Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 10

Чайтанья-чаритамрита

меня написать эту книгу! Я обязан был написать, чтобы

порадовать его, а также и других вайшнавов. Я бессо-

вестный и ни на что не годный, но я взялся за этот труд,

потому что такие возвышенные вайшнавы просили меня

об этом». Так Кришнадас Кавирадж открывает свое сер-

дце. Такие прекрасные отношения!

Мы должны страстно желать получить возможность

сделать что-нибудь для преданных, с которыми мы об-

щаемся, стараться им служить и держать двери наших

сердец всегда открытыми. Мы можем учиться на мно-

гочисленных примерах, за которыми далеко ходить не

надо—«Чайтанья-чаритамрита» изобилует прекрасной

вайшнава-сангой.

Вопрос: Что значит держать сердце открытым?

Ответ: Если мы не ищем в людях недостатков, наше сер-

дце будет открытым—открытым для того, чтобы видеть

хорошие качества, чтобы служить людям. Это также зна-

чит, что мы должны выражать любовь. Об этом говорит в

«Упадешамрите» Шрила Рупа Госвами: нужно предлагать

дары и открывать свой ум, рассказывая о сокровенном.

Так проявляется любовь. Сердце должно быть открытым

для отношений любви. Не стоит ожидать чего-то взамен,

потому что это не любовь, а торговля. Любовь это когда

сердце открыто для служения. «Как мне служить им?»—

так проявляется любовь. Если это чувство искренно, оно

будет взаимным. Взаимность возникает естественно, а

не по требованию. Человек отвечает взаимностью, по-

тому что он этого хочет, его никто не принуждает. Так

и с Кришной. Для Него естественно любить Своих пре-

данных, Он хочет их любить. Кришна страстно желает

47

Шри Чайтанья-чаритамрита

им служить, прославлять их. Это так понятно, ведь они

любят Его, и Ему хочется ответить им взаимностью. Это

естественно. Но если мы думаем, что нам должны ответить

взаимностью, отношения не будут естественными.

???-????, 8.72-73

????, 10 ??? 2000 ????

Текст 72

море аджна карила сабе каруна карийа

тан-сабара боле ликхи нирладжджа ха-ийа

Преданные милостиво повелели мне описать последние

развлечения Шри Чайтаньи Махапрабху. Исключительно

повинуясь их приказу, я, хотя с моей стороны это бессовес-

тная дерзость, стал писать «Чайтанья-чаритамриту».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Описывать транс-

цендентные игры Верховной Личности Бога—труд неза-

урядный. Если человека не уполномочил на это высший

авторитет или возвышенный преданный, он не может

создавать трансцендентную литературу, потому что

произведения такого рода должны быть безукоризнен-

ными. В них не должно быть ошибок, присущих мирской

литературе: иллюзий, обмана или огрехов, вызванных

несовершенством материальных чувств.

Слова как Самого Кришны, так и представителей

ученической последовательности, авторитетны. Быть

уполномоченным писать трансцендентную литерату-

ру—это привилегия, которой можно гордиться. Но Криш-

надас Кавирадж Госвами был смиренным вайшнавом, и

его очень смущало, что ему выпала честь рассказывать о

развлечениях Господа Чайтаньи Махапрабху.

48

Шри Чайтанья-чаритамрита

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-

хупада предупреждает, что невозможно писать трансцен-

дентные произведения, если вас не уполномочил на то

высший авторитет, потому что такая литература должна

быть безукоризненна. Обусловленным душам свойственно

ошибаться, и если человек начинает толковать писания,

пускаться в вольные рассуждения, в особенности, об играх

Господа, это порождает беспорядок. Прабхупада часто

цитировал стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101):

шрути-смрити-пуранади-

панчаратра-видхим вина

«Преданное служение, которое совершают не в соответс-

твии со шрути, смрити и Пуранами, становится в обще-

стве источником беспокойства». Шрути исходят из уст

Господа, смрити—из уст вайшнавов, которых Господь

уполномочил рассказывать о Его играх. Смрити так же

хороши, как и шрути. Если предположить обратное, со-

здается противоречие. Но для того, чтобы смрити были

не хуже шрути, вайшнав, который пишет трансценден-

тную литературу, должен получить на это полномочия.

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Книги, которые

написал Вриндаван дас Тхакур, так же хороши, как если

бы их автором был Господь Чайтанья». Смрити не хуже

шрути, потому что Господь Сам говорит устами вайшна-

ва, которого Он уполномочил писать трансцендентную

литературу. О песнях Нароттамы даса Тхакура, например,

Вишванатха Чакраварти Тхакур говорил, что это шастры.

Господь проявляет Себя в творениях таких вайшнавов.

Если же человек описывает игры Господа по собственной

прихоти, его произведение, как говорит Шрила Прабху-

49

Шри Чайтанья-чаритамрита

пада, только вводит людей в заблуждение. Бывают также

случаи так называемой раса-бхасы, смешения вкусов, в

особенности, когда описывают развлечения Господа.

Но вайшнавы, которых Господь уполномочил создавать

трансцендентные произведения, хорошо разбираются в

видах раса-бхасы и умеют рассказывать об играх Господа

очень последовательно.

В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается о брах-

мане из Бенгалии, который очень хотел написать стихи,

прославляющие Господа Гаурангу (речь идет не о Валлаб-

хе Бхатте, а о другом брахмане). Он написал несколько

стихов о Господе Чайтанье и отправился в Джаганнатха

Пури, чтобы прочесть Ему их. Этот брахман был знаком

с Бхагаваном Ачарьей, одним из спутников Господа, и,

придя в Пури, сразу отправился к нему просить, чтобы

тот устроил ему встречу с Господом. Бхагаван Ачарья

послушал стихи этого брахмана, и они ему очень пон-

равились. Он был так тронут, что решил представить

брахмана другим вайшнавам, которые тоже пришли в

восторг от его поэзии.

У Господа Чайтаньи был очень строгий, раз и на-

всегда заведенный, порядок: все стихи и поэмы, прежде

чем попасть к Нему, передавали сначала на рассмотрение

Сварупе Дамодаре, который хорошо разбирался в настро-

ениях преданного служения, и, если в произведении были

какие бы то ни было противоречия и несогласованность,

Сварупа Дамодара непременно их замечал. Господь Чай-

танья не любил слушать сочинения, содержащие подоб-

ные недочеты, и все это знали. Поэтому Бхагаван Ачарья

попросил Сварупу Дамодару послушать стихи брахмана

и представить их Господу.

Сварупа Дамодара сразу предупредил Бхагавана

50

Шри Чайтанья-чаритамрита

Ачарью, что, если в стихах есть хотя бы тень раса-бхасы,

Господу они не понравятся. Только полностью вручив

себя Верховному Господу можно писать стихи, прослав-

ляющие Его. «Стихи этого брахмана именно такие,—уве-

рял его Бхагаван Ачарья.—Ты просто дай добро, а он

прочтет их Господу. На это Сварупа Дамодара ответил:

«Ты простой, наивный мальчик-пастушок—какие бы

тебе стихи ни читали, ты будешь с радостью их слушать».

Но Бхагаван Ачарья настаивал, и, наконец, Сварупа

Дамодара сдался.

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8