Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 55 ------

Лекции по Чайтанья Бхагавате - Страница 55

повторять святое имя только потому, что вера еще

не достаточно тверда. Повторять святое имя Господа нужно,

ведь это самый верный и безопасный путь к успеху для каждо-

го человека. Кроме того повторение святого имени очищает

сердце. А для того, чье сердце чисто, никаких препятствий для

* В санскрите есть слово дхату, которое имеет несколько значений. Два из

них это «корень глагола» и «жизненная сила».

выполнения преданного служения не возникает.

Нужно правильно понимать наставления Господа Чайтаньи

Шривасу Пандиту. Преданные должны повторять святое имя

Господа и строить вокруг этого свою жизнь. Шрила Прабхупа-

да говорил: «Постройте свою жизнь вокруг воспевания святых

имен». Все, чем мы занимаемся, должно быть связано с воспева-

нием. У каждого есть предписанные обязанности, и отрекаться

от них, не достигнув соответствующего уровня, не следует. От-

рекаться от материальных привязанностей и желаний, подражая

преданным, которые находятся на возвышенном уровне, значит

отрекаться фальшиво, и такое поведение создает в обществе

одни лишь беспокойства. Преданный выглядывает на улицу, и

видит, что, увы, Кришна поесть ему пока еще ничего не принес.

Тогда ему в голову приходит мысль, что, следовательно, об этом

должен позаботится кто-то другой, потому что ему некогда, он

ведь целый день повторяет Харе Кришна. Это не совершенный

уровень. Преданный на совершенном уровне полностью дове-

ряется Господу. Он ходит от двери к двери и просит подаяние.

Например, брахман Шукламбхара, который всегда повторял

святые имена. Он ходил от двери к двери, просил пожертвова-

ния, и был доволен тем, сколько ему дают. Такой преданный

просит подаяние с целью даровать домохозяевам благо. Основ-

ная обязанность домохозяев—давать пожертвования, и лучше

всего жертвовать тем, кто полностью поглощен прославлением

Господа. Такой преданный удовлетворен, сколь мало бы ему

ни дали, и с какими бы жизненными обстоятельствами он ни

столкнулся, он все принимает как милость Господа. Если кто-

либо возьмется подражать такому преданному, не находясь в

то же время на его уровне и не полагаясь на Господа всецело,

то такое поведение принесет одни беспокойства.

Господь Чайтанья убедил Своих учеников, что тех знаний,

которые они получили, вполне достаточно. Многие из Его уче-

ников, благодаря общению с Господом, достигли совершенства.

Не все они присоединились к движению санкиртаны Господа.

Есть история о том, как Господь однажды повторял «Гопи!

Гопи!» Некоторых из Его учеников это несколько смутило,

а один даже стал отчитывать Господа: «Какого благочестия

можно достичь, повторяя “Гопи, гопи”? Ты должен повторять

имя Кришны». Господь Чайтанья так рассердился, что хотел

уж было побить Своего ученика, но тому удалось спастись

бегством. Прибежав к своим однокашникам, он рассказал им

все, и они стали вместе обсуждать произошедшее. Некоторые

из них осудили Господа Чайтанью за такое поведение, потому

что не могли понять, как святой человек может вести себя по-

добным образом.

Очевидно, не все ученики Господа последовали за Ним.

Однако Господь хотел освободить и их. А поскольку они не

относились к Нему с должным уважением, Господь решил

принять санньясу—к санньяси все люди должны относиться с

почтением. Когда Господь Чайтанья сказал об этом Нитья-

нанде, эта новость была для Него, как гром среди ясного неба.

«Что же теперь будет с Шачиматой?—думал Он.—Как она это

переживет?» Но, видя, что решение Господа твердо, Господь

Нитьянанда не стал с Ним спорить. Затем Господь Чайтанья

пошел к Адвайта Ачарье, потом к Гададхаре Пандиту, к другим

преданным, и сообщил им о Своем намерении. Все они были

потрясены и очень опечалены, потому что санньяси не может

жить в одном месте, он должен путешествовать. Это означало,

что не часто им отныне доведется видеть прекрасное лицо

Господа Чайтаньи.

Тому, чья вера в духовного учителя и Верховного Господа

тверда, является вся ведическая мудрость. Порой мы читаем

шастры или слушаем лекцию и никак не можем понять неко-

торые утверждения. «Ясно, что для чего-то это было сказано,

но вот для чего?»,—вопрошаем мы. Но в один прекрасный день

мы читаем какой-нибудь стих раз наверное в сотый, и вдруг нас

озаряет и совершенно неожиданно для самих себя мы начинаем

понимать его подлинный смысл. Нужно предаться Господу, и

тогда все непонятное станет понятным, а тайное—явным. Так

было и с учениками Господа Чайтаньи. Сначала никто из них

не мог понять и слова из того, что Он им говорил, но потом

они предались Ему, и смысл Его наставлений стал постепенно

становится для них более понятным.

Господь Чайтанья говорил Своим ученикам: «Единствен-

ная вечная истина—это святое имя Господа Кришны. Оно

существует всегда: в прошлом, настоящем и будущем. Писания

говорят только о Кришне и ни о чем другом. Кришна—Вер-

ховная Личность Бога. Он творит, поддерживает и разрушает

мир, а Брахма, Шива и сонмы полубогов—Его слуги. Тот,

кто отворачивается от Его стоп и учит чему-то другому, зря

тратит свою жизнь, и что бы он ни сказал—все ложь. Агамы,

Веданта, философские трактаты и писания—все в один голос

провозглашают: «Преданность стопам Господа Кришны—это

величайшее сокровище». Те учителя, кого сбила с толку майа,

избегают преданности Кришне и вместо этого идут другими

путями». Человек, который не взывает искренне к таким име-

нам Кришны, как Джага-дживана (жизнь всех миров), может

изучить все писания, но так и не получит блага. Но тот, кто

повторяет имя Господа Кришны, пусть он беден, незнатного

происхождения и у него, возможно, полно недостатков, без

сомнения, вернется в обитель Кришны. Так учат все писания,

и тот, кто сомневается в истинности этих слов, будет страдать.

Тот, кто отвергает поклонение Кришне, пусть даже читает

писания и разглагольствует на возвышенные темы, низко пал

и деградировал. Если человек пытается объяснять писания, но

не принимает прибежища лотосных стоп Кришны, он никогда

не

Навигация:

Страница 57
Страница 56
-- Страница 55 --
Страница 54
Страница 53