ему понадобилось. Он видел, что Валлабха
Бхатта очень горд, и поэтому каждый раз, когда тот в
присутствии Господа заговаривал о чем-либо, Господь
переводил разговор на другую тему и не давал ему выска-
заться. Преданные это заметили и следовали Его примеру.
С кем бы Валлабха Бхатта ни пытался заговорить, его
никто не слушал—Господь не давал ему достичь завет-
ной цели. Невозможно стать великим и прославленным
ученым, если тебя даже выслушать никто не хочет.
Шри Чайтанья Махапрабху поступил так потому,
что Валлабха Бхатта не хотел принимать комментарий на
«Шримад-Бхагаватам», написанный Шридхарой Свами.
Он полагал, что его собственный комментарий лучше, и
поэтому никогда не ссылался на комментарий Шридхары
Свами. Господь хотел преподать ему хороший урок.
Валлабхе Бхатте было очень тяжело смириться с тем,
что Господь Чайтанья взял над ним верх. Хотя он и понял
свою ошибку, но гордость в его сердце все еще оставалась.
Валлабха Бхатта не смог полностью вручить себя Господу
и поэтому впоследствии создал и возглавил собственную
сампрадаю. Но Кришнадас Кавирадж Госвами, в отличие
от Валлабхи Бхатты, строго следовал принципам учени-
ческой последовательности.
Текст 34
кришна-лила бхагавате кахе веда-вйаса
чаитанйа-лилара вйаса—вриндавана-даса
Вйасадев объединил все игры Господа Кришны в «Шри-
мад-Бхагаватам», а Вриндаван дас Тхакур описал развле-
чения Господа Чайтаньи.
24
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 35
вриндавана-даса каила ‘чаитанйа-мангала’
йанхара шраване наше сарва амангала
Вриндаван дас Тхакур написал «Шри Чайтанья-Мангалу»,
которая избавляет от всех бед тех, кто ее слушает.
Текст 36
чаитанйа-нитаира йате джанийе махима
йате джани кришна-бхакти-сиддхантера сима
Читая «Шри Чайтанья-Мангалу», можно понять славу и
истину о Господе Чайтанье и Нитьянанде и осознать вы-
сшую истину преданного служения Господу Кришне.
Комментарий Шрилы Прабхупады: «Шримад-Бхагаватам»
это авторитетный справочник о преданном служении, но
поскольку он написан весьма основательно и предмет
изложения сложен, понять его могут лишь немногие.
«Шримад-Бхагаватам»—это естественный комментарий
на «Веданта-сутру», которую называют ньяя-прастхана.
«Веданта-сутру» написали для того, чтобы объяснить
природу Абсолютной Истины при помощи логических
умозаключений. Поэтому комментарий на «Веданта-сут-
ру» тоже очень сложный. Платные декламаторы создали
у людей впечатление о том, что в «Шримад-Бхагаватам»
рассказывается только о раса-лиле Кришны, хотя о ней
говорится только в пяти главах Десятой песни (29-33
главы). Из-за таких декламаторов у западных людей
сложилось впечатление, что Кришна настоящий ловелас,
и нам во время проповеди приходится сталкиваться с
такими ошибочными заблуждениями. Правильно понять
«Шримад-Бхагаватам» мешает также то, что у платных
25
Шри Чайтанья-чаритамрита
декламаторов повелось читать «Шримад-Бхагаватам»
семь дней (бхагавата-саптаха). Они хотят справиться с
«Шримад-Бхагаватам» за неделю, хотя эта книга столь
возвышенна, что даже один-единственный стих можно
изучать три месяца, если отнестись к этому серьезно.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что
«Чайтанья-Бхагавата» Шрилы Вриндавана даса Тхаку-
ра дарует простым людям большое благо. Читая ее, они
смогут правильно понять науку преданного служения
Кришне, Господу Чайтанье и Нитьянанде. Шрила Рупа
Госвами сказал:
шрути-смрити-пуранади-
панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир
утпатайаива калпате
«Преданное служение Господу, в котором пренебрегли
авторитетными ведическими писаниями—Упанишадами,
Пуранами, «Нарада-панчаратрой» и другими, создает
одни лишь ненужные беспокойства для общества» («Бхак-
ти-расамрита-синдху», 1.2.101). Неправильно понимая
«Шримад-Бхагаватам», люди ошибаются в своих выво-
дах о науке сознания Кришны. Но, читая книгу Шрилы
Вриндавана даса Тхакура, эту науку можно понять очень
легко.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Вайшнав и
непреданный, одержимый гордыней, рассуждают по-
разному. Преданный прославляет других за то служение,
которое они сделали, гордый же человек будет думать
иначе: «Книга Вриндавана даса Тхакура дает читателю
не так уж много знаний. Вот почему ради просвещения
26
Шри Чайтанья-чаритамрита
человечества за перо следует взяться мне». Но преданный
не тщеславен.
Вся восьмая глава Ади-лилы «Чайтанья-чаритамри-
ты» объясняет, почему Кришнадас Кавирадж Госвами
взялся писать «Чайтанья-чаритамриту». Он был великим
кавираджей, замечательным поэтом, и поэтому преданные
обратились к нему с просьбой, чтобы он применил свой
талант, написав книгу об играх Господа. Кришнадас Ка-
вирадж, был человек очень скромный (что свойственно
всем преданным), он считал, что у него нет качеств для
того, чтобы писать биографию Шри Чайтаньи Махапраб-
ху. Но он был в то же время слугой вайшнавов, и когда они
стали уговаривать его взяться за этот труд, Кришнадас
Кавирадж согласился. Потом он получил благословение
от Божества Мадана-Мохана, и все вайшнавы при этом
присутствовали и тоже пришли к выводу, что Господь
хочет, чтобы Кришнадас Кавирадж Госвами написал
биографию Шри Чайтаньи Махапрабху. И только потом
Кришнадас Кавирадж приступил к ее созданию. Без ука-
зания вайшнавов он бы не стал этого делать.
Можно привести другой пример. Господь Нитьянан-
да оставил Свой дом и путешествовал двенадцать лет. В
течение всего этого времени Он не проповедовал сознание
Кришны, Он ждал указания Господа Чайтаньи. И только
потом, встретившись с Господом Гаурангой и получив от
Него указание проповедовать сознание Кришны, Господь
Нитьянанда стал проявлять Свои исполненные милосер-
дия лилы, даруя живым существам любовь к Богу.
Прославляя Вриндавана даса Тхакура, Кришнадас
Кавирадж Госвами говорит, что каждый, кто читает
«Чайтанья-Мангалу», сможет понять славу и истину о
Господе Чайтанье и Господе Нитьянанде. Они смогут
27
Шри Чайтанья-чаритамрита
постичь высшую истину. Иными словами, Кришнадас
Кавирадж Госвами утверждает, что «Чайтанья-Мангала»
содержит в себе все потому, что она дает любовь к Богу
каждому живому существу, которое ее слушает.
Как игры Господа, так и описания этих игр безгра-
ничны. Когда вайшнавы, следуя полученному указанию,
пишут литературные произведения об играх Господа, это
дарует наслаждение и предыдущим ачарьям, и Верховному
Господу, и всем тем, кто будет потом эти произведения
читать или слушать.
В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж
Госвами одаривает своих читателей бесчисленными
благословениями. Он прославляет их на страницах этого
произведения, обращаясь к ним так: «О читатель «Шри
Чайтанья-чаритамриты», я хочу, чтобы пыль с твоих стоп
украсила мою голову. Я твой слуга. Я жажду получить
пыль с твоих стоп, потому что очень хочу слушать об этих
развлечениях Господа». Вайшнав всегда стремится про-
славлять преданных Господа, и мы можем видеть, как это
качество проявляется в Кришнадасе Кавирадже Госвами.
Он прославляет и других