Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 3

что и те, и другие связаны только с телом, а

значит, к нему самому отношения не имеют.

В духовном царстве нет места иллюзии. Там нет нуж-

ды ни в солнечном, ни в лунном, ни в каком-либо другом

свете—там все излучает свет, изначальным источником

которого является трансцендентное тело Верховной Лич-

ности Бога. Материальный же мир не имеет собственного

света, он погружен во тьму. Любой свет в материальном

мире, в том числе и свет Солнца, которое кажется само-

светящимся, лишь отражает сияние брахмаджйоти, иду-

щее из духовного мира. Брахмаджйоти, в свою очередь,

порождается сиянием тела Господа. Об этом говорится в

«Брахма-самхите»: «Я поклоняюсь Предвечному Господу

Говинде, источнику всех сил. Сияние, исходящее из Его

трансцендентного тела, абсолютно, полно и бесконечно,

оно проявляет миллионы вселенных с бесчисленным раз-

16

Шри Чайтанья-чаритамрита

нообразием планет» (Б.-с., 5.40).

Материальный мир иногда сравнивают с облаком

на духовном небе, а облакам свойственно не пропускать

свет. На заре творения вселенную окутывал мрак, потому

что Солнце еще не было создано, а свет духовного неба

скрывало облако махат-таттвы. Иллюзия в материаль-

ном мире проявляется потому, что весь материальный

мир пребывает во тьме, и мы не можем видеть, что все в

нем связано с Господом.

Во Второй песни «Шримад-Бхагаватам» говорится:

«Стыдясь себя, энергия иллюзии Господа не претендует

на превосходство, но те, кто введен ею в заблуждение,

постоянно болтают вздор, поглощенные мыслями: «Это

я, это мое» (Бхаг., 2.5.13). «Я буду наслаждаться, я буду

всем управлять. Я это тело. Я счастлив, я несчастен. Мне

холодно. Мне жарко»—таков образ мыслей тех, кого сби-

ла с толку майа. Как видите, все вышеупомянутое имеет

отношение только к телу, а не к душе. В этом и кроется

изначальная причина иллюзии в материальном мире—в

стремлении доставить наслаждение своим чувствам,

когда человек мыслит категориями «я» и «мое». Иногда

материальное проявление кажется нам прекрасным,—это

объясняется тем, что оно связано с Верховным Господом

и отражает высшее сияние Абсолютной Истины. Но когда

на живые существа влияет энергия иллюзии Господа, им

очень трудно видеть эту связь, и они принимают радости

материального мира за настоящее счастье. Но оно не на-

стоящее. И счастье, и горе, которое ощущает человек, не

имеют ничего общего с реальностью, они связаны только

с его телом.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что счастье и

несчастье только кажутся нам настоящими из-за того, что

17

Шри Чайтанья-чаритамрита

разум наш обусловлен, но на самом деле они не существу-

ют. Они воображаемые, и этим напоминают сны. Когда

нам снится что-нибудь хорошее, просыпаясь, мы сожа-

леем о том, что это был всего лишь сон. Если мы видим

во сне кошмары, то, проснувшись, наоборот, радуемся,

что все это не происходило в действительности. И кош-

мары, и приятные сновидения не имеют ничего общего с

реальностью. Точно так же все, что происходит с нами в

материальном мире, подобно сну. Наяву, как и в обычном

сне, мы грезим о счастье или стараемся избежать нежела-

тельных событий, создавая тем самым «реальность», не

существующую нигде, кроме нашего воображения. Эта

реальность существует ровно до тех пор, пока длится наш

сон. Наяву, ее нет, но благодаря силе энергии иллюзии

Господа она кажется реальной.

Как часто бывает так, что мы всей душой стремимся

к тому, что принесет нам счастье, достигаем желаемого и

с такой силой привязываемся к нему, что в конце концов

вынуждены страдать! Мы не видим, что, даже добившись

своего, мы все равно обречены на страдания. И, тем не

менее, мы продолжаем самозабвенно грезить о счастье, не

понимая очевидного: всему в этом мире приходит конец,

и когда у нас отнимут то, чего мы добились и к чему уже

успели привязаться, нашим уделом будет скорбь. Криш-

на говорит: только то, что связано с Ним, существует на

самом деле. То, что не связано с Ним, но, тем не менее,

кажется настоящим—майа, его энергия иллюзии. Это как

отраженный свет и тень—ни то, ни другое немыслимо без

источника света.

Мы страдаем, мы счастливы, однако все это миражи

и не более. Подлинное счастье, которое живые существа

испытывают в духовном мире имеет совершенно иной

18

Шри Чайтанья-чаритамрита

смысл, оно другого сорта. А миражи материального

мира—его искаженное отображение.

Вспомним царя Читракету. Он был баснословно

богат, у него было все, чего бы он ни пожелал, и, тем не

менее, он был несчастлив—у него не было сына, и мир для

него был пуст. Царицы все до одной были бесплодны и не

могли подарить ему ребенка. В конце концов безутешный

царь обратился за помощью к брахманам, и Ангира Муни

дал ему благословение, согласно которому одна из жен

царя все же родит ему сына, и имя ему будет Харша-шока,

что означает «счастье и горе». Мудрец предупредил царя,

что ребенок станет для него источником как бесконечной

радости, так и безмерного горя. Царь, однако, не унывал:

«Наверное, мальчик будет капризным и непослушным.

Это пустяки. Зато у меня будет сын и я буду счастлив».

Ангира Муни провел ягью, дал царю немного ос-

вященной пищи для одной из его жен, и вскоре одна из

цариц, Критадьюти, родила царю долгожданного наслед-

ника. Счастливая новость тут же облетела все царство.

Радости царя не было предела; он проводил самскары,

раздавал щедрую милостыню брахманам и делал все от

него зависящее, чтобы его сын получил благословения

на долгую, счастливую, славную жизнь. Тем временем

остальные царицы стали завидовать Критадьюти, пото-

му что ей после рождения царевича уделяли куда боль-

ше внимания, чем им. Несколько самых завистливых и

греховных цариц, которым хотелось вернуть себе былое

положение, сговорились и отравили ребенка. Однажды

ночью, войдя в опочивальню своего сына, Критадьюти

нашла его в кроватке бездыханным. Вне себя от горя, ца-

рица кричала и рвала

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1