Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 6

авторов, своих предшественни-

ков, и читателей, и Верховную Личность Бога.

Текст 37

бхагавате йата бхакти-сиддхантера сара

ликхийачхена инха джани’ карийа уддхара

В «Шри Чайтанья-Мангале» [позже известной как «Шри

Чайтанья-Бхагавата»] Шрила Вриндаван дас Тхакур, ци-

тируя авторитетные утверждения «Шримад-Бхагаватам»,

изложил истинную суть преданного служения.

29

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 38

‘чаитанйа-мангала’ шуне йади пашанди,йавана

сеха маха-ваишнава хайа татакшана

Даже если «Шри Чайтанья-Мангалу» слушает безнадеж-

ный атеист, он немедленно становится великим предан-

ным.

Текст 39

манушйе рачите наре аичхе грантха дханйа

вриндавана-даса-мукхе вакта шри-чаитанйа

Содержание этой книги настолько возвышенное, что ка-

жется, будто через произведения Шри Вриндавана даса

Тхакура говорит Сам Шри Чайтанья Махапрабху.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-

хупада в комментарии к этому стиху цитирует Шрилу

Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который часто

говорил, что придет время, когда люди всего мира будут

изучать бенгали, чтобы читать «Шри Чайтанья-чари-

тамриту» в подлиннике. Он также говорил, что нужно

читать «Чайтанья-Бхагавату». Когда преданный слушает

об играх Господа, в особенности от осознавших себя душ,

он получает огромное удовлетворение.

Кришнадас Кавирадж в этом стихе утверждает, что

«Чайтанья-Бхагавата» настолько хороша, что кажется,

будто устами Шрилы Вриндавана даса Тхакура говорит

Господь Чайтанья. Он снова прославляет своего предшес-

твенника. Это отличительная черта как Шрилы Криш-

надаса Кавираджа Госвами, так и Шрилы Вриндавана

даса Тхакура. Прославление преданных—неотъемлемая

30

Шри Чайтанья-чаритамрита

часть вайшнавской культуры. Вайшнавы не любят кри-

тиковать других, более того, им невыносимо слушать,

когда кого-то критикуют в их присутствии, это причиняет

им боль. Вайшнав не хочет даже замечать недостатки в

других людях, что уж говорить о том, чтобы ругать их

за эти недостатки. Вайшнаву естественно присуща спо-

собность и желание видеть в других хорошие качества

и прославлять их. Он прославляет преданных Господа и

их хорошие качества, а сам старается остаться в тени. Не

только авторы трансцендентной литературы проявляют

это качество, мы замечаем его в преданных, с которыми

нам доводится общаться.

Один брахман однажды спросил у Господа Чайтаньи:

«Что мне делать, если я раньше по неведению говорил о

преданных плохо?» «Тот, кто выпил яд,—ответил Гос-

подь,—должен выпить в качестве противоядия нектар

бессмертия. Твой язык произносил оскорбления в адрес

вайшнавов, так пусть же этот язык теперь их прославля-

ет—в молитвах и стихах. Так ты избавишься от оскор-

блений, которые ты совершал по неведению». Господь

не имел в виду лицемерные похвалы. Искренний и сми-

ренный преданный считает себя падшим, и когда видит

в других преданных хорошие качества, ему хочется их

прославить. Непреданный думает и действует совершен-

но иначе. Если гордый человек замечает в ком-то хоть

пустяковый недостаток, его неудержимо тянет раздуть

его, сделать из мухи слона. Он тщеславен, стремится к

признанию и старается всеми способами обратить на

себя внимание. Вайшнав же предпочитает оставаться в

тени. Если он и оказывается на виду, то только повинуясь

указанию Господа или преданных.

Преданный маха-бхагавата считает всех, кроме себя,

31

Шри Чайтанья-чаритамрита

слугами Кришны. Иногда, когда на то есть воля Господа,

он становится преданным второго уровня и проповедует

сознание Кришны. Вайшнав проповедует, потому что

этого хочет Господь. Себя он считает инструментом в

руках Господа. Когда преданный пишет книгу или про-

поведует, он является действующим лицом, и поэтому

со стороны может показаться, что он выдвигает себя на

первый план. Но на самом деле преданный стремится

прославлять вайшнавов, а сам оставаться в тени. Если он

оказывается на виду, то только потому, что повинуется

указанию Господа. Обычно преданный рассуждает так:

«У меня нет хороших качеств. Если мне и сопутствует

успех, то только потому, что я служу указанию возвы-

шенного вайшнава».

По милости Кришны мне довелось общаться с Рад-

ханатхой Махараджем. Наша беседа длилась около двух

часов. Махарадж старался доказать мне, что он приехал

на Украину, повинуясь моему указанию, и что я—его

повелитель, а он—мой слуга. Я возражал. Я утверждал,

что дело обстоит наоборот, и что он—мой повелитель, а

я—его слуга, и, в свою очередь, предлагал его вниманию

контрдоводы. Но Радханатх Махарадж разбивал все мои

аргументы один за другим. Под конец я признал себя

побежденным: «Ладно, сдаюсь,—сказал я.—Сознаюсь,

ты был прав, твоя взяла. Ты победил меня… И посколь-

ку победил ты, это значит, что ты выше меня, ты—мой

повелитель, а я твой слуга». На этом спор закончился.

Победил я. Разумеется, между Радханатхой Махараджем

и мной есть разница: он смиренный, а я просто старался

одержать над ним верх. Непритворное смирение очень

привлекательная черта—это украшение преданного.

Когда Господь видит в преданном такое смирение, Он

32

Шри Чайтанья-чаритамрита

чувствует, что поклонение этого преданного искреннее.

титикшавах каруниках

сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах

садхавах садху-бхушанах

«Садху всегда терпелив, милостив и дружелюбен по от-

ношению ко всем живым существам. У него нет врагов

[аджата-шатравах], он умиротворен, следует наставле-

ниям писаний, и все его качества возвышенны» (Бхаг.,

3.25.21). Эти качества украшают вайшнава. Даже Господа

неодолимо влечет к такому вайшнаву и Он часто говорит

их устами (как в случае с Вриндаваном дасом Тхакуром).

Так проявляется могущество вайшнава. Благодаря сми-

рению, вайшнавы могут всегда помнить Господа.

Текст 40

вриндавана-даса-паде коти намаскара

аичхе грантха кари’ тенхо тарила самсара

Я предлагаю миллионы поклонов лотосным стопам Врин-

давана даса Тхакура. Никто другой не смог бы написать

такую прекрасную книгу для освобождения падших душ.

Текст 41

нарайани—чаитанйера уччхишта-бхаджана

танра гарбхе джанмила шри-даса-вриндавана

Нараяни всегда ела остатки пищи Чайтаньи Махапраб-

ху. Шрила Вриндаван дас Тхакур появился на свет из ее

чрева.

33

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 42

танра ки адбхута чаитанйа-чарита-варнана

йахара шраване шуддха каила три-бхувана

Как чудесно он описал развлечения Господа Чайтаньи!

Любой человек в этих трех мирах сможет очиститься, если

будет их слушать.

Текст 43

атаева бхаджа, лока, чаитанйа-нитйананда

кхандибе самсара-духкха, пабе премананда

Горячо призываю вас принять путь преданного служения,

который дал Господь Чайтанья и Нитьянанда, освободить-

ся от страданий материального бытия и обрести, наконец,

любовное служение Господу.

Текст 44

вриндавана-даса каила ‘чаитанйа-мангала’

тахате чаитанйа-лила варнила сакала

Шрила Вриндаван дас Тхакур написал «Шри Чайтанья-

Мангалу» и в ней

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4