Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 1

Ниранджана Свами

Лекции по Чайтанья-чаритамрите

Выпуск первый

Днепропетровск 2002

От издателей

Эта книга—первый выпуск лекций Шрилы Ниранджаны

Свами по «Чайтанья-чаритамрите». Мы включили в нее

лишь часть лекций Гуру Махараджа по «Чайтанья-чари-

тамрите», которые он дал с 1992 по 2000 год. В следующем

году, если на то будут благословения Кришны, нашего

духовного учителя и вайшнавов, мы надеемся издать

второй выпуск, в который войдут оставшиеся лекции с

1992 по 2000 год и лекции за 2001 год.

В этом году нам было особенно нелегко найти

средства для издания книг, и только по милости Кришны

и нашего духовного учителя эта книга увидела свет.

Мы благодарим Ади Говинду, бхакту Раджа, Дару

Брахмана, Василия прабху, Кришна Бхакту и бхакту

Виктора за финансовую помощь, которую они нам

оказали. Без их помощи мы не смогли бы издать эту

книгу.

Наша цель состоит в том, чтобы служить нашему

духовному учителю и сделать его наставления как можно

более доступными для всех учеников и последователей.

«Гауранга Пресс» не преследует коммерческих целей—мы

распространяем книги по ценам, которые либо равны се-

бестоимости либо ниже ее. Все преданные, принимающие

участие в издании книг Гуру Махараджа, занимаются

этим служением безвозмездно, в свободное от работы

или основного служения время. Поскольку тираж у нас,

как правило, невелик, себестоимость книг намного выше,

чем нам хотелось бы, и поэтому Гуру Махарадж часто (в

6

Шри Чайтанья-чаритамрита

том числе и в этом году) дает нам лакшми, чтобы цены

на книги опустились ниже уровня себестоимости, и чтобы

все его ученики имели возможность купить эти книги по

доступным ценам. Он, проявляя заботу о духовном благе

своих учеников, также предоставил «Гауранга Пресс»

средства в фонд будущих изданий. Мы, его ученики и

смиренные слуги, хотим выразить ему свою признатель-

ность и в почтении склоняемся к его лотосным стопам.

Мы благодарны ему за его прекрасные лекции, которые

вдохновляют нас на преданное служение Господу и дару-

ют просветление.

В подготовке к изданию книги лекций по «Чайтанья-

чаритамрите» принимали участие: Кунти деви даси (под-

бор лекций), Шри Радха деви даси (транскрибирование),

Враджа Кумара дас (транскрибирование), Туласи деви

даси (транскрибирование), Варуни деви даси (транскри-

бирование), Калпатару деви даси (транскрибирование),

бхактин Татьяна (транскрибирование), Амсумати деви

даси (перевод), Радха Кунда даси (перевод), Лаульям дас

(редактура), Наради Гопи деви даси (редактура), Джарати

деви даси (редактура), бхактин Валя (введение редактор-

ских поправок), бхакта Василий (введение редакторских

поправок), Ананда Према деви даси (корректура), Кунд-

жари (корректура), Каруна Нидхи дас (макет), Йогинатх

дас (дизайн обложки), Ваджрагья деви даси (рисунки),

Анубхава деви даси (рисунки). Бхакта Юра оказал неоце-

нимую помощь, взяв на себя переговоры с типографией,

Юга Аватар дас—распространение готовых изданий.

Мы смиренно просим вас принять наше служение,

быть милостивыми и снисходительными к нам, вашим не-

7

Ади-лила

Шри Чайтанья-чаритамрита

достойным слугам, и простить нам возможные ошибки.

???-????, 1.54

?????, 1998

рите ’ртхам йат пратийета

на пратийета чатмани

тад видйад атмано майам

йатхабхасо йатха тамах

«О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то цен-

ностью, но при этом не связано со Мной,—нереально. Знай

же, что это—Моя иллюзорная энергия, отблеск света во

тьме».

Комментарий Шрилы Прабхупады: В предыдущем стихе

рассказывалось об Абсолютной Истине и Ее природе.

Но чтобы осознать Абсолютную истину, следует понять

истину относительную. Ее называют майа, материальная

природа, и этот стих рассказывает о ней.

Майа значит «энергия», таким образом, в этом стихе

Господь утверждает, что относительная истина не что

иное, как энергия Абсолютной Истины. Майа не может

существовать независимо, за ее действиями стоит Господь,

но неразумные люди не понимают этого, их очаровывают

ее удивительные проявления. В «Бхагавад-гите» (9.10)

говорится: майадхйакшена пракритих суйате са-чарача-

рам—«Материальная природа действует под Моим над-

зором, производя на свет все движущиеся и неподвижные

живые существа».

Подлинную природу майи, ее происхождение и свойс-

тва, более подробно объясняет «Шримад-Бхагаватам».

Итак, Абсолютная Истина—это реальная, независимая

10

Шри Чайтанья-чаритамрита

сущность, существование же относительной истины

полностью зависит от ее связи с Абсолютом. Учитывая,

что понять разницу между абсолютной и относительной

истиной нелегко, приведем для наглядности такой пример.

Абсолютную Истину можно сравнить с Солнцем,—как и

Солнце, ее воспринимают через две относительные исти-

ны: отблеск света и тьму. Тьма—это отсутствие света, а

отблеск света—это солнечный свет, который отражается

в темноте от какого-нибудь предмета. Ни тьма, ни от-

блеск света не существуют независимо. Тьма появляется

только если заслонить свет. Как, например, если человек

поворачиваться лицом к солнцу, его спина оказывается

в тени. Прекрасные, удивительные проявления матери-

ального мира—суть всего лишь искаженный отблеск

высшего сияния Абсолютной Истины. Сущность всего,

что мы видим вокруг, скрыта в Абсолюте. Так утверждает

«Веданта-сутра».

Свет и тьма далеки друг от друга, и так же далеки друг

от друга духовный и материальный миры. Если первый

сравнивают с сиянием солнечного дня, то второй—с тем-

нотой ночи, которая опускается на землю, когда Солнце

скрывается за горизонтом. Ведические писания учат нас

двум вещам: как не поддаваться влиянию темных областей

(тамах), и как достичь царства Абсолюта (йоги-дхамы).

Духовный мир сияет ослепительным светом, а матери-

альный мир окутан мраком. В материальном мире, чтобы

разогнать тьму, нужен свет Солнца, Луны или—особенно

ночью—искусственные источники света, так как он тёмен

по самой своей природе. Поэтому Верховный Господь

создал Солнце и Луну. Но в Его обители, как сказано в

«Бхагавад-гите» (15.6), не нужны ни Солнце, ни Луна, ни

электрическое освещение—там все лучится собственным

11

Шри Чайтанья-чаритамрита

светом. Деятельность живых существ в духовном царстве

не имеет ничего общего с призрачной деятельностью

джив, обманутых миражами материального мира—это

настоящая, вечная деятельность освобожденных душ.

Все относительное, временное и удаленное от Абсо-

лютной Истины—суть майа, невежество. Как объясняет

«Бхагавад-гита», майа проявляет себя двояко: как иллю-

зия низшего порядка (инертная материя), и как иллюзия

высшего порядка (когда она покрывает сознание живых

существ). Живые существа здесь называются иллюзор-

ными только потому, что их сбивают с толку проявления

материального мира и его обманчивая

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 90
Страница 89