Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 5 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 5

ему понадобилось. Он видел, что Валлабха

Бхатта очень горд, и поэтому каждый раз, когда тот в

присутствии Господа заговаривал о чем-либо, Господь

переводил разговор на другую тему и не давал ему выска-

заться. Преданные это заметили и следовали Его примеру.

С кем бы Валлабха Бхатта ни пытался заговорить, его

никто не слушал—Господь не давал ему достичь завет-

ной цели. Невозможно стать великим и прославленным

ученым, если тебя даже выслушать никто не хочет.

Шри Чайтанья Махапрабху поступил так потому,

что Валлабха Бхатта не хотел принимать комментарий на

«Шримад-Бхагаватам», написанный Шридхарой Свами.

Он полагал, что его собственный комментарий лучше, и

поэтому никогда не ссылался на комментарий Шридхары

Свами. Господь хотел преподать ему хороший урок.

Валлабхе Бхатте было очень тяжело смириться с тем,

что Господь Чайтанья взял над ним верх. Хотя он и понял

свою ошибку, но гордость в его сердце все еще оставалась.

Валлабха Бхатта не смог полностью вручить себя Господу

и поэтому впоследствии создал и возглавил собственную

сампрадаю. Но Кришнадас Кавирадж Госвами, в отличие

от Валлабхи Бхатты, строго следовал принципам учени-

ческой последовательности.

Текст 34

кришна-лила бхагавате кахе веда-вйаса

чаитанйа-лилара вйаса—вриндавана-даса

Вйасадев объединил все игры Господа Кришны в «Шри-

мад-Бхагаватам», а Вриндаван дас Тхакур описал развле-

чения Господа Чайтаньи.

24

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 35

вриндавана-даса каила ‘чаитанйа-мангала’

йанхара шраване наше сарва амангала

Вриндаван дас Тхакур написал «Шри Чайтанья-Мангалу»,

которая избавляет от всех бед тех, кто ее слушает.

Текст 36

чаитанйа-нитаира йате джанийе махима

йате джани кришна-бхакти-сиддхантера сима

Читая «Шри Чайтанья-Мангалу», можно понять славу и

истину о Господе Чайтанье и Нитьянанде и осознать вы-

сшую истину преданного служения Господу Кришне.

Комментарий Шрилы Прабхупады: «Шримад-Бхагаватам»

это авторитетный справочник о преданном служении, но

поскольку он написан весьма основательно и предмет

изложения сложен, понять его могут лишь немногие.

«Шримад-Бхагаватам»—это естественный комментарий

на «Веданта-сутру», которую называют ньяя-прастхана.

«Веданта-сутру» написали для того, чтобы объяснить

природу Абсолютной Истины при помощи логических

умозаключений. Поэтому комментарий на «Веданта-сут-

ру» тоже очень сложный. Платные декламаторы создали

у людей впечатление о том, что в «Шримад-Бхагаватам»

рассказывается только о раса-лиле Кришны, хотя о ней

говорится только в пяти главах Десятой песни (29-33

главы). Из-за таких декламаторов у западных людей

сложилось впечатление, что Кришна настоящий ловелас,

и нам во время проповеди приходится сталкиваться с

такими ошибочными заблуждениями. Правильно понять

«Шримад-Бхагаватам» мешает также то, что у платных

25

Шри Чайтанья-чаритамрита

декламаторов повелось читать «Шримад-Бхагаватам»

семь дней (бхагавата-саптаха). Они хотят справиться с

«Шримад-Бхагаватам» за неделю, хотя эта книга столь

возвышенна, что даже один-единственный стих можно

изучать три месяца, если отнестись к этому серьезно.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что

«Чайтанья-Бхагавата» Шрилы Вриндавана даса Тхаку-

ра дарует простым людям большое благо. Читая ее, они

смогут правильно понять науку преданного служения

Кришне, Господу Чайтанье и Нитьянанде. Шрила Рупа

Госвами сказал:

шрути-смрити-пуранади-

панчаратра-видхим вина

аикантики харер бхактир

утпатайаива калпате

«Преданное служение Господу, в котором пренебрегли

авторитетными ведическими писаниями—Упанишадами,

Пуранами, «Нарада-панчаратрой» и другими, создает

одни лишь ненужные беспокойства для общества» («Бхак-

ти-расамрита-синдху», 1.2.101). Неправильно понимая

«Шримад-Бхагаватам», люди ошибаются в своих выво-

дах о науке сознания Кришны. Но, читая книгу Шрилы

Вриндавана даса Тхакура, эту науку можно понять очень

легко.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Вайшнав и

непреданный, одержимый гордыней, рассуждают по-

разному. Преданный прославляет других за то служение,

которое они сделали, гордый же человек будет думать

иначе: «Книга Вриндавана даса Тхакура дает читателю

не так уж много знаний. Вот почему ради просвещения

26

Шри Чайтанья-чаритамрита

человечества за перо следует взяться мне». Но преданный

не тщеславен.

Вся восьмая глава Ади-лилы «Чайтанья-чаритамри-

ты» объясняет, почему Кришнадас Кавирадж Госвами

взялся писать «Чайтанья-чаритамриту». Он был великим

кавираджей, замечательным поэтом, и поэтому преданные

обратились к нему с просьбой, чтобы он применил свой

талант, написав книгу об играх Господа. Кришнадас Ка-

вирадж, был человек очень скромный (что свойственно

всем преданным), он считал, что у него нет качеств для

того, чтобы писать биографию Шри Чайтаньи Махапраб-

ху. Но он был в то же время слугой вайшнавов, и когда они

стали уговаривать его взяться за этот труд, Кришнадас

Кавирадж согласился. Потом он получил благословение

от Божества Мадана-Мохана, и все вайшнавы при этом

присутствовали и тоже пришли к выводу, что Господь

хочет, чтобы Кришнадас Кавирадж Госвами написал

биографию Шри Чайтаньи Махапрабху. И только потом

Кришнадас Кавирадж приступил к ее созданию. Без ука-

зания вайшнавов он бы не стал этого делать.

Можно привести другой пример. Господь Нитьянан-

да оставил Свой дом и путешествовал двенадцать лет. В

течение всего этого времени Он не проповедовал сознание

Кришны, Он ждал указания Господа Чайтаньи. И только

потом, встретившись с Господом Гаурангой и получив от

Него указание проповедовать сознание Кришны, Господь

Нитьянанда стал проявлять Свои исполненные милосер-

дия лилы, даруя живым существам любовь к Богу.

Прославляя Вриндавана даса Тхакура, Кришнадас

Кавирадж Госвами говорит, что каждый, кто читает

«Чайтанья-Мангалу», сможет понять славу и истину о

Господе Чайтанье и Господе Нитьянанде. Они смогут

27

Шри Чайтанья-чаритамрита

постичь высшую истину. Иными словами, Кришнадас

Кавирадж Госвами утверждает, что «Чайтанья-Мангала»

содержит в себе все потому, что она дает любовь к Богу

каждому живому существу, которое ее слушает.

Как игры Господа, так и описания этих игр безгра-

ничны. Когда вайшнавы, следуя полученному указанию,

пишут литературные произведения об играх Господа, это

дарует наслаждение и предыдущим ачарьям, и Верховному

Господу, и всем тем, кто будет потом эти произведения

читать или слушать.

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж

Госвами одаривает своих читателей бесчисленными

благословениями. Он прославляет их на страницах этого

произведения, обращаясь к ним так: «О читатель «Шри

Чайтанья-чаритамриты», я хочу, чтобы пыль с твоих стоп

украсила мою голову. Я твой слуга. Я жажду получить

пыль с твоих стоп, потому что очень хочу слушать об этих

развлечениях Господа». Вайшнав всегда стремится про-

славлять преданных Господа, и мы можем видеть, как это

качество проявляется в Кришнадасе Кавирадже Госвами.

Он прославляет и других

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3