Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 8

обстоятельствах не

следует критиковать вайшнава, потому что его ошиб-

ки—игры Господа.

Вриндаван дас Тхакур рассказывает нам об этом, что-

бы мы поняли, каким должно быть настоящее общество

вайшнавов. Преданные порой разочаровываются: «Где же

оно, хваленое вайшнавское поведение? Почему отношения

преданных не напоминают нектар?» Я прочту вам одно

из писем Шрилы Прабхупады на этот счет:

«Пожалуйста, прими мои благословения. Я

получил от тебя очень хорошее письмо, дати-

рованное десятым января 1972 года, и мне было

приятно прочитать о чувствах, которые ты в нем

выразил.

Когда преданные, твои духовные братья и сес-

тры, совершают ошибки, неумело управляют

храмом или плохо сотрудничают друг с другом,

причина не в имперсонализме, нет. Ошибаться

свойственно обусловленному живому существу.

Даже в духовном мире есть место и ошибкам, и

зависти. Гопи порой ссорятся друг с другом из-за

Кришны; Кришна, засмотревшись на Радхарани,

по оплошности начинает доить быка, а не корову.

39

Шри Чайтанья-чаритамрита

Порой бывает, что гопи, торопясь на свидание с

Господом, наносят по ошибке кункум на брови,

а черную краску для бровей используют вместо

кункумы. При этом они выглядят как маленькие

дети, которые, красясь, неумело размазывают по

лицу косметику. Таких примеров можно привести

много. Разумеется, ошибки и зависть в матери-

альном мире другого рода. В духовном мире они

трансцендентны, потому что их причина—Криш-

на. Когда одной гопи удается послужить Криш-

не особенно хорошо, другой хочется сделать

что-нибудь для Господа еще лучше. Это можно

назвать завистью, но завистью трансцендентной,

в ней нет зла.

Сознание Кришны это не утопия. Поскольку

преданные—личности, у них есть недостатки.

Но они посвятили все, что у них было, Кришне:

деньги, способности, доброе имя, богатство, об-

разование, и поэтому их недостатки стали транс-

цендентными. Даже если они делают что-нибудь

неправильно, они делают это для Кришны».

Шрила Прабхупада пишет в своем письме Атрее

Риши*:

«Человека, который со всей решительностью пос-

вятил себя преданному служению, следует считать

святым, даже если он совершил отвратительный

поступок, потому что он выбрал правильный

путь» (Б.-г., 9.30). Преданные Кришны—самые

* ?????? ????? ????, ??????, 4 ??????? 1972 ????

40

Шри Чайтанья-чаритамрита

возвышенные люди этой планеты. Они лучше

королей, лучше всех. Об этом следует помнить и

видеть в них лучшие качества. Мы должны брать

пример с пчел, которые ищут нектар.

Не будьте похожими на утопистов, которые, как

мухи, слетаются на открытые язвы; не ищите в

человеке изъянов. Утописты ищут утопию, но

поскольку они не могут ее найти, и поскольку в

каждом видят недостатки, им хочется исчезнуть,

раствориться, стать ничем. И тогда их утопией

становится имперсонализм.

Если между преданными возникают разногла-

сия, то имперсонализм здесь ни при чем. Это

естественно, потому что преданные—личности, и

такие разногласия не следует принимать слишком

близко к сердцу. Преданный всегда смотрит на

материальный мир с изрядной долей скепсиса,

но к духовной жизни относится с оптимизмом.

Знай, что любой человек, который служит Криш-

не,—лучший из людей».

Шрила Прабхупада пишет в этом письме об идеалистах

(он называет их утопистами). Такие люди полагают, что

преданные должны быть безупречными, и разочаровы-

ваются, когда видят, что они тоже совершают ошибки.

Идеалист приходит к выводу, что общество преданных,

увы, нельзя назвать утопией, и становится имперсона-

листом. Но Шрила Прабхупада советует не принимать

ошибки преданных и разногласия между ними слишком

близко к сердцу. Даже в духовном мире преданные совер-

шают ошибки. «Ошибки будут всегда,—говорит Шрила

41

Шри Чайтанья-чаритамрита

Прабхупада,—потому что мы личности». Вайшнав зна-

ет, что недостатки есть у всех, но он не обращает на них

внимание. Шрила Прабхупада приводит такое сравнение:

вместо того, чтобы искать на луне пятна, нужно ценить

ее за свет, которым она озаряет мир.

Однажды Шрила Прабхупада рассказал своим учени-

кам историю об одном завистнике, чей друг детства стал

судьей. Когда он узнал об этом от своего приятеля, то не

мог этому поверить: «Он судья? Быть этого не может! Мы

же вместе выросли! В жизни не поверю, что он, которого

я помню сызмала, сидит теперь в судейском кресле». «Да

нет же,—убеждает его приятель,—я собственными глаза-

ми видел его в суде». «Да? В таком случае, я уверен, что

ему не платят зарплату!»—нашелся завистник.

Вольность в общении порождает неуважение. Завис-

тник не мог поверить своим ушам: «Как же так? Он стал

судьей, а я как был никем, так никем и остался! Быть

этого не может! Если он и судья, то внештатный». Шрила

Прабхупада услышал эту историю от Бхактисиддханты

Сарасвати. Герой истории—яркий пример завистника,

для которого невыносимо видеть, что у другого человека

есть хорошие качества или что ему сопутствует удача. У

него сразу возникает непреодолимое желание вывернуть

все наизнанку и найти в этом человеке изъян. Вайшнавы

так не поступают. Вайшнав ищет хорошие качества в че-

ловеке, он не похож на муху, которую привлекают язвы.

Тот, кто когда-нибудь пробовал отогнать мух от грязного

места, знает, что это невозможно. Мухам также нравится

садиться на открытые раны, их тянет к ним, как магнитом.

Примерно то же самое происходит с критиканом. Как бы

убедительно вы ни объясняли ему, что нельзя говорить о

людях плохо, как бы ни старались изменить его отноше-

42

Шри Чайтанья-чаритамрита

ние к ним, он не в силах себя сдержать.

Кто-нибудь может указать на то, что упрекать челове-

ка в пристрастии к критиканству—тоже критиканство, но

иногда это бывает необходимо. В 1999 году на семинаре

о праджалпе по «Бхактьялоке» Шрилы Бхактивиноды

Тхакура, мы подробно говорили о том, что рассказывать

о недостатках, чтобы учить, можно и нужно. Шрила Бхак-

тивинода Тхакур приводит в качестве примера Шукадеву

Госвами, когда он в «Шримад-Бхагаватам» рассказывает

о домохозяевах, ночью занимающихся сексом, а днем

зарабатывающих деньги. Шукадева Госвами охаракте-

ризовал их как людей, которые привязаны к богатству

и дому. Иногда говорить о недостатках других людей

необходимо, чтобы объяснить, почему такое поведение

неправильное и его нужно избегать.

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6