похожего мы раньше не видели.
357-359. Вчера мы были на берегу Ганги, и Ты давал урок. В
одном из домов поблизости какой-то брахман стал читать шлоки.
Ты упал без сознания, как если бы жизненный воздух оставил
Твое тело. Мы были потрясены. А когда Ты вышел из транса,
слезы потоком полились из Твоих глаз.
360-361. Потом Ты стал дрожать, да так, что тысяча человек
не смогли бы удержать Тебя на месте. От головы до ног Ты пок-
рылся гусиной кожей, потом испариной, и лег на землю, похожий
на золотую статую, всю в пыли.
362. Все, кто был тому свидетелем, были поражены. Одни
говорили, что Ты—Верховный Господь Нараяна.
363. Другие говорили, что Ты—Шрила Вьясадева, Шукадева
Госвами и Нарада Муни или даже Прахлад Махарадж, и что Ты
получил такую же милость Господа, как и они.
364. Мы осторожно приподняли Тебя, и Ты вскоре очнулся.
365. Ты ничего не помнишь из того, что происходило, и поэ-
тому мы бы хотели рассказать Тебе еще кое-что. Выслушай нас,
пожалуйста, внимательно.
366-367. Все объяснения, которые Ты в течение последних
десяти дней давал касательно значения слов и смысла афориз-
мов, описывают процесс преданного служения Господу Кришне
и славу Его святого имени. В наших книгах об этом ни слова,
и поэтому мы все это время не могли готовиться как следует к
урокам, но сказать об этом Тебе не решались.
368. Благодаря Своей глубочайшей эрудиции Ты можешь
истолковывать смысл любого слова сотнями способов. Это по-
разительно. Никто не способен ни на что подобное!»
369. «Десять дней вы не учились!—воскликнул Господь.—Вы
должны были сразу сказать Мне об этом».
370. Ученики ответили: «Но Ты все правильно объяснял.
Господь Кришна—вечная истина. Таков вывод всех писаний.
371. То, что Ты говорил о Верховной Абсолютной Исти-
не,—это совершенство образования и суть всех писаний. По
своей собственной вине и из-за ограниченности ума мы не смогли
понять Твоих объяснений».
Можно понаблюдать, как изменяется сознание учеников Ви-
швамбхары.
372-374. Услышав это, Господь очень обрадовался, и произ-
нес Своим мягким голосом слова благословения: «Мои дорогие
ученики, то, что вы сказали,—правда. Я сейчас расскажу вам
то, что не предназначено для посторонних ушей.
375. Я все время вижу перед Собой маленького мальчика, ко-
торый играет на флейте. От Его темного тела синеватого оттенка
исходит сияние. Вот почему Я, не переставая, говорю о Нем.
376. Все, что вы слышали когда-либо,—это Его имя, а все,
что вы видите вокруг,—духовный мир Голоки Вриндаваны.
377-379. Поэтому Я не буду больше вас учить. Вы можете
выбрать любого другого наставника, чтобы под его руководством
продолжить образование. Потому что, сказать по правде, ни о
чем другом, кроме Господа Кришны, Его имени и развлечений,
Я ни говорить, ни думать не способен. В таком состоянии Я не
могу продолжать вас учить».
380. Господь Вишвамбхара сложил Свои книги и со слезами
на глазах отдал их ученикам.
381-382. Ученики ответили Ему: «Мы тоже решили присо-
единиться к Тебе и бросить учиться, потому что, где мы найдем
другого такого учителя, как Ты?»
383. Ученикам было невыносимо тяжело расставаться со
своим учителем, и они очень опечалились.
384-386. Ученики обратились к Господу, стоя перед Ним со
сложенными ладонями: «Из жизни в жизнь, как величайшее со-
кровище, будем мы хранить в своих сердцах Твои наставления
и думать о них. Какой смысл учиться дальше, да и к кому мы
пойдем? Того, чему Ты нас научил, более чем достаточно».
387-388. Теперь ученики чувствовали себя совершенно
счастливыми. Вокруг слышалось: «Хари! Хари!» Господь Ви-
швамбхара обнял их и заплакал. И Господь, и Его ученики
погрузились в океан блаженства, они говорили, и их голоса от
радости прерывались.
Стихи 389-424
Господь Чайтанья сказал Своим ученикам, что больше не будет
давать уроки, но они выразили желание остаться Его последова-
телями. Последняя лекция Вишвамбхары оказала на них очень
сильное влияние и их сердца изменились. Ученики Господа
Чайтаньи не считали больше, что стоит корпеть над писаниями
ради того, чтобы побеждать в спорах соперников. Они приняли
точку зрения своего учителя, что цель изучения писаний состоит
в том, чтобы возвысится до уровня бескорыстного преданного
служения Кришне, а совершенством жизни является совместное
воспевание святых имен Господа. Господь Чайтанья, услышав
от Своих учеников эти слова, стал плакать и обнимать всех их
по очереди. Они склонили головы и тоже заплакали.
389-390. Сын матери Шачи, Господь Чайтанья, благословил
Своих учеников: «Если когда-нибудь Мне удастся стать насто-
ящим слугой Господа Кришны, пусть тогда все ваши желания
тоже сбудутся.
Очень интересное утверждение. Господь фактически говорит
им: «Если Я стану слугой Кришны, я буду молиться за вас. Сей-
час Я еще на это не способен, потому что Я пока еще не слуга
Господа Кришны». Говоря эти слова, Вишвамбхара пребывал
в настроении истинного, смиренного слуги Кришны.
391. Примите покровительство Господа Кришны и всегда
повторяйте Его святое имя.
392. Всегда слушайте имя Кришны и пусть Он станет для вас
самым дорогим в жизни. Вам нет нужды учиться дальше—тех
знаний, которыми вы обладаете, вполне достаточно. Собирайтесь
вместе и повторяйте имя Кришны.
394. Пусть в вас по милости Кришны проявится знание всех
священных писаний. Знайте, все вы Мои близкие друзья из
жизни в жизнь».
395. Слова Господа были подобны потокам нектара, кото-
рый вливался в уши Его учеников и даровал им высочайшее
блаженство.
Вишвамбхара сказал ученикам: «Того, что вы знаете, вполне
достаточно и нет нужды учиться дальше». Но не следует, разу-
меется, превратно истолковывать слова Господа. Это вовсе не
означает, что изучать писания не имеет смысла. Необходимо
учитывать, почему Господь Чайтанья так говорил. Он хотел
подчеркнуть важность повторения святых имен Господа,