ко-
торое является совершенным уровнем знания писаний. То же
самое Он сказал Пракашананде Сарасвати, когда тот спросил
Его: «Почему ты поешь на улице, как какой-то сентименталист,
вместо того, чтобы изучать Веданту в обществе других саннья-
си? И как Ты думаешь поддерживать в Себе дух отречения, не
изучая Веданту?» В ответ Господь Чайтанья процитировал стих:
«В век Кали нет иного религиозного пути, кроме повторения
святого имени Господа, которое является сутью ведических
гимнов. Об этом говорят все писания». То же самое говорит-
ся и в «Шримад-Бхагаватам», Шестой Песни, где сказано,
что высший религиозный принцип для человеческого обще-
ства—совместное воспевания святого имени Господа. Шрила
Прабхупада утверждает в своих комментариях, что человек,
который постоянно повторяет святые имена Господа, достиг
совершенства в жизни. Об этом же говорит Шукадева Госвами
во Второй Песни «Шримад-Бхагаватам»:
этан нирвидйамананам
иччхатам акуто-бхайам
йогинам нрипа нирнитам
харер наманукиртанам
«О царь, постоянное повторение святого имени Господа по
примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений
и приводит к успеху любого—свободен ли он от материальных
желаний, жаждет ли материальных наслаждений, или он транс-
ценденталист, черпающий удовлетворение сам в себе» (Бхаг.,
2.1.11). В этом процессе очень важно постоянство. Господь
Чайтанья тоже обращает на это внимание Своих учеников:
«Пусть в ваших ушах всегда звучит святое имя Кришны, а ваш
язык постоянно повторяет Его имя». Тот, кто всегда слушает
и воспевает славу Господа, говорит Господь Чайтанья, дости-
гает цели изучения Вед и суть ведического знания проявляется
в его сердце сама собой. Господь Капиладев в Своих настав-
лениях Девахути говорит об этом так: «Преданные, которые
постоянно слушают и воспевают славу Кришны, не страдают
в материальном мире, потому что всегда погружены в мысли
о деяниях и развлечениях Господа в этом мире». Очень важно,
что речь идет о преданном, который слушает и воспевает сла-
ву Господа всегда, постоянно. Это вполне объяснимо, потому
что преданного, который достиг совершенства, ничего, кроме
прославления Господа, не интересует. Все виды кармической
деятельности он давно уже отбросил, от сухого умствования
отказался и обрел прибежище в том, чтобы постоянно прослав-
лять имена, величие и развлечения Верховной Личности Бога.
Этот уровень является наивысшим, и все желания человека,
который его достиг, осуществляются без его усилий—Господь
все устраивает Сам. Однако подражать преданному, который
находится на этой ступени, не стоит.
Как-то раз между Шривасом Пандитом и Господом Чай-
таньей состоялся следующий разговор. «Почему бы тебе не
принять санньясу?»—спросил его Господь Чайтанья. «Что Ты,
санньяса не для меня»,—ответил Шривас. «Но ведь ты сидишь
дома и ровным счетом ничего не делаешь для своей семьи. Ты
даже не выходишь на улицу, чтобы собирать пожертвования.
Как ты намерен обеспечивать их всем необходимым?»—возра-
зил ему Господь Чайтанья. В ответ Шривас трижды хлопнул в
ладоши и сказал: «Раз, два, три». «Шривас, ты уж, пожалуйста,
объясни вразумительно, что значит это хлопанье в ладоши и как
понимать это твое “Раз, два, три”»—настаивал Господь Чайта-
нья. «Я дал торжественное обещание,—невозмутимо отвечал
Шривас.—Если подходит время завтрака, я хлопаю в ладоши
и нечего есть, я пощусь. Если пора обедать, я хлопаю в ладоши
во второй раз и на обед тоже нечего есть, я пощусь снова. Если
я хлопаю в ладоши в третий раз, и опять нечего есть, я вешаю
камень на шею и иду топиться в Ганге». «Пощусь!—воскликнул
Господь Чайтанья.—Тебе нет нужды поститься. Ты так дорог
Мне, что Я лично принесу на Своей голове и сложу у твоего
порога все, что тебе будет нужно. Твой дом не узнает нищеты,
даже если сама богиня процветания пойдет по миру с протяну-
той рукой!» Потом Господь Чайтанья напомнил Шривасу стих
из «Бхагавад-гиты»:
ананйаш чинтайанто мам
йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам
йога-кшемам вахамй ахам
«Тем, кто всегда поклоняется Мне с великой преданностью и
медитирует на Мою трансцендентную форму, Я принесу то,
чего им не хватает и сохраню то, что у них есть» (Б.-г., 9.22).
Следует снова обратить внимание на слово «всегда», которое
неизменно присутствует в подобного рода утверждениях.
Некоторые преданные, слушая эту историю, думают: «Гос-
подь Чайтанья просил Шриваса Тхакура ни о чем не беспоко-
ится и уверил его, что Сам лично принесет ему все, что будет
нужно. Раз так, то мне тоже нет нужды особенно напрягаться.
Буду просто повторять Харе Кришна!» Но если такой предан-
ный не находится на том же уровне, что Шривас Тхакур, он об-
наружит в конце концов, что и со всем остальным дело обстоит
иначе. Шривас Тхакур не просто повторял Харе Кришна, у него
была твердая, непоколебимая вера в Господа. Его вера была
нерушима. Такой преданный, как Шривас Тхакур, в каких бы
обстоятельствах он ни оказался, будет повторять имя Господа
и всецело полагаться на Его милость. У него не возникнет ни
малейших сомнений в том, что Господь о нем позаботится. Если
такой веры нет, преданный очень скоро начнет беспокоиться:
«А что если я буду два дня повторять Харе Кришна, а поесть
на третий день так и не принесут? Повторяю, повторяю, а где
же обещанная еда? Господь Чайтанья сказал: “Я лично принесу
на Своей голове и сложу у твоего порога все, что тебе будет
нужно”». Он продолжает повторять Харе Кришна, но начинает
понемногу волноваться и каждые пятнадцать минут подходит
к двери, чтобы проверить, не лежит ли там что. Его начинают
терзать сомнения: «Сколько же дней мне придется так ждать?
Когда же Он наконец придет и принесет то, что обещал?» Все
дело в том, что повторять святое имя нужно с непоколебимой
верой. Преданные, которые действительно любят Господа,
твердо верят в Него. Разумеется, это вовсе не значит, что нуж-
но бросить