Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 12

Кавирадж

спросил разрешения и у вайшнавов, и у Кришны. Полу-

чив милость гуру и Кришны, он смог создать «Чайтанья-

чаритамриту», выдающееся произведение. Нужно брать

пример с Кришнадаса Кавираджа Госвами. Каждый, кто

хочет писать о Кришне, сначала должен спросить разре-

шения у духовного учителя и Кришны.

Господь пребывает в сердце каждого, а духовный

учитель—его непосредственный представитель. Поэтому

Кришна—антар-бахих—находится и внутри, и снаружи.

Сначала необходимо стать чистым преданным, неуклонно

следовать регулирующим принципам и ежедневно повто-

рять на четках шестнадцать кругов маха-мантры Харе

Кришна. Когда человек почувствует, что находится на

уровне вайшнава, он должен обратиться за разрешением

к духовному учителю и ждать, пока Кришна из сердца

подтвердит это разрешение. Тогда, если преданный очень

искренний и чистый, он может писать трансцендентные

произведения—в прозе или стихах.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Кришнадас

Кавирадж Госвами относился ко всем преданным, как

к наставникам, гуру. Получив от них указание написать

биографию Господа Чайтаньи, он также решил спросить

на это разрешения у Мадана-мохана, Самого Кришны.

55

Шри Чайтанья-чаритамрита

Шрила Прабхупада подчеркивает снова и снова: о Гос-

поде рассказывают не по прихоти, а повинуясь указанию

свыше. В другом месте Шрила Прабхупада говорит, что

преданный, который взялся писать трансцендентную

литературу, не должен мечтать о славе писателя. «Если

преданный пишет для того, чтобы очиститься, это прием-

лемая причина,—говорит Шрила Прабхупада,—потому

что прославление Господа очищает».

Человек может прославить Господа только в той

мере, в которой он осознает Его величие. В «Шримад-

Бхагаватам» (1.18.23) есть стих:

ахам хи пришто ’рйамано бхавадбхир

ачакша атмавагамо ’тра йаван

набхах патантй атма-самам пататтринас

татха самам вишну-гатим випашчитах

«Птицы в небе поднимаются настолько высоко, насколько

позволяют их возможности, так и сведущие трансценден-

талисты описывают Господа в той мере, в какой они Его

постигли». Если преданный старается чисто прославлять

Кришну в меру своего понимания, Господь оценит его

усилия, и преданный получит благо. Пытаясь прославлять

Господа, мы очищаемся, однако не стоит стремиться не-

пременно издавать свои книги—для этого нужно получить

благословения вайшнавов. Преданные иногда публикуют

книги, которые предварительно не были одобрены, и это

таит в себе определенную опасность.

Кришнадас Кавирадж Госвами написал «Чайта-

нья-чаритамриту» не для того, чтобы издать ее, а чтобы

доставить удовольствие вайшнавам. Когда Господь дал

ему благословения писать биографию Господа Чайтаньи,

Кришнадас Кавирадж Госвами проникся желанием сде-

56

Шри Чайтанья-чаритамрита

лать это ради Его удовлетворения. Еще один пример—

Шрила Прабхупада. Он публиковал книги, потому что

таково было желание Шрилы Бхактисиддханты, иначе

он бы к этому не стремился. В конце каждой книги, в осо-

бенности это касается «Чайтанья-чаритамриты», Шрила

Прабхупада подробно объяснял, что, когда он переводил

эту книгу и составлял комментарии к ней, он основывался

на высшем авторитете и следовал высшему указанию.

Если преданный создает трансцендентную литературу, по-

винуясь такому приказу, тогда в его произведениях будет

и чистота, и сила. В этом случае читатель, соприкасаясь

с такой книгой, соприкасается с Кришной.

кали-калера дхарма—кришна-нама-санкиртана

кришна-шакти вина нахе тара правартана

«Пока человек не получил полномочия от Верховной Лич-

ности Бога, он не может распространять славу Господа»

(Ч.-ч., Антья, 7.11).

Шрила Прабхупада говорит, что сначала человек

должен стать чистым преданным, строго следовать регу-

лирующим принципам и ежедневно повторять на четках

шестнадцать кругов маха-мантры, и только став вайшна-

вом, он может обратиться к духовному учителю за разре-

шением писать о трансцендентных развлечениях Господа.

Затем он должен ожидать, пока Господь из сердца под-

твердит его полномочия. Нужно быть очень осторожным

и не пытаться вольно истолковывать это утверждение.

Если очень хочется переиначить смысл утверждения в

свою пользу, для этого, разумеется, всегда найдутся воз-

*«????????-????» (10.10).

57

Шри Чайтанья-чаритамрита

можности. Но человек должен сто раз подумать, прежде

чем решить, что он находится на таком уровне, когда

его качества позволяют ему непосредственно общаться с

Кришной в сердце.

Однажды Шрила Прабхупада разговаривал с одним

своим учеником из Нью-Вриндавана о тех людях, кото-

рые полагают, будто способны разговаривать с Кришной

непосредственно. «Ты доказал им, что они неправы, на-

помнил им, с кем Кришна говорит из сердца?—поинтере-

совался Шрила Прабхупада. Преданный замялся, не зная,

что ответить, но Шрила Прабхупада продолжал настой-

чиво спрашивать его, а затем очень рассердился.—С кем

Кришна разговаривает? Он ведь не с каждым говорит из

сердца, но только с теми, кто предан Ему всей душой, кто

поклоняется Ему с любовью! Тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам*—„Тем, кто предан Мне

всей душой и поклоняются Мне с любовью, Я даю знания,

благодаря которым они могут прийти ко Мне“. Более

того,—продолжал Шрила Прабхупада,—как вообще

можно без гуру служить Кришне с любовью?»

Человек должен получить наставления духовного

учителя и посвятить им всю свою жизнь, и только тогда

он будет способен слышать, что Кришна говорит ему

из сердца. Шрила Прабхупада особо подчеркивал, что

Господь не станет говорить из сердца с любым челове-

ком. Так и в рассматриваемом нами случае преданный,

который хочет описывать трансцендентные игры Гос-

пода, должен помнить, что есть два авторитета: гуру и

Кришна. Сначала нужно принять прибежище вайшнавов,

получить от них разрешение, а потом получить одобрение

со стороны Господа. И тогда, если преданный искренний

и чистый, он будет способен создавать трансцендентные

58

Шри Чайтанья-чаритамрита

произведения.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученики тоже

писали. Он говорил много раз своим ученикам, что писать

книги—их обязанность, и поэтому необходимое указание

с его стороны есть. Но следует помнить, что намерения

должны быть чисты. Не следует думать, что, получив

указание от духовного учителя писать книги, можно вос-

пользоваться этим для достижения собственных целей.

Кришнадас Кавирадж Госвами не только получил указа-

ния старших вайшнавов, он также стремился удовлетво-

рить их. Таковы были его побуждения, и других не было.

Вайшнавы очень хотели слушать о Господе Чайтанье, и

он, чтобы удовлетворить их желание, написал Его биогра-

фию. Именно это имеет в виду Шрила Прабхупада, когда

говорит: «Если побуждения чисты и человек искренен, он

может создавать трансцендентные

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10