Кавирадж
спросил разрешения и у вайшнавов, и у Кришны. Полу-
чив милость гуру и Кришны, он смог создать «Чайтанья-
чаритамриту», выдающееся произведение. Нужно брать
пример с Кришнадаса Кавираджа Госвами. Каждый, кто
хочет писать о Кришне, сначала должен спросить разре-
шения у духовного учителя и Кришны.
Господь пребывает в сердце каждого, а духовный
учитель—его непосредственный представитель. Поэтому
Кришна—антар-бахих—находится и внутри, и снаружи.
Сначала необходимо стать чистым преданным, неуклонно
следовать регулирующим принципам и ежедневно повто-
рять на четках шестнадцать кругов маха-мантры Харе
Кришна. Когда человек почувствует, что находится на
уровне вайшнава, он должен обратиться за разрешением
к духовному учителю и ждать, пока Кришна из сердца
подтвердит это разрешение. Тогда, если преданный очень
искренний и чистый, он может писать трансцендентные
произведения—в прозе или стихах.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Кришнадас
Кавирадж Госвами относился ко всем преданным, как
к наставникам, гуру. Получив от них указание написать
биографию Господа Чайтаньи, он также решил спросить
на это разрешения у Мадана-мохана, Самого Кришны.
55
Шри Чайтанья-чаритамрита
Шрила Прабхупада подчеркивает снова и снова: о Гос-
поде рассказывают не по прихоти, а повинуясь указанию
свыше. В другом месте Шрила Прабхупада говорит, что
преданный, который взялся писать трансцендентную
литературу, не должен мечтать о славе писателя. «Если
преданный пишет для того, чтобы очиститься, это прием-
лемая причина,—говорит Шрила Прабхупада,—потому
что прославление Господа очищает».
Человек может прославить Господа только в той
мере, в которой он осознает Его величие. В «Шримад-
Бхагаватам» (1.18.23) есть стих:
ахам хи пришто ’рйамано бхавадбхир
ачакша атмавагамо ’тра йаван
набхах патантй атма-самам пататтринас
татха самам вишну-гатим випашчитах
«Птицы в небе поднимаются настолько высоко, насколько
позволяют их возможности, так и сведущие трансценден-
талисты описывают Господа в той мере, в какой они Его
постигли». Если преданный старается чисто прославлять
Кришну в меру своего понимания, Господь оценит его
усилия, и преданный получит благо. Пытаясь прославлять
Господа, мы очищаемся, однако не стоит стремиться не-
пременно издавать свои книги—для этого нужно получить
благословения вайшнавов. Преданные иногда публикуют
книги, которые предварительно не были одобрены, и это
таит в себе определенную опасность.
Кришнадас Кавирадж Госвами написал «Чайта-
нья-чаритамриту» не для того, чтобы издать ее, а чтобы
доставить удовольствие вайшнавам. Когда Господь дал
ему благословения писать биографию Господа Чайтаньи,
Кришнадас Кавирадж Госвами проникся желанием сде-
56
Шри Чайтанья-чаритамрита
лать это ради Его удовлетворения. Еще один пример—
Шрила Прабхупада. Он публиковал книги, потому что
таково было желание Шрилы Бхактисиддханты, иначе
он бы к этому не стремился. В конце каждой книги, в осо-
бенности это касается «Чайтанья-чаритамриты», Шрила
Прабхупада подробно объяснял, что, когда он переводил
эту книгу и составлял комментарии к ней, он основывался
на высшем авторитете и следовал высшему указанию.
Если преданный создает трансцендентную литературу, по-
винуясь такому приказу, тогда в его произведениях будет
и чистота, и сила. В этом случае читатель, соприкасаясь
с такой книгой, соприкасается с Кришной.
кали-калера дхарма—кришна-нама-санкиртана
кришна-шакти вина нахе тара правартана
«Пока человек не получил полномочия от Верховной Лич-
ности Бога, он не может распространять славу Господа»
(Ч.-ч., Антья, 7.11).
Шрила Прабхупада говорит, что сначала человек
должен стать чистым преданным, строго следовать регу-
лирующим принципам и ежедневно повторять на четках
шестнадцать кругов маха-мантры, и только став вайшна-
вом, он может обратиться к духовному учителю за разре-
шением писать о трансцендентных развлечениях Господа.
Затем он должен ожидать, пока Господь из сердца под-
твердит его полномочия. Нужно быть очень осторожным
и не пытаться вольно истолковывать это утверждение.
Если очень хочется переиначить смысл утверждения в
свою пользу, для этого, разумеется, всегда найдутся воз-
*«????????-????» (10.10).
57
Шри Чайтанья-чаритамрита
можности. Но человек должен сто раз подумать, прежде
чем решить, что он находится на таком уровне, когда
его качества позволяют ему непосредственно общаться с
Кришной в сердце.
Однажды Шрила Прабхупада разговаривал с одним
своим учеником из Нью-Вриндавана о тех людях, кото-
рые полагают, будто способны разговаривать с Кришной
непосредственно. «Ты доказал им, что они неправы, на-
помнил им, с кем Кришна говорит из сердца?—поинтере-
совался Шрила Прабхупада. Преданный замялся, не зная,
что ответить, но Шрила Прабхупада продолжал настой-
чиво спрашивать его, а затем очень рассердился.—С кем
Кришна разговаривает? Он ведь не с каждым говорит из
сердца, но только с теми, кто предан Ему всей душой, кто
поклоняется Ему с любовью! Тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам*—„Тем, кто предан Мне
всей душой и поклоняются Мне с любовью, Я даю знания,
благодаря которым они могут прийти ко Мне“. Более
того,—продолжал Шрила Прабхупада,—как вообще
можно без гуру служить Кришне с любовью?»
Человек должен получить наставления духовного
учителя и посвятить им всю свою жизнь, и только тогда
он будет способен слышать, что Кришна говорит ему
из сердца. Шрила Прабхупада особо подчеркивал, что
Господь не станет говорить из сердца с любым челове-
ком. Так и в рассматриваемом нами случае преданный,
который хочет описывать трансцендентные игры Гос-
пода, должен помнить, что есть два авторитета: гуру и
Кришна. Сначала нужно принять прибежище вайшнавов,
получить от них разрешение, а потом получить одобрение
со стороны Господа. И тогда, если преданный искренний
и чистый, он будет способен создавать трансцендентные
58
Шри Чайтанья-чаритамрита
произведения.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученики тоже
писали. Он говорил много раз своим ученикам, что писать
книги—их обязанность, и поэтому необходимое указание
с его стороны есть. Но следует помнить, что намерения
должны быть чисты. Не следует думать, что, получив
указание от духовного учителя писать книги, можно вос-
пользоваться этим для достижения собственных целей.
Кришнадас Кавирадж Госвами не только получил указа-
ния старших вайшнавов, он также стремился удовлетво-
рить их. Таковы были его побуждения, и других не было.
Вайшнавы очень хотели слушать о Господе Чайтанье, и
он, чтобы удовлетворить их желание, написал Его биогра-
фию. Именно это имеет в виду Шрила Прабхупада, когда
говорит: «Если побуждения чисты и человек искренен, он
может создавать трансцендентные