авторов, своих предшественни-
ков, и читателей, и Верховную Личность Бога.
Текст 37
бхагавате йата бхакти-сиддхантера сара
ликхийачхена инха джани’ карийа уддхара
В «Шри Чайтанья-Мангале» [позже известной как «Шри
Чайтанья-Бхагавата»] Шрила Вриндаван дас Тхакур, ци-
тируя авторитетные утверждения «Шримад-Бхагаватам»,
изложил истинную суть преданного служения.
29
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 38
‘чаитанйа-мангала’ шуне йади пашанди,йавана
сеха маха-ваишнава хайа татакшана
Даже если «Шри Чайтанья-Мангалу» слушает безнадеж-
ный атеист, он немедленно становится великим предан-
ным.
Текст 39
манушйе рачите наре аичхе грантха дханйа
вриндавана-даса-мукхе вакта шри-чаитанйа
Содержание этой книги настолько возвышенное, что ка-
жется, будто через произведения Шри Вриндавана даса
Тхакура говорит Сам Шри Чайтанья Махапрабху.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-
хупада в комментарии к этому стиху цитирует Шрилу
Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который часто
говорил, что придет время, когда люди всего мира будут
изучать бенгали, чтобы читать «Шри Чайтанья-чари-
тамриту» в подлиннике. Он также говорил, что нужно
читать «Чайтанья-Бхагавату». Когда преданный слушает
об играх Господа, в особенности от осознавших себя душ,
он получает огромное удовлетворение.
Кришнадас Кавирадж в этом стихе утверждает, что
«Чайтанья-Бхагавата» настолько хороша, что кажется,
будто устами Шрилы Вриндавана даса Тхакура говорит
Господь Чайтанья. Он снова прославляет своего предшес-
твенника. Это отличительная черта как Шрилы Криш-
надаса Кавираджа Госвами, так и Шрилы Вриндавана
даса Тхакура. Прославление преданных—неотъемлемая
30
Шри Чайтанья-чаритамрита
часть вайшнавской культуры. Вайшнавы не любят кри-
тиковать других, более того, им невыносимо слушать,
когда кого-то критикуют в их присутствии, это причиняет
им боль. Вайшнав не хочет даже замечать недостатки в
других людях, что уж говорить о том, чтобы ругать их
за эти недостатки. Вайшнаву естественно присуща спо-
собность и желание видеть в других хорошие качества
и прославлять их. Он прославляет преданных Господа и
их хорошие качества, а сам старается остаться в тени. Не
только авторы трансцендентной литературы проявляют
это качество, мы замечаем его в преданных, с которыми
нам доводится общаться.
Один брахман однажды спросил у Господа Чайтаньи:
«Что мне делать, если я раньше по неведению говорил о
преданных плохо?» «Тот, кто выпил яд,—ответил Гос-
подь,—должен выпить в качестве противоядия нектар
бессмертия. Твой язык произносил оскорбления в адрес
вайшнавов, так пусть же этот язык теперь их прославля-
ет—в молитвах и стихах. Так ты избавишься от оскор-
блений, которые ты совершал по неведению». Господь
не имел в виду лицемерные похвалы. Искренний и сми-
ренный преданный считает себя падшим, и когда видит
в других преданных хорошие качества, ему хочется их
прославить. Непреданный думает и действует совершен-
но иначе. Если гордый человек замечает в ком-то хоть
пустяковый недостаток, его неудержимо тянет раздуть
его, сделать из мухи слона. Он тщеславен, стремится к
признанию и старается всеми способами обратить на
себя внимание. Вайшнав же предпочитает оставаться в
тени. Если он и оказывается на виду, то только повинуясь
указанию Господа или преданных.
Преданный маха-бхагавата считает всех, кроме себя,
31
Шри Чайтанья-чаритамрита
слугами Кришны. Иногда, когда на то есть воля Господа,
он становится преданным второго уровня и проповедует
сознание Кришны. Вайшнав проповедует, потому что
этого хочет Господь. Себя он считает инструментом в
руках Господа. Когда преданный пишет книгу или про-
поведует, он является действующим лицом, и поэтому
со стороны может показаться, что он выдвигает себя на
первый план. Но на самом деле преданный стремится
прославлять вайшнавов, а сам оставаться в тени. Если он
оказывается на виду, то только потому, что повинуется
указанию Господа. Обычно преданный рассуждает так:
«У меня нет хороших качеств. Если мне и сопутствует
успех, то только потому, что я служу указанию возвы-
шенного вайшнава».
По милости Кришны мне довелось общаться с Рад-
ханатхой Махараджем. Наша беседа длилась около двух
часов. Махарадж старался доказать мне, что он приехал
на Украину, повинуясь моему указанию, и что я—его
повелитель, а он—мой слуга. Я возражал. Я утверждал,
что дело обстоит наоборот, и что он—мой повелитель, а
я—его слуга, и, в свою очередь, предлагал его вниманию
контрдоводы. Но Радханатх Махарадж разбивал все мои
аргументы один за другим. Под конец я признал себя
побежденным: «Ладно, сдаюсь,—сказал я.—Сознаюсь,
ты был прав, твоя взяла. Ты победил меня… И посколь-
ку победил ты, это значит, что ты выше меня, ты—мой
повелитель, а я твой слуга». На этом спор закончился.
Победил я. Разумеется, между Радханатхой Махараджем
и мной есть разница: он смиренный, а я просто старался
одержать над ним верх. Непритворное смирение очень
привлекательная черта—это украшение преданного.
Когда Господь видит в преданном такое смирение, Он
32
Шри Чайтанья-чаритамрита
чувствует, что поклонение этого преданного искреннее.
титикшавах каруниках
сухридах сарва-дехинам
аджата-шатравах шантах
садхавах садху-бхушанах
«Садху всегда терпелив, милостив и дружелюбен по от-
ношению ко всем живым существам. У него нет врагов
[аджата-шатравах], он умиротворен, следует наставле-
ниям писаний, и все его качества возвышенны» (Бхаг.,
3.25.21). Эти качества украшают вайшнава. Даже Господа
неодолимо влечет к такому вайшнаву и Он часто говорит
их устами (как в случае с Вриндаваном дасом Тхакуром).
Так проявляется могущество вайшнава. Благодаря сми-
рению, вайшнавы могут всегда помнить Господа.
Текст 40
вриндавана-даса-паде коти намаскара
аичхе грантха кари’ тенхо тарила самсара
Я предлагаю миллионы поклонов лотосным стопам Врин-
давана даса Тхакура. Никто другой не смог бы написать
такую прекрасную книгу для освобождения падших душ.
Текст 41
нарайани—чаитанйера уччхишта-бхаджана
танра гарбхе джанмила шри-даса-вриндавана
Нараяни всегда ела остатки пищи Чайтаньи Махапраб-
ху. Шрила Вриндаван дас Тхакур появился на свет из ее
чрева.
33
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 42
танра ки адбхута чаитанйа-чарита-варнана
йахара шраване шуддха каила три-бхувана
Как чудесно он описал развлечения Господа Чайтаньи!
Любой человек в этих трех мирах сможет очиститься, если
будет их слушать.
Текст 43
атаева бхаджа, лока, чаитанйа-нитйананда
кхандибе самсара-духкха, пабе премананда
Горячо призываю вас принять путь преданного служения,
который дал Господь Чайтанья и Нитьянанда, освободить-
ся от страданий материального бытия и обрести, наконец,
любовное служение Господу.
Текст 44
вриндавана-даса каила ‘чаитанйа-мангала’
тахате чаитанйа-лила варнила сакала
Шрила Вриндаван дас Тхакур написал «Шри Чайтанья-
Мангалу» и в ней