Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 9

Преданные должны

понимать, что хорошо, а что плохо, но в то же время им

нет нужды чрезмерно сосредоточиваться на недостатках

других людей. Раз уж на то пошло, наши собственные

недостатки должны быть для нас объектом куда более

пристального внимания. Вайшнав не обращает внимания

на недостатки, он видит в других преданных искренность

и ценит ее. Порой это бывает трудно. Когда какой-ни-

будь преданный ведет себя не так, как мы ожидали, мы

приходим к выводу, что он не настоящий преданный. В

таком случае, вместо того, чтобы перебирать в уме его

недостатки, лучше искать общества тех преданных, в

которых мы видим хорошие качества, а к преданным,

с которыми у нас не установились хорошие отношения,

относится уважительно, но не общаться так близко.

Шрила Рупа Госвами пишет в «Упадешамрите», что

мы должны выражать почтение по отношению к предан-

ному-неофиту в уме. Если вышло так, что к кому-нибудь

43

Шри Чайтанья-чаритамрита

из преданных мы питаем неприязнь, лучше выражать

ему почтение, но держаться при этом на расстоянии—это

поможет нам относится к его недостаткам более отстра-

ненно. Близко общаться следует с теми преданными, в

которых мы видим хорошие качества. Однако, если для

нас все преданные недостаточно хороши, это явный при-

знак того, что проблема заключается в нас самих и нас

можно сравнить с мухой, которую привлекает грязь. Хотя

такой вывод напрашивается сам собой, к сожалению, не

каждый способен его сделать. Если преданный горд, он

скорее решит, что все дело в том, что он слишком хорош

для окружающих. «Я опережаю этих преданных в ду-

ховном росте,—подумает он,—в таком обществе трудно

развиваться духовно». Если он все же ищет возможности

общаться с теми преданными, в которых видит хорошие

качества, тогда случай не безнадежный. Он будет слушать

из их уст кришна-катху, служить им, и постарается вос-

принимать все, что от них исходит, как милость Кришны.

Но и в этом случае существует опасность: иногда неофиты,

которые полагают, что окружение их недостойно, ищут

общества признанных вайшнавов только из тщеславия,

рассчитывая на то, что близкое общение с возвышенным

вайшнавом придаст им в глазах преданных значимости.

Им не хочется прославлять вайшнавов, наоборот: они

используют их, чтобы прославить себя. К счастью, вели-

кие личности прекрасно знают, как вести себя с такими

людьми, и, к счастью, они очень милостивы.

Валлабха Бхатта написал комментарий на «Шримад-

Бхагаватам» и хотел прочесть его Господу Чайтанье,

чтобы говорить потом преданным, будто Господь оценил

и одобрил его труд. Но Господь не стал его слушать. Каж-

дый раз, когда Валлабха Бхатта заговаривал с Господом

44

Шри Чайтанья-чаритамрита

о своем комментарии, Господь переводил разговор на

другую тему. Валлабху Бхатту это очень огорчало, и в

конце концов его гордость была сломлена. Он, было,

пытался уговорить преданных, чтобы они послушали его

комментарий, но преданные видели, как Господь Чайта-

нья обходился с Валлабхой Бхаттой, и поэтому слушать

его комментарий не отваживались. У Валлабхи Бхатты

совсем опустились руки.

Господь Чайтанья был очень милостив к Валлабхе

Бхатте и разбил его гордость. Позже Он рассказал ему,

что Он поступил с ним так, как в свое время обошелся с

Индрой. Гордый человек не может развиваться духовно.

Господь Чайтанья не любит гордых, Его привлекает

смирение, причем не напускное, а подлинное. Преданный

искренне считает себя падшим, потому что видит, каки-

ми хорошими качествами обладают другие преданные.

Поэтому всмотритесь в преданных, окружающих вас,

и найдите в них хорошие качества. Они есть, в этом нет

сомнений. Замечайте их и говорите о них, прославляйте

преданных. Именно такое отношение друг к другу создает

то, что мы называем общество преданных.

Харидас Пандит был адоша-дарши, он видел хоро-

шие качества в других и не замечал недостатков. Всей

душой он старался доставить вайшнавам удовольствие.

«Вокруг меня столько прекрасных вайшнавов. Я должен

им служить»—думал Харидас, и всегда искал возможнос-

ти сделать что-то для преданных. Настоящий вайшнав

никогда не будет использовать других с тем, чтобы они

служили ему. Он хочет быть слугой преданных Господа,

а не делать их своими слугами. Они же видят в нем это

качество и хотят служить ему. Это ключ к тайне, как на-

учиться привлекать людей к служению Господу—нужно

45

Шри Чайтанья-чаритамрита

относиться к ним, как относится настоящий вайшнав.

Поведение вайшнава рождает в сердцах людей благодар-

ность и стремление сделать что-нибудь для него в ответ:

«Он так добр ко всем нам и хочет нам служить. Как можно

принимать от него служение?! Я не могу, это немыслимо!

Лучше я сам стану ему служить. Он думает о нашем бла-

ге, забывая о себе. Я хочу сделать для него что-нибудь».

Так возникают любовные взаимоотношения, так растет

общество вайшнавов.

Мы все в ответе друг за друга. Почему-то думают, что

эта ответственность возложена на плечи кого-то другого,

что такое отношение должен проявлять кто-то еще—я

же буду служить только тем, кто мне нравится. Нет, нет.

Мы все, каждый из нас должен воспитывать в себе такое

отношение, учиться вести себя как подобает настоящему

вайшнаву.

Когда мы видим, с какой любовью и смирением

возвышенные вайшнавы общаются между собой, наши

сердца тают. Вайшнавы по природе мягкосердечны, по-

тому что они страстно желают удовлетворить Господа и

Его преданных. Таким вайшнавом был Харидас Пандит.

Кришнадас Кавирадж Госвами рассказывает о том, что

Харидас Пандит был наделен этим качеством в отличи-

тельной степени. Отношение автора «Шри Чайтанья-ча-

ритамриты» к Харидасу Пандиту можно понять по тому,

что, рассказывая историю возникновения этой книги, он

говорит о том, что именно Харидас Пандит уговорил его

начать этот труд. «Харидас Пандит попросил меня напи-

сать биографию Господа. Что мне оставалось!—пишет

Кришнадас Кавирадж.—Мне пришлось согласиться, ведь

он такой замечательный преданный, и я должен служить

ему. Он так хотел слушать об играх Господа, так умолял

46

Шри

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7