все остальное ей подчиняется.

Если мы хотим освободиться от желаний кармической де-

ятельности и сухих философских размышлений, мы должны

организовать свою жизнь так, чтобы все, что мы делаем, подчи-

нялось главной цели—воспеванию святого имени и проповеди.

Даже если мы не находимся на уровне спонтанной привязаннос-

ти к воспеванию святого имени, мы, тем не менее должны всю

свою деятельность, все свое знание, богатство и способности

попытаться использовать для прославления святого имени

Господа. Так мы будем постепенно очищаться.

396. Я склоняюсь к стопам учеников Господа Чайтаньи. Их

положение возвышенно и они очень удачливы, потому что им

повезло стать учениками Верховного Господа Вишвамбхары.

397-398. Все они вечные спутники Верховного Господа Криш-

ны. Возможно ли иное, если Сам Кришна лично учил их? Тот,

кому посчастливилось взглянуть на человека, который лично

видел удивительные игры Верховного Господа, играющего роль

ученого, ос во бо дил ся из материального рабства.

399. Что за жалкий мне выпал жребий! Не довелось мне уви-

деть ни Господа, ни Его трансцендентные развлечения.

400. Всё же, о Господь, молю Тебя о милости, чтобы Твои

развлечения в роли ученого пандита навсегда запечатлелись в

моем сердце.

401. Господь Вайкунтхи пришел в Надию, чтобы давать

наставления и играть роль пандита, и знаки, указывающие на

Его пребывание там, все еще доступны взору.

402. Трансцендентные развлечения Господа вечны и беспре-

дельны, им нет ни начала, ни конца. Писания говорят, что Его

игры бывают проявленными и непроявленными.

403. Итак, Господь начинает санкиртана-лилу, совместное

воспевания святых имен Господа, которое является целью

Навигация:

Страница 58
Страница 57
-- Страница 56 --
Страница 55
Страница 54