Господь Ананта Шеша, стоя позади
Господа, раскрыл Свои капюшоны как зонт над Его головой,
а святые, подобные Санаке, Нараде и Шукадеве Госвами,
предлагали Господу молитвы. Божественной красоты девы со
сложенными руками пели песни, прославляя Господа.
195-196. Это зрелище повергло Шридхара в изумление и он
упал наземь. «Поднимись, Шридхар»,—приказал Господь, и Его
голос привел Шридхара в чувство.
197-198. «Возноси Мне молитвы, Шридхар»,—сказал Гос-
подь. «О Господь,—сказал Кхолавеча Шридхар,—я глуп и не
знаю никаких молитв. Разве я способен что-то сказать?» Господь
Чайтанья ответил: «Просто говори Мне что-нибудь, это и будут
молитвы».
199. Господь призвал богиню Сарасвати, и, повинуясь Его
желанию, она проявила у Шридхара красноречие.
200. Кхолавеча Шридхар стал возносить молитвы: «О Гос-
подь Чайтанья, слава Тебе! О царь Навадвипы, слава, слава,
слава Тебе!
201. О повелитель несчетных вселенных, слава Тебе! Славься
Господь, рожденный из чрева Матери Шачи!
202. Слава Господу, чьи воплощения и деяния—тайна даже
для Вед; кто явился как лучший из брахманов и кто приходит
каждую эпоху, чтобы поддержать религиозные принципы.
203. Скрывая Свое истинное положение, Ты гуляешь улицами
Навадвипы. Твое истинное положение не знает никто. Невоз-
можно понять Тебя, не получив Твоей милости.
204-205. Ты—религиозные принципы и предписанные обя-
занности, Ты—преданное служение, знание, писания, Веды и
объект медитации. Ты—мистические совершенства, Ты—и йога,
и суть наслаждение. Ты—вера в человеке, благотворительность,
иллюзия и жадность.
206-207. Ты—Индра, царь небес, луна, огонь и вода. Ты
солнце, воздух, богатство, сила, преданность, освобождение.
Ты—Господь Брахма и Господь Шива. О Господь, Ты ни в чем
не нуждаешься, потому что все и так принадлежит Тебе.
208-209. Ты сказал мне как-то, что Ганга, которой я пок-
лоняюсь, берет начало у Твоих лотосных стоп, но мое сердце
было преисполнено греха, и я Тебя не узнал. Я не понимал, что
Ты—Верховный Повелитель.
210. Ты тот же Верховный Господь, который раннее благо-
словил Своим присутствием Гокулу. Нынче Ты опять сошел на
землю, теперь как Повелитель Навадвипы.
211. Ты—олицетворение преданного служения, высочай-
шего эзотерического процесса, который Ты проповедуешь в
Навадвипе.
212. Бхишма, благодаря своему преданному служению, смог
победить Тебя в бою, заставив нарушить обещание. Благодаря
ему же сумела связать Тебя веревками Мать Яшода.
213. Ты стал мужем Сатьябхамы, повинуясь ее любви и жела-
нию. Плененный любовью Своих друзей, мальчиков-пастушков,
Ты позволяешь им кататься на Своих плечах.
214. Согласно Твоему желанию проявляются бесчисленные
вселенные. А Ты, их творец, носишь на плечах пастушка Шрида-
ма. Ты подчиняешься Своим преданным, и это великая тайна.
В этих молитвах Кхолавеча Шридхар говорит о своем пони-
мании величия Господа. Он утверждает, что человек может
понять Господа, только если Господь наделит его этой спо-
собностью. Кхолавеча Шридхар очень смиренно говорит, что
он ничтожный, ни на что неспособный, и не знает никаких
молитв. Но Господь Чайтанья просит его произнести хотя бы
несколько слов, и слова Кхолавечи Шридхара, как мы видим,
исполнены глубокого понимания. О каждой из этих молитв
можно говорить бесконечно, потому что они—не просто слова
и не отвлеченные умозрительные рассуждения. Они исполнены
глубокого понимания.
Кхолавеча Шридхар спрашивает: «Откуда появляется чис-
тое преданное служение? Оно пребывает в Тебе. Но похоже на
то, что ныне Ты распространил его по всей Навадвипе». Ины-
ми словами, Господь проявил преданное служение. Господь
Чайтанья—самое могущественное воплощение, потому что
Он раздает чистое преданное служение всем без исключения.
Преданное служение не принадлежит к числу заурядных сил,
действующих в материальном мире. Оно пришло из духовного
мира. В материальном мире преданное служение проявилось
через посредничество Господа и Его преданных, и поэтому его
могущество превосходит всё существующее в этом мире.
Взгляните, как распространяется движение Господа Чайта-
ньи! Это происходит благодаря прославлению Господа. Рас-
пространять славу Господа—очень сокровенное служение Его
преданных, и в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 7.11) по этому
поводу сказано так: кришна шакти вина нахе тара правартха-
на—«Если Кришна не наделил человека силой, тот не сможет
распространять движение санкиртаны». Мы не можем посчи-
тать, насколько в материальном смысле выросло движение
Господа Чайтаньи. Распространять это духовное движение не
значит накапливать деньги, собирать толпы последователей и
наживать имущество. Не в этом суть. Распространить духовное
движение по всему миру значит распространить по всему миру
славу Господа Кришны. Каждый, кто встречался с Господом
Чайтаньей, видел Его или говорил с Ним, становился чистым
* Бхаг., 10.14.1
вайшнавом. Соприкосновение с сознанием Кришны меняет
жизнь человека. Распространять движение санкиртаны, значит
распространять преданное служение. С этой целью пришел в
этот мир Господь Чайтанья.
Материальный мир исполнен вожделения, жадности, злости,
и в особенности это касается века Кали. Ади-кханда повествует
о том, как во времена Господа Чайтаньи атеисты относились к
преданным. Они поносили, например, Кхолавечу Шридхара за
то, что он непрерывно повторял святые имена Господа. Матери-
алисты были не в состоянии понять цель духовного движения,
но это не помешало Господу Чайтанье распространить пре-
данное служение Кришне. Благодаря Ему преданное служение
проявилось и стало распространяться, но только преданные
могли видеть, как это происходит, потому что они знали, какой
признак на это указывает—они видели, как очищаются сердца
людей. Чето дарпана марджанам—Господь Чайтанья пришел
в этот мир, чтобы распространить движение санкиртаны и
очистить сердца обусловленных душ.
Кхолавеча Шридхар понимал, в чем заключается сила пре-
данного служения. Он говорит: «Преданное служение так мо-
гущественно, что Бхишма смог благодаря ему победить Тебя в
битве, Яшода сумела связать Тебя, Сатьябхама смогла завоевать
Тебя, а мальчики-пастушки катались на Твоих плечах, и все это
благодаря силе их любви к Тебе». Сила преданного служения
настолько велика, что оно покоряет, побеждает Кришну. По-
этому оно не так легко достается. Можно, конечно, спросить:
«А зачем, собственно, это нужно—побеждать Бога? Чем этот
человек будет лучше, чем Паундрака?» Но удалось ли Паундра-
ке победить Кришну? У