Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 54 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 54

ко-

торое является совершенным уровнем знания писаний. То же

самое Он сказал Пракашананде Сарасвати, когда тот спросил

Его: «Почему ты поешь на улице, как какой-то сентименталист,

вместо того, чтобы изучать Веданту в обществе других саннья-

си? И как Ты думаешь поддерживать в Себе дух отречения, не

изучая Веданту?» В ответ Господь Чайтанья процитировал стих:

«В век Кали нет иного религиозного пути, кроме повторения

святого имени Господа, которое является сутью ведических

гимнов. Об этом говорят все писания». То же самое говорит-

ся и в «Шримад-Бхагаватам», Шестой Песни, где сказано,

что высший религиозный принцип для человеческого обще-

ства—совместное воспевания святого имени Господа. Шрила

Прабхупада утверждает в своих комментариях, что человек,

который постоянно повторяет святые имена Господа, достиг

совершенства в жизни. Об этом же говорит Шукадева Госвами

во Второй Песни «Шримад-Бхагаватам»:

этан нирвидйамананам

иччхатам акуто-бхайам

йогинам нрипа нирнитам

харер наманукиртанам

«О царь, постоянное повторение святого имени Господа по

примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений

и приводит к успеху любого—свободен ли он от материальных

желаний, жаждет ли материальных наслаждений, или он транс-

ценденталист, черпающий удовлетворение сам в себе» (Бхаг.,

2.1.11). В этом процессе очень важно постоянство. Господь

Чайтанья тоже обращает на это внимание Своих учеников:

«Пусть в ваших ушах всегда звучит святое имя Кришны, а ваш

язык постоянно повторяет Его имя». Тот, кто всегда слушает

и воспевает славу Господа, говорит Господь Чайтанья, дости-

гает цели изучения Вед и суть ведического знания проявляется

в его сердце сама собой. Господь Капиладев в Своих настав-

лениях Девахути говорит об этом так: «Преданные, которые

постоянно слушают и воспевают славу Кришны, не страдают

в материальном мире, потому что всегда погружены в мысли

о деяниях и развлечениях Господа в этом мире». Очень важно,

что речь идет о преданном, который слушает и воспевает сла-

ву Господа всегда, постоянно. Это вполне объяснимо, потому

что преданного, который достиг совершенства, ничего, кроме

прославления Господа, не интересует. Все виды кармической

деятельности он давно уже отбросил, от сухого умствования

отказался и обрел прибежище в том, чтобы постоянно прослав-

лять имена, величие и развлечения Верховной Личности Бога.

Этот уровень является наивысшим, и все желания человека,

который его достиг, осуществляются без его усилий—Господь

все устраивает Сам. Однако подражать преданному, который

находится на этой ступени, не стоит.

Как-то раз между Шривасом Пандитом и Господом Чай-

таньей состоялся следующий разговор. «Почему бы тебе не

принять санньясу?»—спросил его Господь Чайтанья. «Что Ты,

санньяса не для меня»,—ответил Шривас. «Но ведь ты сидишь

дома и ровным счетом ничего не делаешь для своей семьи. Ты

даже не выходишь на улицу, чтобы собирать пожертвования.

Как ты намерен обеспечивать их всем необходимым?»—возра-

зил ему Господь Чайтанья. В ответ Шривас трижды хлопнул в

ладоши и сказал: «Раз, два, три». «Шривас, ты уж, пожалуйста,

объясни вразумительно, что значит это хлопанье в ладоши и как

понимать это твое “Раз, два, три”»—настаивал Господь Чайта-

нья. «Я дал торжественное обещание,—невозмутимо отвечал

Шривас.—Если подходит время завтрака, я хлопаю в ладоши

и нечего есть, я пощусь. Если пора обедать, я хлопаю в ладоши

во второй раз и на обед тоже нечего есть, я пощусь снова. Если

я хлопаю в ладоши в третий раз, и опять нечего есть, я вешаю

камень на шею и иду топиться в Ганге». «Пощусь!—воскликнул

Господь Чайтанья.—Тебе нет нужды поститься. Ты так дорог

Мне, что Я лично принесу на Своей голове и сложу у твоего

порога все, что тебе будет нужно. Твой дом не узнает нищеты,

даже если сама богиня процветания пойдет по миру с протяну-

той рукой!» Потом Господь Чайтанья напомнил Шривасу стих

из «Бхагавад-гиты»:

ананйаш чинтайанто мам

йе джанах парйупасате

тешам нитйабхийуктанам

йога-кшемам вахамй ахам

«Тем, кто всегда поклоняется Мне с великой преданностью и

медитирует на Мою трансцендентную форму, Я принесу то,

чего им не хватает и сохраню то, что у них есть» (Б.-г., 9.22).

Следует снова обратить внимание на слово «всегда», которое

неизменно присутствует в подобного рода утверждениях.

Некоторые преданные, слушая эту историю, думают: «Гос-

подь Чайтанья просил Шриваса Тхакура ни о чем не беспоко-

ится и уверил его, что Сам лично принесет ему все, что будет

нужно. Раз так, то мне тоже нет нужды особенно напрягаться.

Буду просто повторять Харе Кришна!» Но если такой предан-

ный не находится на том же уровне, что Шривас Тхакур, он об-

наружит в конце концов, что и со всем остальным дело обстоит

иначе. Шривас Тхакур не просто повторял Харе Кришна, у него

была твердая, непоколебимая вера в Господа. Его вера была

нерушима. Такой преданный, как Шривас Тхакур, в каких бы

обстоятельствах он ни оказался, будет повторять имя Господа

и всецело полагаться на Его милость. У него не возникнет ни

малейших сомнений в том, что Господь о нем позаботится. Если

такой веры нет, преданный очень скоро начнет беспокоиться:

«А что если я буду два дня повторять Харе Кришна, а поесть

на третий день так и не принесут? Повторяю, повторяю, а где

же обещанная еда? Господь Чайтанья сказал: “Я лично принесу

на Своей голове и сложу у твоего порога все, что тебе будет

нужно”». Он продолжает повторять Харе Кришна, но начинает

понемногу волноваться и каждые пятнадцать минут подходит

к двери, чтобы проверить, не лежит ли там что. Его начинают

терзать сомнения: «Сколько же дней мне придется так ждать?

Когда же Он наконец придет и принесет то, что обещал?» Все

дело в том, что повторять святое имя нужно с непоколебимой

верой. Преданные, которые действительно любят Господа,

твердо верят в Него. Разумеется, это вовсе не значит, что нуж-

но бросить

Навигация:

Страница 56
Страница 55
-- Страница 54 --
Страница 53
Страница 52