повторять святое имя только потому, что вера еще
не достаточно тверда. Повторять святое имя Господа нужно,
ведь это самый верный и безопасный путь к успеху для каждо-
го человека. Кроме того повторение святого имени очищает
сердце. А для того, чье сердце чисто, никаких препятствий для
* В санскрите есть слово дхату, которое имеет несколько значений. Два из
них это «корень глагола» и «жизненная сила».
выполнения преданного служения не возникает.
Нужно правильно понимать наставления Господа Чайтаньи
Шривасу Пандиту. Преданные должны повторять святое имя
Господа и строить вокруг этого свою жизнь. Шрила Прабхупа-
да говорил: «Постройте свою жизнь вокруг воспевания святых
имен». Все, чем мы занимаемся, должно быть связано с воспева-
нием. У каждого есть предписанные обязанности, и отрекаться
от них, не достигнув соответствующего уровня, не следует. От-
рекаться от материальных привязанностей и желаний, подражая
преданным, которые находятся на возвышенном уровне, значит
отрекаться фальшиво, и такое поведение создает в обществе
одни лишь беспокойства. Преданный выглядывает на улицу, и
видит, что, увы, Кришна поесть ему пока еще ничего не принес.
Тогда ему в голову приходит мысль, что, следовательно, об этом
должен позаботится кто-то другой, потому что ему некогда, он
ведь целый день повторяет Харе Кришна. Это не совершенный
уровень. Преданный на совершенном уровне полностью дове-
ряется Господу. Он ходит от двери к двери и просит подаяние.
Например, брахман Шукламбхара, который всегда повторял
святые имена. Он ходил от двери к двери, просил пожертвова-
ния, и был доволен тем, сколько ему дают. Такой преданный
просит подаяние с целью даровать домохозяевам благо. Основ-
ная обязанность домохозяев—давать пожертвования, и лучше
всего жертвовать тем, кто полностью поглощен прославлением
Господа. Такой преданный удовлетворен, сколь мало бы ему
ни дали, и с какими бы жизненными обстоятельствами он ни
столкнулся, он все принимает как милость Господа. Если кто-
либо возьмется подражать такому преданному, не находясь в
то же время на его уровне и не полагаясь на Господа всецело,
то такое поведение принесет одни беспокойства.
Господь Чайтанья убедил Своих учеников, что тех знаний,
которые они получили, вполне достаточно. Многие из Его уче-
ников, благодаря общению с Господом, достигли совершенства.
Не все они присоединились к движению санкиртаны Господа.
Есть история о том, как Господь однажды повторял «Гопи!
Гопи!» Некоторых из Его учеников это несколько смутило,
а один даже стал отчитывать Господа: «Какого благочестия
можно достичь, повторяя “Гопи, гопи”? Ты должен повторять
имя Кришны». Господь Чайтанья так рассердился, что хотел
уж было побить Своего ученика, но тому удалось спастись
бегством. Прибежав к своим однокашникам, он рассказал им
все, и они стали вместе обсуждать произошедшее. Некоторые
из них осудили Господа Чайтанью за такое поведение, потому
что не могли понять, как святой человек может вести себя по-
добным образом.
Очевидно, не все ученики Господа последовали за Ним.
Однако Господь хотел освободить и их. А поскольку они не
относились к Нему с должным уважением, Господь решил
принять санньясу—к санньяси все люди должны относиться с
почтением. Когда Господь Чайтанья сказал об этом Нитья-
нанде, эта новость была для Него, как гром среди ясного неба.
«Что же теперь будет с Шачиматой?—думал Он.—Как она это
переживет?» Но, видя, что решение Господа твердо, Господь
Нитьянанда не стал с Ним спорить. Затем Господь Чайтанья
пошел к Адвайта Ачарье, потом к Гададхаре Пандиту, к другим
преданным, и сообщил им о Своем намерении. Все они были
потрясены и очень опечалены, потому что санньяси не может
жить в одном месте, он должен путешествовать. Это означало,
что не часто им отныне доведется видеть прекрасное лицо
Господа Чайтаньи.
Тому, чья вера в духовного учителя и Верховного Господа
тверда, является вся ведическая мудрость. Порой мы читаем
шастры или слушаем лекцию и никак не можем понять неко-
торые утверждения. «Ясно, что для чего-то это было сказано,
но вот для чего?»,—вопрошаем мы. Но в один прекрасный день
мы читаем какой-нибудь стих раз наверное в сотый, и вдруг нас
озаряет и совершенно неожиданно для самих себя мы начинаем
понимать его подлинный смысл. Нужно предаться Господу, и
тогда все непонятное станет понятным, а тайное—явным. Так
было и с учениками Господа Чайтаньи. Сначала никто из них
не мог понять и слова из того, что Он им говорил, но потом
они предались Ему, и смысл Его наставлений стал постепенно
становится для них более понятным.
Господь Чайтанья говорил Своим ученикам: «Единствен-
ная вечная истина—это святое имя Господа Кришны. Оно
существует всегда: в прошлом, настоящем и будущем. Писания
говорят только о Кришне и ни о чем другом. Кришна—Вер-
ховная Личность Бога. Он творит, поддерживает и разрушает
мир, а Брахма, Шива и сонмы полубогов—Его слуги. Тот,
кто отворачивается от Его стоп и учит чему-то другому, зря
тратит свою жизнь, и что бы он ни сказал—все ложь. Агамы,
Веданта, философские трактаты и писания—все в один голос
провозглашают: «Преданность стопам Господа Кришны—это
величайшее сокровище». Те учителя, кого сбила с толку майа,
избегают преданности Кришне и вместо этого идут другими
путями». Человек, который не взывает искренне к таким име-
нам Кришны, как Джага-дживана (жизнь всех миров), может
изучить все писания, но так и не получит блага. Но тот, кто
повторяет имя Господа Кришны, пусть он беден, незнатного
происхождения и у него, возможно, полно недостатков, без
сомнения, вернется в обитель Кришны. Так учат все писания,
и тот, кто сомневается в истинности этих слов, будет страдать.
Тот, кто отвергает поклонение Кришне, пусть даже читает
писания и разглагольствует на возвышенные темы, низко пал
и деградировал. Если человек пытается объяснять писания, но
не принимает прибежища лотосных стоп Кришны, он никогда
не